Решения для офисной печати представляют собой полноценные специализированные компьютеры со встроенными модулями, которые выполняют собственно печать. Так их позиционируют практически все ведущие производители печатающих устройств, только в маркетинге все вендоры делают акцент на разные стороны процесса «компьютеризации» принтеров.

Интересно, что, собрав воедино разноплановые взгляды вендоров, мы можем получить довольно цельное понимание превращений офисных принтеров. Разумеется, современное офисное печатающее устройств позволяет подключать различные опции — лотки подачи бумаги и приема документов, сканеры для карт и другие элементы для авторизации, степлеры и сканирующие модули. Поэтому далее по тексту мы лишь для простоты будем говорить «принтер», подразумевая «принтер или многофункциональное устройство».

Акценты вендоров

НР первым провозгласил концепцию «принтер есть компьютер», о которой впервые заговорили еще во времена появления первых мопиров — высокопроизводительных печатающих устройств, способных при печати большого количества копий документа «кэшировать» задания на своих вычислительных ресурсах, разгружая локальную сеть предприятия. Сейчас такие возможности принтеров все воспринимают как должное, но НР пошел много дальше в развитии концепции.

Специалисты компании отмечают, что принцип «принтер есть компьютер» прекрасно освоили хакеры, которые в атаках на информационные инфраструктуры корпорации все чаще используют уязвимости в драйверах печатающих устройств, их собственном программном обеспечении девайсов и даже в BIOS. Более трети (!) атак на коммерческие системы так или иначе используют «дыры» в программном и микропрограммном обеспечении принтеров, поэтому НР делает особый акцент на элементах, отвечающих за информационную безопасность современных печатающих устройств.

Для защиты принтеров вендор использует практически те же подходы, как и для организации защиты коммерческих ПК — например, первый и пока единственной самовосстанавливающейся BIOS, HP endpoint security controller и т.д. Заметим, что представители вендора делают ровно тот же акцент, что и при продвижении коммерческих ПК, подчеркивая, что защитные решения сегодня должны быть изначально встроены в устройства, что только так можно обеспечить требуемый уровень защиты (об этом CRN/RE писал неоднократно). Так как защита должна пронизывать как аппаратные, так и программные элементы устройства. Приобрести принтер, а потом по мере необходимости «докупить» к нему ИБ-элементы невозможно по чисто техническим причинам. При этом для пользователей все эти многоуровневые защиты остаются невидимыми, на удобство и скорость работы с печатающими устройствами встроенные ИБ-элементы не оказывают сколько-нибудь заметного негативного воздействия на человеко-машинный интерфейс в данном направлении.

Однако концепция «принтер есть компьютер» получила весьма интересное дальнейшее развитие. Простое и изящное решение предложил Xerox.

Xerox точно так же, как НР, считает офисные принтеры полноправными компьютерами, работающими в составе локальной сети предприятия, так же обеспечивает безопасность этих устройств, но предлагает для них репозиторий с прикладным ПО. Технически это выглядит так: внутри принтеров встроена единая для всех линеек платформа Xerox ConnectKey, предлагающая единый пользовательский интерфейс, допускающий широкие возможности персонификации, а также установку приложений из фирменного репозитория.

Интересно, что приложениям доступны вполне современные возможности, включая обновление, взаимодействие с другими программными пакетами, как в самих принтерах (девайсы поддерживают многозадачность!), так и на компьютерах сети предприятия и даже в «облаках». Наличие программы в репозитории означает, что она прошла проверку у специалистов вендора, работает устойчиво и не имеет «закладок», о чем CRN/RE писал.

Заметим, что НР также создал единую платформу для печатающих устройств. CRN/RE писал об этих возможностях полиграфического оборудования НР, о printOS и о доступных для нее различных прикладных приложений от вендора, которые упрощают различные задачи: для отслеживания заданий, для обмена файлами, для персонификации печатаемой продукции, для оптимизации взаимодействия с дополнительными индустриальными модулями (например, отвечающих за нанесение фрагментарного лака) и т.д. Но НР делает акцент на printOS в продвижении тяжелых решений — широкоформатных принтеров (DesignJet), типографской струйной печати (Indigo) и т.д. — а не массовых офисных продуктов, в отличие от НР.

Kyocera также предлагает для своих принтеров широкий спектр фирменного ПО, но концепция этого вендора заметно отличается от описанных выше подходов НР и Xerox. Полное название компании, напомним, звучит как Kyocera Document Solutions, что указывает на позиционирование вендора как поставщика разноплановых решений для работы с документами, в которых могут быть использованы как программные, так и аппаратные элементы, к последним относятся принтеры и МФУ. Концепция Managed Document Services предусматривает создание у заказчика индивидуальной система документооборота, для которой вендор поставляет офисные принтеры/МФУ, оказывает помощь авторизированных специалистов по наладке, обслуживанию и администрированию, а также предлагает фирменные программные продукты собственной разработки. В результате Kyocera, по заявлению представителей компании, превращается в поставщика платформ для «цифровой трансформации».

Строго говоря, это несколько неклассический подход к «цифровой трансформации». Напомним, что под «цифровой трансформацией» мы понимаем сквозную оптимизацию бизнес-процессов, имеющих отношение к основной деятельности компании, выполняемую с использованием цифровых решений. Документооборот в общем случае нельзя отнести к основной деятельности, однако если оптимизировать бизнес-процессы, относящиеся к этому виду деятельности, то компания может получить настолько существенную экономию средств, что это может положительно отразиться на финансовых показателях всего бизнеса.

Программный продукт Kyocera Capture Manager, анонсированный в начале этого года, по сути, платформа для реализации современных подходов в офисном документообороте, на базе которой можно решать разные задачи — от оптимизации коммерческой печати до сопровождения корпоративной документации. Важно, что Kyocera Capture Manager способен управлять обработкой полученных электронных документов, обеспечивая экспорт полученных данных в бизнес-приложения — от бухгалтерских системам до ERP-решений — при этом не только распознавая тексты, но и выполнять преобразование неструктурированных данных в структурированные. Очевидно, что автоматизация этих процессов позволяет компании экономить весьма значительные ресурсы, прежде всего, рабочее время сотрудников. Но при этом девайсы Kyocera могут быть использованы в качестве «обычных» офисных принтеров/МФУ — это вполне современные устройства: защищенные, с возможностями персонификации и т.д.

Epson в поставке решений для офисной печати идет путем традиционным, если не сказать ортодоксальным. Вендор предлагает соответствующие модели принтеров — а они, как положено, защищенные, персонифицированные, с опциями и т.д. — как «кирпичики» для построения информационной системы корпорациям или SMB-компаниям, справедливо полагая, что практически у любого современного бизнеса уже есть система для управления документооборотом и прочих офисных задач, в которую принтеры можно без проблем интегрировать.

При этом такой подход компания применяет как для устройств под традиционные офисные задачи, так и для широкоформатных принтеров, POS-принтеров и других девайсов. Разумеется, компания предлагает разностороннюю поддержку по интеграции своих устройств в инфосистемы заказчиков, чего в ряде случаев бывает вполне достаточно.

Ricoh в продвижении офисных печатающих устройств практикует подход, похожий на выбранный Epson, который мы рассмотрели выше. У Ricoh есть интересная концепция, согласно которой вендор поставляет разноплановые решения для коммуникаций, к которым компания относит принтеры с МФУ, проекторы, решения для телеконференций и т.д., но для российского канала эта концепция имеет по большей части теоретический интерес. Заметим, что Ricoh делает много, представляющего непосредственно практический интерес для канала (например, программу со-инвестирования о которой CRN/RE писал), но эти любопытные инициативы широкие и имеют отношения не только к принтерам.

Вместо заключения или о перспективах

Современное состояние рынка офисной печати таково, что в техническом развитии чего-либо революционного ждать вряд ли стоит. Со времени появления струйных решений HP PageWide — на них печатные головки сделаны во всю ширину страницы, что позволяет им быть неподвижными в процессе работы, листы просто «пролетают» под дюзами, благодаря чему достигается высокая скорость печати — ничего особо нового на рынке не появлялось. А линейка PageWide, напомним, появилась на рынке пять лет назад, когда НР портировал в решения для офисной печати подходы, апробированные в фотокиосках и в промышленных печатных машинах (о чем CRN/RE писал). Вендор совершенствует модельный ряд PageWide, но радикальные изменения от этого не возникают.

CRN/RE писал об общих тенденциях в сегменте офисной печати прошлой весной, и с тех пор тут ничего принципиально не изменилось. Вендоры совершенствуют и развивают модельные ряды, делают устройства меньше и быстрее, предлагая корпоративным пользователям все более вкусные расценки за отпечаток, делая более доступной цветную офисную печать и т.д. Все это, безусловно, приятно, но ничего радикального не происходит.

Однако, следует отметить, что подход «печать как услуга» становится все более популярным направлением в рамках концепции Hardware as a Service. Удобство аутсорсинга офисной печати (Managed Print Services — MPS) для заказчика, в общем случае, практически такое же, как и в других вариациях HaaS. Эта тема весьма интересна, но имеет опосредованное отношение как к каналу, так и к концептуальным подходам вендоров, рассматриваемых нами в рамках этой статьи. Про HaaS мы будем говорить еще не раз, равно как и про сервисы MPS, реализуемые в российских условиях, но в следующий раз. Пока лишь заметим, что все перечисленные вендоры проявляют интерес к MPS как к направлению, но заметного выраженного акцента в маркетинге пока на этом сервисе пока не сделал никто из перечисленных компаний, возможно, это произойдет в наступившем году, о чем CRN/RE, разумеется, расскажет.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости