Вопросом, как сделать бизнес эффективнее, задаются все деловые люди. Недавно у предпринимателей, занимающихся розничными продажами (как традиционными, так и онлайновыми), появился еще один вариант ответа на этот вопрос: уже отмечалось, что в отечественной торговле ускоренными темпами совершается широкомасштабная цифровая революция, коренным образом меняющая взаимоотношения граждан, бизнеса и государства. Не секрет, что торговым предприятиям эта революция несет определенные проблемы. В то же время она открывает перед ними новые возможности по анализу продаж в реальном масштабе времени и с точностью до конкретного кассового аппарата.

Напомним: согласно федеральному закону № 54-ФЗ от 22.05.2003 (в редакции от 03.07.2016) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» c 1 июля 2017 г. все владельцы контрольно-кассовой техники (ККТ) — точнее говоря, организации и индивидуальные предприниматели, работающие по основной или упрощенной системе налогообложения — должны были прекратить использование имеющихся у них стационарных и мобильных кассовых терминалов с доброй старой ЭКЛЗ (электронной контрольной лентой защищённой и оснаститься ККТ с так называемым фискальным накопителем (о том, какие функции он реализует, подробно рассказывается в 54-ФЗ).

Кроме того, они должны заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД), через которого все данные с онлайн-касс в режиме реального времени будут поступать в ФНС. Список компаний, имеющих статус ОФД, и располагающих комплектом соответствующих лицензий, можно найти на сайте ФНС. Он не так велик. Одной из первых в сентябре прошлого года этот статус получила компания «Платформа ОФД» (юридическое название ООО «Эвотор ОФД»), стратегическими партнерами и основатели которой являются Сбербанк, АТОЛ и «Эвотор».

О динамике цифровой революции в отечественной торговле, инициированной новейшей версией федерального закона № 54-ФЗ, генеральный директор компании «Платформа ОФД» Алексей Баров говорит так: «По данным ФНС, в марте этого года к операторам ОФД было подключено 100 тыс. ККТ; в апреле — 300 тыс. ККТ; в мае — 500 тыс. ККТ; в июне — 860 тыс. ККТ; в июле — 1,05 млн. ККТ, а в августе — 1,2 млн. ККТ. Ожидается, что в сентябре-октябре к ОФД подключится еще 100-150 тыс. ККТ. Таким образом, общее число онлайн-касс через месяц может превысить 1,3 млн шт. При этом в настоящее время в ФНС ежедневно передается до ста миллионов чеков в день. При этом только „Платформа ОФД“ в сутки передает в ФНС по 25-30 млн. чеков, поступающих к ней от более чем 300 тыс. касс, принадлежащих более чем 100 тыс. компаний, расположенных в различных регионах нашей страны».

Алексей Баров вспоминает: «В начале кассовой реформы со стороны предпринимателей было много вопросов о том, как правильно выбрать ОФД и как к нему подключиться. Теперь же практически все предприниматели перед заключением контракта задают ОФД примерно такие вопросы: а смогу ли я в личном кабинете посмотреть общую статистику продаж за тот или иной период времени и сравнить её со статистикой за предыдущие расчетные периоды; смогу ли я посмотреть, как выглядит динамика продаж того или иного конкретного продукта; смогу ли я сравнить продажи различных торговых точек? Ну и так далее».

Вообще говоря, операторы фискальных данных не обязаны заниматься аналитикой продаж клиентов. В то же время данная услуга может рассматриваться, как дополнительный сервис, не только повышающий конкурентоспособность конкретного ОФД, по и позволяющий ему увеличить свои доходы. Если сейчас доходы компании «Платформа ОФД» формируются исключительно от платежей за оказание базовых услуг, предусмотренных федеральным законом № 54-ФЗ, то к концу будущего года примерно 20% этого дохода могут обеспечить дополнительные услуги, связанные с аналитикой торговых данных.

Не секрет, что существуют системы автоматизации торговли, которые дают ответы на все эти вопросы. Но они достаточно дороги и не всегда просты в установке и эксплуатации. Поэтому используют их в основном крупные торговые сети. Теперь же такого рода аналитика (мониторинг бизнеса) становится доступна средним и небольшим торговым предприятиям. Так например, в настоящее время в компании «Платформа ОФД» формируется отдел по работе с данными. Среди прочего, он занимается разработкой системы распознавания и классификации товарных позиций с использованием технологии нейронных сетей, чтобы помочь предпринимателям анализировать свои товарные потоки, грамотно классифицировать товары, и развивать бизнес на основе полученной информации. Cообщается, что к настоящему времени данная компания уже инвестировала в нейронные сети несколько миллионов рублей.

О проблемах, возникающих в ходе реализации кассовой реформы, Алексей Баров говорит так: «Одна из них состоит в том, что процесс получения новой кассы или модернизации старой может затянуться на полгода. Именно поэтому не все предприниматели смогли уложиться в сроки, предусмотренные федеральным законом № 54-ФЗ. Особенно те, которые тянули до последнего и начали предпринимать конкретные шаги лишь за несколько недель до наступления 1 июля. Кроме того, процесс получения новых касс или модернизации старых связан с определенными финансовыми затратами. Не все оказались к ним готовы. Тем не менее, данная кассовая реформа, на мой взгляд, прошла фантастически успешно. Обратите внимание — скоро грядет её второй этап. Согласно текущей версии 54-ФЗ, с 1 июля 2018 года на использование онлайн-касс должны также перейти индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН), а также плательщики ЕНВД. По предварительным оценкам, к июню будущего года этой категории продавцов потребуется ещё около миллиона новых онлайн-касс».

Вообще говоря, онлайн-передача чеков в налоговые органы — не российское изобретение. Такого рода процедуры в настоящее время используют около 40 стран мира (включая Китай и Южную Корею). Рассмотрим некоторые плюсы этой процедуры для российских предпринимателей. Так например, раньше торговые компании должны были раз в год сдавать в ФНC не только ленточные фискальные накопители (ЭКЛЗ), но и целую кипу бумажных документов, связанных с продажами. Кроме того, они были обязаны 5 лет хранить документы, связанные с продажами. Теперь же от этих забот торговые предприниматели, использующие онлайн-кассы, освобождены, а обязанность пятилетнего хранения электронных чеков возложена на ОФД.

Немаловажно и то, что должно резко уменьшиться число проверок торговцев со стороны ФНС. Ведь теперь все их продажи ФНС и так может контролировать в реальном времени. Предполагается, что и конкуренция среди торговцев станет честнее: ведь под влиянием цифровой революции в отечественной торговле, инициированной новейшей версией федерального закона № 54-ФЗ, рынка должны уйти продавцы, которые уклоняются от уплаты НДС и тем самым создают себе конкурентные преимущества.

Источник: Владимир Митин, для crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости