В самых разных областях традиционных индустрий полным ходом идут процессы «цифровой трансформации». Все чаще ответом на рыночные вызовы и проблемы развития становятся решения, использующие современные цифровые и коммуникационные возможности, но при этом кардинальным образом меняющие сложившиеся бизнес-схемы. Зачастую «цифровая трансформация» для компании больше, чем средство для усиления конкурентоспособности, а необходимость для возможности остаться на рынке.

Согласно прогнозам голландского банка ING, к 2060 году половину продукции в мире будут изготавливать на 3D-принтерах, что приведет к радикальным изменениям в различных областях индустрии и бизнеса, в том числе, и в розничной торговле одеждой и обувью. Однако, радикальные изменения произойдут гораздо быстрее, более того, они уже происходят, зачастую совсем не требуя принципиально новых технологий производства. Революция в обувном ритейле возможна с использованием имеющихся производственных мощностей, но с добавкой цифровых решений на разных этапах создания товара.

«Облака» от Microsoft и 3D-сканер для ног способны перевернуть традиционный обувной ритейл, как показывает решения Else, одного из самых перспективных фэшн-стартапов Италии по версии Forbes. Компания Else создала решение, позволяющее легко и просто создавать современные обувные ателье, которые требуют заметно меньших вложений, чем традиционные обувные магазины, более эффективны и могут соответствовать трендам современного ритейла.

Современный ритейл переживает непростые времена, причем весь, а не только обувной. У массового населения меньше денег на покупки (особенно на избыточные), меньше времени на походы в магазины (шоппинг больше не в тренде), мода отходит на второй план постепенно теряя смысл для массового потребителя (следовательно, традиционные маркетинговые инструменты работают все хуже и хуже), растет популярность стиля «нормкор» (и не совсем понятно, как производителям выпускать обувь, модели которой слабо отличаются друг от друга, и как их продвигать, если бренды утрачивают свое значение). Выход можно найти в персонификации изделий.

Несмотря на ширящуюся «нормкоролизацию», многие пользователи положительно воспринимают возможность даже минимальной персонификации обуви — пусть это будет выбор сочетаний цвета, фурнитуры и материала, из которого изготовлены туфли. Опросы показали, что покупатели готовы ждать персонифицированный заказ до тридцати дней, в то время, как желаемое время ожидания доставки традиционного «стандартного заказа» у современного покупателя на порядок меньше и исчисляется одним-двум днями, как отметила Наталья Чиненова, руководитель магистратуры «Менеджмент и маркетинг в индустрии моды» НИУ ВШЭ и главный экспертом Fashion Consulting Group по бизнес-технологиям в ритейле.

Остается понять, как удовлетворить запросы клиента на персонифицированный заказ. Содержать модельный ряд, каждая товарная позиция в котором представлена во всем спектре возможных решений — слишком накладно. Отшивать обувь вручную в зависимости от пожеланий заказчика — тоже слишком дорогостоящий вариант, в современных экономических условиях для массового рынка в принципе неприемлемый.

Выход: размещать заказ на фабрике, чтобы промышленным способом выполнять персонифицированную пару обуви и доставить ее заказчику курьерской службой: «до двери», в почтомат или в пункт самовывоза. Тогда в точке продаж нет необходимости держать склад, а достаточно образцов продукции и фрагментов доступных материалов для изготовления/оформления, доступных для тактильного знакомства (как это показано на фото). Отсутствие необходимости склада и складских запасов радикально снижает стоимость открытия ритейловой точки для обувного ритейла.

Однако, напомним, что речь идет об обуви, к которой по понятным причинам требования удобства повышенные. Конечно, перед оплатой товара необходима примерка, но нужно максимально увеличить вероятность того, что сшитая обувь сядет «по ноге». Для этого и нужен специализированный 3D-сканер для ступней (Else брендирует одну модель и готова поставлять своим заказчикам, но есть и другие) и софт, который позволяет анализировать оцифрованные данные и на их основе выдавать практически-значимые рекомендации.

Теоретически снятые 3D-сканером данные c ноги будут настолько детальны, что вполне подойдут для создания уникальной пары туфель, как отмечает Андрей Голуб, основатель и генеральный директор Else, но в большинстве случаев это не требуется. Как показывает практика, достаточно простейшего анализа, позволяющего выбрать оптимальные для данного клиента варианты из готовых моделей обуви в имеющейся коллекции продавца. Это проще в техническом плане — на фабрике не нужно будет создавать принципиально новую обувь, а достаточно отшить модель, уже доведенную до промышленного производства, разумеется, с учетом пожеланий заказчика по материалам и цветам.

Компания Else, как отмечает г-н Голуб, готова поставлять как готовые решения на базе своих разработок (актуально для SMB, когда возможность создания софта под свои нужны у компаний ограничена), так и предоставлять API для своих систем, созданных для «облака» Microsoft (это актуально для крупных компаний, которым все равно придется интегрировать новый софт в состав своих интернет-магазинов, а в более широком плане — CRM-решений). Выбор платформы Microsoft Azure позволяет упростить разработку, обслуживание и масштабирование проектов, как отметил г-н Голуб.

На мероприятии было продемонстрировано уже действующее решение, созданное для Face Shoes. Итальянский бренд Face Shoes предоставляет необычные возможности широкой персонификации обуви при помощи вышивки. Можно вышивать как инициалы и надписи (в том числе, разные для левых и для правых туфель), можно создавать произвольные рисунки (после предварительной оцифровки и векторизации, причем последняя происходит с учетом возможности программируемой машинки для вышивки). При этом для оптимизации выбора модели, которую будут готовить под заказчика, разумеется, будут применять решения Else на платформе Microsoft.

Распространение новых технологий активизирует тренд в обувной индустрии Италии — возврат от крупных супермаркетов к маленьким ателье, отмечает Андреа Падован, владелец итальянского ателье San Lazzaro и бренда Face Shoes. Только многие ателье получатся нового типа — там по-прежнему будет проходить общение с клиентом, выбор модели, возможно, даже оплата заказа, но сам пошив обуви будут выполнять фабричным способом. Такой подход позволит сохранить качество обуви, но при этом радикально снизить затраты на ритейл, что позволит камерным ателье успешно конкурировать с крупными супермаркетами, а также, в частности, упростит выход на этот рынок новых небольших компаний.

На российский рынок разработки компании Else можно переносить уже сейчас, насколько они окажутся востребованными в имеющейся экономической ситуации и когда можно будет заказывать обувь в маленьких ателье российских городов, пока сказать сложно. Арсений Тарасов, директор по цифровой трансформации Microsoft в России и СНГ, отмечает, что Azuro и другие инструменты корпорации открывают широчайший простор для transformation в области любой индустрии. О наиболее выразительных представители корпорации обещали рассказывать подробно, привлекая своих партнеров и их заказчиков.

Источник: crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости