Рынок персональных х86-систем продолжает съёживаться по всему миру, однако отдельные его сегменты — причём наиболее высокомаржинальные — по-прежнему выглядят привлекательно для ритейлеров и канала в целом. Велика вероятность, что по итогам текущего года одним из таких сегментов окажутся игровые ноутбуки с мощной дискретной графикой. Но — надолго ли этот взлёт?

Позитив, откуда не ждали

Достижения глобального ПК-рынка в IV кв. 2018-го, по данным Gartner и IDC, не слишком-то впечатляли. Сокращение поставок компьютеров на платформе х86 по всему миру составило около 4%. Gartner утверждает, что таких отгрузок было меньше на 4,3%, чем за тот же период 2017 г.; IDC оценивает спад в 3,7%.

Разница эта обусловлена, по большей части, различиями в методиках учёта того, какие именно устройства относить к категории «персональные компьютеры». IDC, к примеру, включает в свою статистику сегмент хромбуков, весьма живо развивающийся в США, тогда как Gartner относит к ПК лишь системы под управлением Windows и masOS.

В любом случае, зафиксированное аналитиками съёживание рынка в IV кв. оказалось меньше сделанных прежде прогнозов. IDC, скажем, по завершении III кв. 2018-го ожидала сокращения отгрузок в последние три месяца минувшего года почти на 5%. Среди тех категорий ПК, неплохие продажи которых притормозили общий спад поставок, особенно выделяются ноутбуки — прежде всего относящиеся к среднему и верхнему ценовым диапазонам.

Как сообщила недавно группа «М.Видео—Эльдорадо», в России в 2018 г. сегмент мобильных ПК на платформе х86 продемонстрировал чрезвычайно внушительный рост: на 9% в количественном и на 21% в денежном исчислении. Это наиболее выдающиеся показатели аж с благословенного 2012 г., и обусловлены они в немалой степени накопленным за долгое время отложенным потребительским спросом. Именно потребительским: в статистику «М.Видео—Эльдорадо» по понятным причинам вошли лишь розничные продажи без учёта В2В-поставок.

Наряду с реализацией отложенного спроса за взлёт финансовых показателей в данном сегменте ответственна и смена пользовательской парадигмы. Покупатели всё чаще делают выбор в пользу ноутбуков среднего и верхнего ценовых диапазонов, поскольку рабочий и игровой потенциал мобильных ПК начального уровня едва ли не целиком перекрывается возможностями не самых дорогих современных смартфонов. Средняя цена реализованного в 2018 г. на территории РФ ноутбука оценивается в 34,5 тыс. руб.

Высокопроизводительные ПК с дискретной графикой годятся далеко не для одних только игр. Такие машины чаще всего оснащаются яркими дисплеями сверх- и ультравысокой чёткости с улучшенной цветопередачей, надёжными и удобными в работе клавиатурами, обширным комплектом коммуникационных портов и беспроводных интерфейсов. Распространение практик BYOD/CYOD, развитие фрилансерства и дистанционной занятости, особенно на предприятиях СМБ, способствует тому, что люди стремятся обзаводиться универсальными ноутбуками — в равной мере пригодными и для игры, и для работы.

Облачный гейминг против

В упомянутом отчёте «М.Видео—Эльдорадо» о российском рынке ноутбуков в 2018 г. подчёркнуто: позитивную динамику продемонстрировали лишь ценовые сегменты от 40 тыс. руб. за мобильный компьютер и выше. В итоге доля, приходящаяся на наиболее дорогие модели, приближается в общем объёме продаж к 50%. Потребители продолжают отдавать предпочтение мощным ноутбукам, — не только в России, но и во всём мире.

Как раз неуклонный рост интереса к высокопроизводительным мобильным ПК полагает главным драйвером х86-рынка в 2019 г. Жэньсюнь Хуан, сооснователь и президент NVIDIA. Отчитываясь о недостаточно блестящих финансовых показателях своей компании по итогам IV кв. минувшего года, он указал на объективные причины, которые помешали NVIDIA выйти на намечавшийся ранее уровень прибыльности.

Производственный цикл таких сложных чипов, как современные графические процессоры (ГП), растягивается на годы, — и соответствующим образом организуется долгосрочное планирование их поставок. Когда актуальные сегодня ГП семейства RTX были ещё в разработке, криптовалюты, как и оборудование для их майнинга, пользовались невероятной популярностью. В результате поставщики графических адаптеров насытили рынок видеокартами предыдущего поколения (GTX) — а когда биткойн рухнул, склады их партнёров оказались забиты более не востребованной для построения майнинговых ферм продукцией.

Избыток морально устаревших (хотя и вполне производительных с точки зрения офисных приложений и игр) видеокарт не позволил, оказывается, NVIDIA своевременно выпустить RTX-решения в среднем диапазоне цен. Именно поэтому просели её финансовые показатели в четвёртом квартале: пока канал распродаёт складские запасы наиболее ходовых ГП (вендорам ноутбуков) и видеокарт в сборе (розничным продавцам), он не готов закупать аналогичные по позиционированию новые чипы дискретной графики. По оценке Жэньсюня Хуана, ситуация должна выправиться уже к концу первого квартала.

Так что в дальнейшем на протяжении 2019 г. сегмент высокопроизводительных ПК ожидает рост, пусть и на считанные единицы процентов. В значительной степени он будет обусловлен как раз увеличением спроса на универсальные ноутбуки для игр и работы, оборудованные новейшими дискретными видеокартами среднего ценового диапазона — уровня GeForce RTX 2060.

В перспективе, правда, и этот сегмент традиционного х86-рынка может пережить не просто снижение, но окончательный закат потребительского спроса — из-за распространения решений для облачного гейминга вроде разрабатываемой NVIDIA платформы GeForce Now. Такие решения позиционируются как «Netflix для геймеров» и обещают предоставлять подписчикам полноценный игровой опыт при минимальных инвестициях в терминальную (оконечную) инфраструктуру — в классические настольные ПК и ноутбуки.

Облачная геймерская платформа должна будет обеспечивать игрокам быструю обработку отдаваемых ими с клавиатуры/мыши/контроллера команд — с задержкой не более 100-150 мс — и трансляцию на локальный дисплей через Интернет сформированной на стороне сервера игровой картинки в формате 4K UHD с частотой не менее 60 кадр/с. Пока необходимые для этого пропускные мощности сети недостижимы для сколько-нибудь широкой геймерской аудитории, однако развитие сетей 5G и ещё более скоростного кабельного доступа в Сеть вполне способно изменить ситуацию.

В этом случае даже самым завзятым геймерам не потребуется приобретать дорогие компьютеры для игры, — достаточно будет несложных терминалов вроде хромбуков с достойными дисплеями и удобными клавиатурами. Очевидно, что централизованные игровые серверы для облачного гейминга в мировых масштабах или даже по одному на страну создавать бессмысленно: слишком велика окажется потребная пропускная способность сети, к которой они будут подключены.

В результате сойдёт на нет непрерывная гонка за всё более мощным геймерским «железом» на стороне пользователя: игровые сессии будут крутиться на виртуальных машинах в соответствующем облаке, и об обеспечении должного уровня аппаратных ресурсов станет заботиться уже провайдер подобной услуги. Возникнет необходимость развёртывать серверные кластеры или даже игровые «микроЦОДы» поближе к крупным скоплениям потенциальных пользователей подобных услуг, — этакие узлы периферийных вычислений для облачного гейминга.

Что, в свою очередь, откроет перед интеграторами и каналом в целом совершенно новые перспективы — и в то же время, скорее всего, лишит последних драйверов роста рынок традиционных ПК. Эксперты утверждают, что до появления первых реально работающих инсталляций GeForce Now и её соперниц вроде Google Project Stream пройдёт не менее трёх лет. Так что время подготовиться к смене парадигмы потребления «железа» на рынке компьютерного гейминга у канала пока есть.

Источник: Максим Белоус, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости