Интерес бизнеса к облачным технологиям продолжает возрастать: по данным* за 2016 год 66% компаний уже используют в своей работе облачные сервисы. За последние 5 лет эта цифра увеличилась в 2 раза — в 2012 такие технологии были внедрены только у 22% участников исследования.

В то же время заметно, что распространение технологии набрало обороты в 2014 году. Если до этого «покрытие» облака ежегодно возрастало на 4-5%, то за последние 3 года рост составляет 10-11%. На фоне этого заметно уменьшение доли компаний, которые только задумываются внедрить облачные технологии — похоже, планы активно трансформируются в действия.

Помимо доли покрытия, рост зоны охвата облачных технологий можно представить в числе рабочих процессов, запущенных в облаке. На сегодня эта цифра превышает 200 млн и, согласно прогнозам, через 3 года возрастет вдвое.

Наибольшая доля — у SaaS: 74% всех облачных услуг. У IaaS и PaaS — соответственно 18% и 8%. Если говорить о прогнозах, к 2020 году распределение обещает быть примерно таким же с незначительным снижением доли IaaS в пользу PaaS.

Соответственно заметен рост и мирового рынка публичной IaaS. Согласно исследованиям, в 2016 году его размер составил $25.3 млрд, к концу 2017 ожидается итоговая цифра $34.6 млрд.

Высокий темп роста сохранится как минимум следующие несколько лет. По прогнозам, к 2020 году рынок IaaS возрастет вдвое — до $70 млрд.

Бизнес держит руку на пульсе

Если говорить о расходах компаний, которых пользуются облаком, эти цифры тоже предсказуемо возрастают с каждым годом. Сегодня бизнес расходует на программное и аппаратное обеспечение публичной облачной инфраструктуры $77 млрд в год. Эта цифра увеличится вдвое уже к 2020 году и почти втрое — к 2026.

Активнее всех пользуются облачными услугами компании из Северной Америки — компании среднего и малого бизнеса этого региона в среднем расходуют на облачную инфраструктуру около $9.5 тыс. Немного скромнее расходы стран Европы, Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки, а также Латинской Америки и Карибского бассейна — $5-5.9 тыс.

Скромнее всех инвестирует в облако бизнес из стран Африки (за исключением региона севернее Сахары).

Распределяя бюджет на облачные решения, почти половину средств компании закладывают на SaaS. Далее идет доля IaaS — 30% бюджета и PaaS — почти 20%.

Один из последних трендов 2017 года заключается в том, что все больше пользователей покидают публичные облака и возвращаются к частным и гибридным облачным инфраструктурам. Главная причина этого — опасения на счет информационной безопасности, а также желание сохранить полный контроль над данными, повысить производительность и снизить финансовые затраты. Еще один фактор: в большинстве случаев вендоры публичного облака представляют свои услуги в рамках утвержденных шаблонов (к примеру, дают определенный размер виртуальных машин, скорость) — и такие ограничения не всегда оптимальны для потребителей. Частные и гибридные провайдеры оказываются более гибкими, чем и завоевывают лояльность клиентов.

AWS vs Microsoft

Самый популярный облачный вендор — AWS, он охватывает 56% рынка. Немного уступает по охвату Microsoft Azure: его услуги используют 43% компаний, которые пользуются облаком.

Доли охвата остальных вендоров значительно меньше: услугами Rackspace пользуются 17%, VMWare vCloud Air — 14%, IBM Cloud/Softlayer— 11%.

Однако больше всех зарабатывает среди вендоров Microsoft — $9.2 млрд в год. AWS, лидер по охвату, имеет на 2 млрд меньше доходов — речь идет о $7.6 млрд. Это можно объяснить тем, что потребители услуг Microsoft — это преимущественно средний и крупный бизнес, тогда как весомая часть клиентов AWS — веб-разработчики, которые покупают недорогие пакеты или же пользуются бесплатными услугами.

Немного меньше, чем Microsoft и AWS, зарабатывает Salesforce — $6.2 млрд и IBM — $4.9 млрд. Пятерку лидеров замыкает Adobe с доходом чуть более $3 млрд в год.

Подытожим: главные тренды

С каждым годом все больше компаний используют облачные технологии. Сегодня количество рабочих процессов, запущенных в облаке, превышает 200 млн, а через 3 года эта цифра увеличится вдвое.

Соответственно, мировой рынок IaaS активно растет: в 2016 году его размер составил $25 млрд, к концу 2017 ожидается итоговая цифра $34 млрд. Высокий темп роста сохранится как минимум следующие несколько лет. По прогнозам, к 2020 году рынок IaaS возрастет вдвое — до $70 млрд.

Сегодня компании расходуют на программное и аппаратное обеспечение публичной облачной инфраструктуры $77 млрд в год, и с каждым годом эти цифры растут. Активнее всех пользуются облачными услугами компании из Северной Америки, Европы и Центральной Азии. Наименее инвестирует в облако бизнес из стран Африки.

Наблюдается популярный тренд: пользователи покидают публичные облака и возвращаются к частным и гибридным облачным инфраструктурам. Главная причина этого — опасения на счет информационной безопасности.

Самый популярный вендор — AWS, он охватывает 56% рынка. Однако больше всех зарабатывает Microsoft — $9 млрд в год. AWS — на 2 млрд меньше.

«Облачные технологии начали получать широкое распространение на рынке c 2011 года — в связи с ростом вычислительных мощностей, — отмечает Ярослав Талабуев, директор по облачным сервисам компании Colobridge. — Как правило, рынок встречает инновации с опаской и неким недоверием. Соответственно, резкий прирост популярности и продаж в 2014-2015 можно объяснить тем, что к тому времени технологии успели оправдать себя в глазах бизнеса. Потребители — на своем опыте или по рекомендациям коллег из других компаний — разобрались, что это такое и как это можно использовать для своих задач.

Ожидается, что за следующие 3 года рынок IaaS увеличится вдвое. О „потолке роста“ пока что говорить рано: если в Европе и Северной Америке доля проникновения облака — порядка 70-90%, то рынок стран Африки и Юго-Восточной Азии пока не насыщен этими технологиями. В странах СНГ облачными услугами пользуются только 15-20% компаний. Так что, определенно, росту — быть. Еще 5 лет назад облачных вендоров можно было перечислить на пальцах. Сегодня их сотни — соответственно, уровень предоставления сервиса растет, цена падает, конкуренция делает свое дело.

Что касается спроса на тот или иной тип услуг, SaaS, IaaS и PaaS — это разные продукты для разных покупателей. Небольшие компании начинают „щупать“ облака, вынося небольшие сервисы и используя SaaS — к, примеру, Dropbox или почта для домена. Соответственно, SaaS всегда будет набирать обороты, так как сегмент малого и среднего бизнеса всегда велик. Если облако понравилось, то компания задумается о выносе в облако того или иного сервиса — на этам этапе ее начинает интересовать IaaS. Это определяет спрос на инфраструктурные услуги».

* Статистические данные приводятся по дайджесту Colobridge «Досье IaaS — анализ рынка 2011-2026 гг» на основе исследований Bitkom, Clutch.co, Gartner, IDG, Odin, Parrales, 451 Research, Wikibon.

Источник: Инга Глухова, специалист-аналитик

Версия для печати (без изображений)   Все новости