Gartner представил свои главные прогнозы на 2019 год и далее. Они охватывают три главные сферы влияния продолжающихся цифровых инноваций: искусственный интеллект (ИИ) и связанные с ним навыки, культурные трансформации и преобразование процессов в продукты как результат растущих цифровых возможностей и непрерывных теперь изменений самих концепций в ИТ.

«Поскольку развитие концепций в ИТ продолжает опережать способность организаций идти с ними в ногу, возникает вероятность того, что многие перемены будут всё больше казаться хаотичными. Но это не означает, что в них нет порядка. Ключ в том, чтобы ИТ-директора сумели найти те практические действия, которые можно разглядеть в этом хаосе», — пишет в пресс-релизе Дарил Пламмер (Daryl Plummer), вице-президент и почетный сотрудник (Fellow) Gartner.

«Непрерывно идущие изменения можно обратить в актив, если организация заострит свое видение так, чтобы прозревать надвигающееся будущее еще до перемен, которые оно возвещает. Если нет такой возможности, следует предпринять больше усилий, дабы разглядеть необходимость изменения образа мышления в организации. Используя любой из этих двух подходов, можно найти нужные практические действия даже в, казалось бы, не относящихся к делу прогнозах будущего».

Аналитики Gartner представили десять главных стратегических прогнозов в ходе своей традиционной конференции «Gartner Symposium/ITxpo» в Орландо, шт. Флорида.

До 2020 года 80% проектов в области ИИ будут оставаться алхимией, творимой волшебниками, чьи дарования не будут широко представлены в организации.

В последние пять лет растущая популярность методов ИИ способствовала распространению таких проектов в самых разных организациях по всему миру. Однако идущие перемены продолжают опережать выпуск знающих специалистов в этой области. В том, что касается методов ИИ, требуются не только серьезные технические знания — нужны математически грамотные специалисты обработки данных, изобретательные инженеры систем данных, мастера скрупулезного исследования операций и искусные логисты.

«Подавляющее большинство имеющихся специалистов по методам ИИ умеют взять те или иные ингредиенты, но лишь очень немногие достаточно компетентны, чтобы приготовить блюдо по рецепту — не говоря уж о том, чтобы придумать новое, — пишет Пламмер. — До 2020 года большая часть проектов ИИ будет оставаться блюдом, приготовленным на бутиковых ИТ-кухнях. Собственные кухни с возможностью систематической и вкусной готовки появятся, когда организации перестанут рассматривать ИИ как экзотическое кулинарное искусство и начнут ставить на первое место деловую ценность».

К 2023 году в развитых странах будет на 80% меньше пропавших людей по сравнению с 2018 годом благодаря распознаванию лиц с использованием ИИ.

В течение последующих нескольких лет сопоставление черт лица и 3D-моделирование лиц станут важными составляющими процесса обработки при сборе данных о подверженных группах населения, таких как дети, пожилые люди или страдающие теми или иными расстройствами. Такие меры уменьшат количество пропавших людей, не приводя к множеству ложных обнаружений в больших толпах, как то воображает себе публика. Самый большой прогресс будет достигнут благодаря более надежному захвату изображения, созданию библиотек изображений, стратегии анализа изображений и позитивному принятию обществом. Кроме того, с усовершенствованием средств ИИ на устройствах и периферийного функционала на камерах, в частном и госсекторе можно будет предварительно фильтровать данные изображений вместо того, чтобы посылать все видеопотоки в облако для обработки.

К 2023 году количество посещений отделений неотложной помощи в США сократится на 20 млн благодаря переводу хронических больных на виртуальный уход с применением ИИ.

Нехватка клинических врачей, особенно в сельских и некоторых городских районах, побуждает поставщиков медицинских услуг искать новые подходы к оказанию помощи. Виртуальный уход за пациентами во многих случаях показал себя более удобным и экономически оправданным, чем привычные визиты к врачу. Исследование Gartner показывает, что успешное использование виртуального ухода помогает контролировать затраты, повышает качество оказания услуг и доступность самого ухода. Без осуществления таких перемен привычные, негибкие методы оказания помощи, требующие физического присутствия, будут делать поставщиков медицинских услуг всё более неконкурентоспособными. Этот переход не будет легким и потребует пересмотра отношения к альтернативным подходам, а также изменения финансовых моделей в здравоохранении.

К 2023 году 25% организаций будут требовать от своих сотрудников подписку о запрете кибертравли, но 70% таких инициатив потерпят неудачу.

Чтобы предотвратить действия, причиняющие вред репутации компании, работодатели хотят ужесточить правила поведения для сотрудников (в том числе, направленные против харассмента и дискриминации) при использовании ими социальных сетей. Логичным шагом является подписание соглашения о запрете кибертравли. Как вариант, можно обновить прежние соглашения о нормах поведения, включив в них пункт о запрете травли по цифровым каналам.

«Однако, сам кибербуллинг не прекращается с подписанием соглашения; он прекращается с изменением [корпоративной] культуры, — пишет Пламмер. — Такое изменение культуры должно включать обучение сотрудников тому, как распознать кибербуллинг, и предоставление им средств, чтобы сообщить о нем, когда они его видят. Сформулируйте реалистичные политики, в которых будут сбалансированы меры сдерживания и четко прописанные нормы, регулирование или мониторинг поведения. Обеспечьте, чтобы сотрудники понимали, почему нужны эти меры и как от них выиграют организация и они сами».

До 2022 года 75% организаций, имеющих группы по работе с клиентами, отражающие личностное многообразие и культуру инклюзивности, превысят свои намеченные финансовые показатели.

Руководители всех уровней в организациях понимают позитивное влияние политики личностного многообразия и инклюзивности (D&I) на показатели бизнеса. Ключевым требованием бизнеса в настоящее время является быстрота принятия верных решений на самом низовом уровне, в идеале — на уровне контакта с клиентом. Чтобы создать команды, обладающие культурой инклюзивности, организации должны выйти за рамки очевидных признаков различий, таких как пол или раса, и набирать людей с различным стилем работы и образом мышления. Чтобы действительно обеспечить, что инициативы D&I вносят непосредственный вклад в деловые результаты, нужно управлять их масштабом и участием в них сотрудников. Есть множество технологий, помогающих значительно расширить масштаб и повысить эффективность коррекции, чтобы диагностировать текущее состояние инклюзивности, формировать руководителей, развивающих эти принципы, и внедрять инклюзивность в повседневную практику бизнеса.

К 2021 году 75% реализаций блокчейна для потребителей будут страдать «отравлением прайвеси» — наличием в цепочке блоков персональных данных, вследствие чего не будет соблюдаться закон о неприкосновенности частной жизни.

Компании, внедряющие блокчейн-системы, не решая при этом вопросы конфиденциальности, идут на риск хранения персональных данных, которые нельзя удалить, не нарушив целостности цепочки. Публичный блокчейн — такая же псевдо-анархическая автономная система, как Интернет. Никто не может подать в суд на Интернет или привлечь Интернет к ответственности за передаваемые данные. Точно так же и публичный блокчейн нельзя засудить за находящееся внутри содержимое.

Любая организация, управляющая процессами, использующими публичный блокчейн, должна держать копию всей цепочки блоков как обязательную часть своих систем регистрации данных. Публичная цепочка блоков, «отравленная» персональными данными, не может быть заменена, анонимизирована и/или структурно удалена из общего реестра. Следовательно, такая организация будет не в силах обеспечить требуемое хранение записей, соблюдая при этом законы о неприкосновенности частной жизни.

К 2023 году правила ePrivacy увеличат затраты на онлайн-бизнес, сведя к минимуму использование «куки», что подорвет сегодняшний механизм дохода от интернет-рекламы.

GDPR (Генеральный регламент о защите персональных данных в ЕС) и другие вводимые вскоре правила, такие как Закон штата Калифорния о защите прайвеси потребителей 2018 года и ePrivacy, всё больше ограничивают использование куки-файлов, суживая сферу того, что составляет «осознанное согласие». Будет уже недостаточно, чтобы пользователь просто согласился принять куки, как сейчас, — он должен будет выразить свое прямое согласие с тем, что именно будет отслеживать куки и как будет использовано это отслеживание.

«Никакой из сегодняшних или будущих законов не будет 100%-ным запретом на персонализированную рекламу. Тем не менее, законодательство лишает силы существующую инфраструктуру интернет-рекламы и ее игроков, — пишет Пламмер. — Сегодняшний механизм дохода от рекламы — это замысловатое переплетение компаний, имеющих возможность прослеживать действия отдельных лиц, собирать персональные данные, анализировать их, прогнозировать поведение и предлагать прицельную рекламу. Перекрывая этот поток данных, а также делая некоторые вещи незаконными, [новые правила], как минимум, нарушают тот тонкий баланс обслуживания и предложения услуг, который сложился за десятилетия свободного использования данных».

В период до 2022 года быстрый переход на цифровые рельсы будет преобразовывать внутренние процессы организаций во внешние приносящие доход продукты, опираясь на облачную экономику и гибкость облака.

В течение многих лет ИТ-подразделения организаций, разработавшие уникальные инструменты, хотели вывести их на рынок, чтобы они работали на благо организации, но экономические, технические и другие аспекты не давали этому свершиться. Облачная инфраструктура и поставщики облачных услуг меняют всю эту динамику. Способность обеспечить требуемый масштаб прикладного решения — это теперь обязанность провайдера облака. Крупнейшие витрины приложений берут на себя дистрибуцию и аспекты маркетинга. Более простые и доступные, облачные инструменты намного облегчают поддержку и расширение приложений как продуктов. Облако позволяет также перенести цифры внутренних финансовых отчетов из статьи капитальных в текущие расходы. По мере того, как более агрессивно действующие компании преобразуют свои внутренние процессы и данные в продаваемые решения и начинают сообщать о росте цифрового дохода, другие организации будут следовать их примеру.

К 2022 году на долю компаний, опирающихся на мировых гигантов, играющих роль «цифрового портала» (gatekeeper), будет приходиться в среднем 40% мирового рынка в их отрасли.

В период с 2006 по 2014 год доля мирового рынка четырех крупнейших в своей отрасли фирм снизилась на 4 процентных пункта, поскольку европейские фирмы, по-видимому, ослабленные и отвлеченные экономическим и валютно-финансовым кризисом, потеряли часть рынка, уступив ее растущей группе компаний из развивающихся регионов, прежде всего из Китая.

«Мы полагаем, что эта картина будет меняться по мере того, как мощь экономики большого масштаба и сетевой эффект утверждают себя на глобальной основе. Инновации в цифровой технологии создают еще большую плотность каналов коммуникации, большую ценность данных, извлеченных из этих каналов (посредством машинного обучения и искусственного интеллекта) и мгновенность обмена между ними (в том числе, благодаря более высокой скорости передачи данных)», — пишет Пламмер.

Но путь к достижению и удержанию доминирующей доли рынка в глобальном масштабе, вероятно, ведет к одному или более цифровых гигантов (Google, Apple, Facebook, Amazon, Baidu, Alibaba и Tencent) и через их экосистемы. Эти гиганты уже обладают огромной долей потребительского рынка и начали использовать свое положение «цифрового портала» и свою инфраструктуру, чтобы выйти также на арену B2B. Они прекрасно сознают общую тенденцию к выходу он-лайн, являются лидерами в принятии таких технологий, как ИИ, и предпринимают самые активные действия, чтобы захватить «физический мир», сделав его частью своего цифрового мира — мира, находящегося под их контролем.

В период до 2021 года скандалы по поводу социальных сетей и краж данных будут оказывать лишь кратковременное воздействие на потребителей.

Суть этого прогноза в том, что выигрыш от использования цифровых технологий перевешивает возможные, но неизвестные будущие риски. Принятие цифровых технологий потребителями будет продолжать расти, и отток организаций, уже безвозвратно перешедших на ИТ, будет носить лишь кратковременный характер.

«В последние пять лет каждый год возникали многочисленные проблемы, вызывавшие широкий резонанс в СМИ, но последствия были минимальны. Главная причина — в отсутствии выбора и конкуренции, — пишет Пламмер. — „Эффект сети“, из-за которого трудно переключиться на другую услугу, потому что все используют именно эту, оказался очень силён. Даже при негативном настрое никаких перемен пока не наблюдалось. Так почему это должно измениться в последующие годы?»

Источник: Пресс-служба компании Gartner

Версия для печати (без изображений)   Все новости