Как показало недавнее исследование рынка «интернета вещей», проведенное iKS-Consulting, на текущий момент в России IoT-решения и близкие к ним решения по удаленному автоматизированному управлению пока имеют минимальное распространение.

При этом резко выделяется роль государственного сектора (В2G), представленного решениями «умного города» и частично внедрениями телематических решений на транспорте. Согласно оценкам iKS-Consulting, сегмент B2G генерирует более 80% всех доходов российского рынка IoT. Помимо прямого спроса на решения со стороны государственного сектора, государство также играет заметную роль в стимулировании развития IoT в качестве регулятора. К примеру, в розничной торговле, распространению различных IoT-решений способствуют такие нормативно-правовые изменения как поэтапное внедрение системы маркировки товаров, изменения в правилах отображения цены, реформа использования контрольно-кассовых аппаратов и т.д.

Большая часть IoT-решений в государственном секторе внедряется в сегментах общественной безопасности, транспорта и коммунальной инфраструктуры

Государство стимулирует распространении технологий «интернета вещей» через государственные программы цифровизации и автоматизации управления городской инфраструктуры. Сегмент «умный город» определяют следующие программы:

  • программы внедрения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» для улучшения общественной безопасности и охраны порядка в городах,
  • программы развития интеллектуально-транспортной сети (ИТС) для управления городской транспортной сетью и транспортными потоками,
  • программы улучшения энергоэффективности в коммунальной энергетике.

В 2016 г. общий объем финансирования программ развития «умного города» вырос на 6,4% по сравнению с предыдущим годом, превысив 45 млрд руб. Рост произошел прежде всего благодаря увеличению финансирования системы «безопасного города» в Санкт-Петербурге, а также вследствие резкого увеличения финансирования программ развития интеллектуальных транспортных сетей в регионах. При этом следует отметить, что рост финансирования обеспечивается за счет региональных и муниципальных бюджетов, а не федеральных.

Развитие аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» на сегодняшний день является крупнейшим сегментом рынка «умного города» России, составляя около 82% всех финансовых средств (около 37 млрд. руб. в 2016 г.) При этом свыше половины финансирования в сегменте «Безопасного города» было направлено на развитие московской системы, которая на 85% была профинансирована за счет столичного бюджета.

В сегменте интеллектуально-транспортных сетей (ИТС) в 2016 году общее финансирование составило, по оценкам iKS-Consulting, свыше 5 млрд. руб. При этом московский бюджет составлял значительно меньшую часть общего объема средств, поскольку основная часть финансовых средств была получена в предыдущие годы.

Финансирование решений «умного города» через программы энергоэффективности остается незначительным — всего около 3 млрд. в 2016 г. Основная часть проектов связана с модернизацией систем уличного освещения, чаще всего осуществляемых по схеме энергосервисного контракта. Вследствие ограниченности государственного финансирования в данном сегменте именно эта модель, при которой модернизация объектов осуществляется за счет заказчика и в счет достигнутой в ходе реализации проекта экономии, является наиболее перспективной.

Источник: Пресс-служба iKS-Consulting

Версия для печати (без изображений)   Все новости