В сегменте коммерческих компьютеров происходят многоплановые изменения, которые затрагивают самые разные аспекты систем — от новых подходов к дизайну моделей до радикально иных требований к обеспечению безопасности. Термин «Офис будущего» — название маркетинговой стратегии НР, которую мы возьмем за основу при рассмотрении ключевых трендов в сегменте коммерческих ПК. Причина — в многоплановости данной стратегии вендора, а также в лидирующих позициях НР на глобальном рынке ПК.

О большинстве новинок НР в этом сегменте мы писали, так что на деталях систем останавливаться не будем, а сосредоточимся на трендах.

Что это значит для канала

Ситуация с коммерческими системами сегодня особенно важна для канала, так как именно сейчас идет очередная волна обновления этой техники. Напомним, что изменения в сегменте коммерческих ПК представители вендора предсказывали еще весной, причем как как количественные, так и качественные. CRN/RE писал, ссылаясь на Николая Шмыкова, руководителя группы по продвижению коммерческих ПК HP в России, о наличии в стране не менее 4 млн компьютеров старше 5 лет, которые еще работают в компаниях и госучреждениях, но уже требуют замены. Массовое приобретение систем на замену компьютерам такого возраста благоприятно отражается на российских продажах коммерческих ПК и является локомотивом рынка. Российский рынок ПК растет (подробнее о происходящих процессах CRN/RE писал недавно), динамика в количественном отношении была совершенно верно предсказана специалистами НР, теперь поговорим о происходящих качественных изменениях.

DaaS: будет бум популярности

Почему DaaS — Device as a Service — должен стать трендом сейчас? Ведь как формат DaaS доступен на российском рынке давно, далеко не первый квартал, а на рынке ПО «подписка» на софт давно стала нормой. О преимуществах этого формата использования компьютерной техники CRN/RE писал осенью прошлого года, и с тех по базовые принципы не изменились. Его продвигают как локальные интеграторы — напомним, что мы рассматривали этот формат на примере предложений Softline — так и глобальные вендоры.

Почему же можно считать, что популярность DaaS начнет стремительно расти уже в краткосрочной перспективе? Ответ может показаться удивительным: потому, что сервис «смартфон по подписке» стал доступен клиентам МТС с первого декабря (недавно CRN/RE писал об этом подробней). Это означает, что миллионы россиян если лично не ознакомятся с этим вариантом «бытового DaaS» на практике, то наверняка узнают про соответствующие возможности и про экономическую выгоду от такого формата. МТС обещает, что кроме аппаратов Samsung, которые «по подписке» можно приобрести в настоящее время, абонентам в ближайшее время станут доступны модели Huawei, Apple и других вендоров, что сделает услугу еще популярней. Выгода новых форматов станет очевидна даже тем, кто не является горячим сторонником различных хитрых форматов — от реализуемых в новомодной стилистике «арендной» и shared-economy до более привычных лизинга и trade-in. Корпоративные клиенты предсказуемо более инерционные, чем частные пользователи, но и российские бизнес-пользователи будут с большей активностью подключатся к новым форматам.

Напомним, что, приобретая смартфон «по подписке» у МТС, абонент получает выгоду сразу по нескольким каналам. Во-первых, годовая стоимость владения устройством оказывается в 20% ниже исходной цены девайса, во-вторых, платежи в рассрочку экономически выгодны, так как не требуют единовременного изымания крупной суммы из личного бюджета, в-третьих, через год он может получить новый смартфон, попросту сдав старый без забот о продаже своего second-hand-устройства, который выбрасывать жалко, а сбывать — хлопотно. Примерно такие же преимущества DaaS дает и корпоративным клиентам.

Заметим, что для корпоративного клиента DaaS не просто способ экономить, его преимущества гораздо глубже. Вложения в ИТ-инфраструктуру не приводят к росту капитализации компании, что по понятным причинам не радует финансистов, а на практике приводят к «лоскутному апгрейду», как следствие, к увеличению затрат на сопровождение ИТ-инфраструктуры. Поэтому DaaS — много больше, чем вопрос покупки техники, это мощный финансовый инструмент, уверена Елена Шедова, директор по маркетингу группы компаний Softline. На этом же делает акцент и Гай Коллет, руководитель подразделения сервисов категории персональных, HP в регионе EMEA: «HP DaaS включает умные и удобные решения для сотрудников, благодаря которым наши заказчики и партнеры смогут сформировать новые точки роста для бизнеса».

НР является крупнейшим глобальным сервис-провайдером, отметил Василий Ларионов, менеджер по развитию бизнеса HP DaaS в России, что позволяет предоставлять российским бизнес-заказчикам широчайший спектр соответствующих услуг — как DaaS в разных формах, так и, например, «печать как услуга». Аналогичный спектр сервисов представляют и другие вендоры, например, Lenovo. О множественных форматах сервисов, предоставляемых этим вендором, рассказывал на партнерской конференции Алексей Ившин, сервисный менеджер по работе с глобальными клиентами российского представительства Lenovo.

Подчеркнем, что контракты HP DaaS создают с учетом уникальных требований каждого заказчика с предоставлением необходимых ему как продуктов, так и сервисов. В частности, HP может предоставить пользователям сервисы для аналитики в реальном времени и проактивного управления устройствами, что позволяет анализировать производительность инфраструктуры, заранее обнаруживать потенциальные проблемы и оперативно реагировать на них, зачастую даже раньше, чем они начнут станут очевидными угрозами для повседневной работы сотрудников у заказчика и его бизнеса в целом.

Дизайн: белый, «милленеало-ориентированный»

Среди людей активного возраста, в том числе, и работающих в офисе, растет процент миллениалов — или «поколения Y», рожденных после 1981 года — и этот рост по понятным причинам будет только продолжаться. Представители этого поколения привыкли активно работать с цифровыми технологиями как в повседневной жизни, так и в бизнесе, поэтому требования к ПК у них несколько отличаются от тех «среднестатистических», которые были привычны еще несколько лет назад.

Например, как показывают опросы, миллениалы предпочитают технику в светлых корпусах. Поэтому НР предлагает рынку ряд систем в корпусах белого цвета, причем это не только новые модели, но и выпускаемые ранее решения, просто получившие новую расцветку корпусов. Новые требования приводят не только к изменению цветов пластика, но и, например, к возникновению совершенно новых требований к встроенным аудиосистемам.

Миллениалы активно используют компьютеры для голосовой связи, отмечает г-н Шмыков, популяризируя такой подход среди коллег, поэтому так начинают поступать и другие пользователи. В результате уже около 65% офисных работников используют ПК в качестве телефона. Поэтому аудио-составляющая коммерческих компьютеров НР переработана — например, наличие нескольких микрофонов позволяет лучше воспринимать голос, отсекая посторонние шумы, а наличие кнопок для управления голосовыми коммуникациями упрощает соответствующие действия пользователя.

Появляются новые типы компьютеров, например, «компьютеры для переговорных». Таким решением является одна из возможных модификаций HP Elite Slice, новинки прошлого года (о ней CRN/RE писал тогда), форм-фактор которой набирает популярность сезон за сезоном. В этом сезоне вендор добавил в линейку опциональную док-станцию для бизнес-пользователей HP Thunderbolt Dock G2, получившая встроенную аудиосистему для конференций и аппаратные кнопки управления IP-телефонией.

Бизнес-гейминг — новый тренд

Миллениалы используют один и тот же компьютер как для бизнес-задач, так и для личных нужд, и уже мало кто из компаний ограничивает это, слишком привычным и распространенным стал данный профиль применения ПК. Такие привычки все возрастающего количества пользователей привели к возникновению нового направления — массового появления коммерческих компьютеров с дискретной графикой, способных обеспечить «бизнес-гейминг». HP выпускает с геймерскими видеокартами некоторые модели как коммерческих ноутбуков, так и коммерческих десктопов, в том числе и Elite Desk в mini-корпусах.

Используемые в бизнес-системах графические видеокарты с видеоускорителями оказываются актуальными не только для игр, но и для ряда деловых задач. В частности, позволяют подключать до восьми мониторов даже к ультракомпактным системам в корпусах booksize! Но главное, такое решение дает пользователю возможность использовать основной компьютер не только для работы, но и для досуга — при этом система будет работать под управлением pro-версии Windows 10, а также иметь все необходимые коммерческому компьютеру системы администрирования и защиты. Разумеется, можно подключать и внешние видеокарты — например, Omen by HP Accelerator.

Офис, дом, «третье место» — далее везде

Миллениалы привыкли разделять работу и досуг более гибкими способами, чем это делали представители предыдущих поколений. Они могут выполнять рабочие задачи как в офисе, если для этого требуется живое взаимодействие с коллегами, так и дома, а также активно практикуют концепцию «третьего места». Таким «третьим местом» может быть парк, кафе, коворкинг и т.д. Разумеется, для экономии времени миллениалы часто работают в дороге, то есть в вагонах, залах ожидания, салонах самолетов и т.д.

Такие профили использования предъявляют к компьютерам новые требования: длительное время автономной работы, повышенная яркость дисплеев, особо приветствуют touch-экраны — с ними легко управлять компьютером в тесноте, например, в салоне самолета или на сидении в такси. Миллениалы акцентируют тренд на выпуск более тонких и легких девайсов, причина тому не только эстетическая, но и сугубо практическая — ведь такие ноутбуки придется носить на себе практически повсюду. Но работа за пределами офиса означает выход компьютера за пределы периметра защиты корпоративных инфосистем, поэтому новые предпочтения милленеалов требуют радикального изменения подходов к обеспечению инфобезопасности.

Безопасность: новые вызовы и новые требования

«Миллениализация» пользователей приводит к тренду, который можно назвать «BYOD наоборот» — пребывание коммерческих систем за периметром безопасности становится нормой: 62% сотрудников работает более чем из одного места. Это обстоятельство является настоящим кошмаром для специалистов, отвечающих за корпоративную инфобезопасность, но вместе с тем это уже реальность, на вызовы которой надо отвечать.

Заметим, что кибератаки становятся все интенсивней, растет их изощренность, меняется фокусировка, смещаясь с сетевого уровня на прикладной уровень, как отмечает Михаил Кадер, инженер Cisco в России и СНГ. Некоторые бизнесы, на которые были совершены атаки, даже не подозревают об этом — информацию о событии не получили 8% атакованных, по данным Cisco. Значительная доля заметивших атаку (44% от их числа) события не анализирует, так как не имеет для этого ресурсов, и только часть (56%) изучает направления и последствия кибератак. Для этого компания использует как собственные системы, так и ресурсы вендора, например, Cisco Talos, применяющую в своей работе принципы машинного обучения, для которого она получает информацию о большом количестве артефактов вредоносного программного обеспечения —порядка полутора миллионов в день.

Инвестиции в инфобезопасность компании производят и при покупке коммерческих компьютеров. Отвечая на современные вызовы, НР реализует в своих бизнес-компьютерах целый спектр защитных систем на аппаратном уровне, размещая их непосредственно в клиентском устройстве. Программно-аппаратные решения НР не подменяют другие решения инфозащиты, а созданы для дополнения имеющихся решений. «Технологии НР дополняют защитные системы заказчика. — подчеркнул г-н Шмыков, — Наши технологии позволяют работать в мире полном угроз».

Инженеры НР уверены, что secure-элементы должны быть изначально встроены в коммерческие компьютеры, такие системы нельзя позже «добавить в ПК» в ходе апгрейда. Это фирменные решения по защите BIOS, шторки на объективах встроенных камер (на стационарных компьютерах HP могут быть установлены pop-up-модули с камерами), дополнительные инфракрасные сенсоры для распознавания пользователя по лицу, интегрируемые с Windows Hello, и т.д.

Разумеется, подходы с встраиванием фирменных систем защиты в коммерческие компьютеры, аналогичные используемым НР, есть и у других глобальных вендоров. Например, в коммерческих компьютерах Lenovo также сделан акцент на системы, обеспечивающие безопасность работы, как отметил г-н Смышляев, упомянув комплексные решения Think Shield и Think Guard, встроенные инфракрасные камеры, сканеры отпечатков, которые теперь получили дополнительные степени защиты, и т.д.

У HP есть и уникальные решения, например, экранный «фильтр приватности» HP Shure View: по нажатию клавиши ноутбук может уменьшить углы обзора дисплея, что затруднит подглядывание за происходящим на экране, что актуально для работающих в людных местах за пределами офиса, а при повторном нажатии клавиш привычный режим работы будет восстановлен.

«Облака», рабочие станции и мультимониторные системы как норма

Современные компьютеры становятся все более cloud-ориентированными. Для миллениалов работа с cloud-ресурсами является вполне естественной, традиционные бизнес-пользователи также все чаще применяют такие сервисы. Современный тренд можно назвать «тройной гибридностью», когда бизнес-заказчики используют для функционирования корпоративной инфосистемы как собственную физическую инфраструктуру, так и «облака», публичные и частные.

