Быстрый темп инноваций в ИТ и перемен в обществе создал у ИТ-директоров в органах государственного управления ощущение безотлагательности и готовность экспериментировать в рамках инициатив «умного города» и открытых данных, отмечает Gartner. Будучи правильно спланированы, эти устремления поставят первопроходцев в госсекторе в самый центр ИТ-инноваций в обществе.

«Граждане всё шире используют технологии обработки персональных данных и социальные сети, чтобы лучше организовать свою жизнь, поэтому государственные органы и коммерческие организации наращивают свои инвестиции в ИТ-инфраструктуру и управление ею, — пишет Энтони Маллен (Anthony Mullen), директор исследования Gartner. — Результатом является создание открытых платформ, которые дают возможность гражданам, группам людей и компаниям осваивать новое, лучше взаимодействовать, и в конечном счете предоставляя полезные для них решения, удовлетворяющие их потребности как жителей города».

Как результат, Gartner прогнозирует, что к 2019 году 50% жителей городов-миллионеров будут ощущать выигрыш от программ «умного города», по собственной воле предоставляя свои персональные данные. Объем и разнообразие данных, генерируемых гражданами, будут продолжать расти как следствие растущей распространенности потребительских устройств и Интернета вещей. Граждане будут ощущать определенные выгоды такого пассивного предоставления данных в результате взаимодействия госслужб и коммерческих организаций. Однако по мере того, как это «гипервзаимодействие» (hyperconnectivity) набирает силу, граждане будут всё отчетливее сознавать ценность этих данных о своей жизни и будут готовы сами делиться ими для извлечения полезного результата «в нужный момент».

Этот процесс предоставления данных ускоряется стремлением к эффективности и удобству. Так, одним из главных затруднений при взаимодействии граждан с госслужбами является сложность прохождения через множество инстанций. Простой вопрос «Имею ли я право голосовать?» может потребовать сложных процедур, изучения правил и посещения многих вебсайтов.

Как результат, граждане отдают предпочтение диалоговым платформам, таким как виртуальный консультант или чат-бот, вместо традиционных приложений и вебсайтов. Госслужбы также приспосабливаются к этим переменам. К примеру, Управление общественной безопасности штата Юта разрешает пройти экзамен на водительские права с помощью Amazon Echo, а власти Сингапура в сотрудничестве с Microsoft ведут работу над проектом «разговорной платформы», намереваясь создать чат-боты для целого ряда госуслуг.

Одно из последствий этого — быстро растущий объем генерируемых машиночитаемых данных о том, как граждане взаимодействуют с госслужбами и службами своего города, что создает громадную возможность разработать порталы открытых данных, которые могут повысить эффективность, удобства для пользователей, продвигая при этом инновацию и принося доход государственным организациям.

«Порталы открытых данных в городах не есть что-то новое, но многие порталы сегодня являются машиночитаемыми лишь в ограниченной степени и потому имеют ограниченную коммерческую ценность, — пишет Беттина Трац-Райан (Bettina Tratz-Ryan), вице-президент исследования Gartner. — Город становится „умным“, когда данные собираются и управляются так, что позволяют предоставить ценные потоки в реальном времени, а не просто ретроспективную статистику или отчеты».

Некоторые города уже строят биржи данных, особенно в свете растущих потоков от IoT. Одним из примеров может служить Data Exchange Копенгагена, предпринимающая самые первые шаги по «подключению» горожан к данным, предоставляя доступ к городским данным по Сети и набор инструментов («lenses»), чтобы просматривать информацию.

Следующий шаг в построении настоящей торговой площадки — это предоставить и организовать эти данные так, чтобы создать возможность их коммерческого использования. Gartner прогнозирует, что к 2020 году 20% всех органов местного самоуправления будут получать доход от «расширенных» (value-added) открытых данных через порталы («рынки») данных. Ключ к монетизации — в том, чтобы автоматизировать и расширить пользовательский интерфейс, дав возможность гражданам и коммерческим клиентам обнаруживать данные, выполнять их подготовку, выявлять закономерности и делиться ими с членами группы или в организации.

«Пользователи будут иметь ряд опций оплаты за доступ к данным в зависимости от их целей, — пишет Трац-Райан. — Обычный горожанин может просто участвовать в [этом на принципах] „демократии данных“ и иметь бесплатный доступ в ответ на предоставление собственных данных, тогда как коммерческое использование может потребовать поделиться доходом с распорядителем данных либо покупки лицензии на доступ к источнику дополненных данных».

Источник: Gartner

Версия для печати (без изображений)   Все новости