«ИТ-емкие компании ищут баланс между использованием облаков и собственной физической инфраструктуры, поэтому зачастую внедряется гибридная модель, которая позволяет совместить масштабируемость вычислительных ресурсов и безопасность критичных бизнес-систем», — говорит Алексей Данильянц, генеральный директор M1Cloud (подробней о сloud-трендах CRN/RE писал недавно).

Заметим, что «облака» актуальны для обеспечения инфраструктуры, нужной для работы как описанных выше «миллениальных» компьютеров, которые в большинстве случаев должны быть мобильными, так и традиционных стационарных рабочих мест. Хотя мы все это время говорили о ноутбуках, но стационарные коммерческие компьютеры с рынка, разумеется, не ушли, они по-прежнему присутствуют в канале, их линейки вендоры обновляют и развивают.

Для стационарных коммерческих ПК характерно все сказанное выше — от наличия встроенных фирменных систем защиты и появления дискретной графики до тренда на компактность и доступности по схеме DaaS. Тут представлен общий тренд вытеснения моноблоками традиционных десктопов, но тут мы наблюдаем выразительный процесс по гегелевской формуле «тезис-антитезис-синтез», когда противостояние десктопов/моноблоков естественным образом подходит к концу с началом бума систем в корпусах «book-size». Эти решения и могут быть установлены на рабочем столе, а также крепиться на задней стене мониторов.

Вендоры уже активно предлагают комплекты для бизнес пользователей — монитор + book-size PC — которые подходят в большинстве случаев для стационарных рабочих мест. Исключением являются рабочие места во front-office, когда за дисплеями находятся места для посетителей, которых вряд ли порадует лицезрение системного блока с креплениями и проводами. В остальных вариантах описанный набор оптимален, его преимуществом является возможность независимой замены элементов, как обеспечивающего вычисления (системного блока), так и отвечающих за визуализацию (монитора или мониторов — мультимониторные решения становятся все популярней).

Говоря о коммерческих компьютерах, следует напомнить про разделение сегмента на традиционные офисные системы и рабочие станции. Радикальное отличие рабочих станций от систем, ориентированных на офисные задачи, состоит в направленности на задачи R&D (Research & Development — исследование и проектирование) и на профессиональное создание контента. Для рабочих станций, которые отличаются повышенной вычислительной мощностью и сертифицированной совместимостью с ключевыми программными продуктами для профессиональной разработки, полностью справедливо все, описанное выше. Любая рабочая станция является коммерческим компьютером, но вот обратное утверждение будет в общем случае неверным, как отмечал Евгений Горшков, менеджер по развитию категории рабочих станций, тонких клиентов и решений для точек продаж HP в России. Подробней о современном состоянии сегмента рабочих станций на российском рынке CRN/RE писал недавно.

Будущее — в настоящем

Разработка коммерческих компьютеров занимает порядка 2 лет, как отмечает г-н Шмыков, после этого система должна работать в течение 5-6 лет, то есть сейчас проектируют компьютеры, которые будут актуальны через 8 лет. При этом в конструкцию систем разработчики закладывают инженерные решения, способные обеспечить требуемые через столько лет уровни производительности, защищенности и даже соответствие эстетическим предпочтениям пользователей. В проектировании корпоративных систем инженеры тоже должны создавать решения «на вырост». У канала задачи в этом плане задачи несколько проще, планировать нужно не с прицелом на пару пятилеток вперед, а с учетом трендов.

Понимание общих трендов сегмента важно участникам рынка, прежде всего для оптимизации предложения корпоративным заказчикам, а также для ряда внутренних задач, в частности, комплектования склада. Это позволит реселлерам быть готовым к ситуациям, например, когда опережающими темпами начнут расти продажи «белой техники» (что в современных условиях означает модели в белых корпусах, а не традиционных черных или серых), начнется уверенный крен в пользу мобильных решений с тач-экранами (казалось бы, несмотря на все усилия Microsoft, в этом сегменте революции пока так и не случилось, но она вполне возможна в ближайшем будущем) и т.д. Изменения коснутся также и других аспектов, например, задач интеграции, в том числе, и в плане инфобезопасности. И это будут не «капризы клиентов», а часть общих трендов, находящих разные проявление в спросе.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости