На рынке мониторов наблюдаем много интересных тенденций, связанных как с техническими инновациями и положительной динамикой, так и с радикально изменяющимися предпочтениями пользователей. Говоря о трендах текущего года, аналитики компании ITResearch считали, что на смену «классическим решениям» придут экраны с новыми характеристиками и с новыми форматами, причем это будет происходить как в домашнем, так и в корпоративном сегментах. Заметим, что прогнозы аналитиков начали сбываться, причем довольно стремительно.

Ситуация в российском сегменте

Рост российского рынка мониторов по итогам прошлого года составил 17% в натуральном выражении по сравнению с итогами позапрошлого года, по данным компании ITResearch, о чем CRN/RE писал. Это чуть ниже ожидаемого роста — аналитиков пророчили взлет до 20% — но динамика все равно весьма выразительна. Сегмент мониторов растет быстрее сегментов десктопов и ноутбуков, которые в российских условиях показали рост на 14% и на 8,5%, соответственно, по данным того же ITResearch.

Общий объем российского рынка мониторов составил в прошлом году 3,3 млн. устройств. Настольных компьютеров было продано заметно меньше — 2,58 млн., причем 0,364 млн были моноблоками. Мониторов было реализовано больше на миллион штук!

Почему мониторы обогнали десктопы

Где нашли применение «лишние» устройства? Разумеется, часть мониторов были куплены взамен устаревших или вышедших из строя, но соответствующая доля невелика: мониторы достаточно надежные устройства, поэтому ломаются относительно нечасто, а устаревают обычно вместе с десктопом, с которым ранее работали «в тандеме». Часть мониторов работают в составе «цифровых витрин», но и этот процент невелик — для применения в digital signage вендоры рекомендуют специализированные модели, обладающие возможностью работать 24×7, на ярком свете и т.д.

Наиболее очевидный ответ на вопрос про «лишние» дисплеи: большинство из них в прошлом году были куплены для использования в мультимониторных системах. Сегодня все чаще в компьютерах устанавливают дискретную графику (о чем CRN/RE писал недавно), что позволяет подключать несколько мониторов к одному компьютеру. Сказанное справедливо даже для десктопов в корпусах ультракомпактного форм-фактора book-size и для ноутбуков. Сложно сказать, сколько из сотен тысяч лишних дисплеев работают в составе мультимониторных системах стационарных ПК, а сколько подключают к ноутбуку, когда пользователь может себе позволить поработать за традиционным рабочим столом. Но во втором случае мы опять-таки получаем многомониторную систему: один монитор в ноутбуке, второй — внешний.

Тенденция весьма отрадная, так как позволяет активизировать продажи мониторов, причем самым разным группам пользователей.

Актуальны ли продажи мониторов?

Средняя стоимость монитора на российском рынке удивительно невелика. В прошлом году было продано 3,5 млн. мониторов на общую сумму 536 млн. долл, что по данным ITResearch. Легко видеть, что средняя стоимость устройства составила 10500 руб., что сравнимо со смартфоном начального уровня. И это средняя стоимость! Большое количество мониторов продается ниже этой цены! Накладные затраты реселлера на логистку/транспорт/складирование/доставку для смартфона и для монитора заметно различаются и, легко видеть, не в пользу монитора...

Что делать реселлерам? Использовать знание трендов. Или предлагать мультимониторные системы, чтобы увеличить количество продаж девайсов, или продвигать более совершенные модели. Прежде чем рассмотреть некоторые современные модели, поговорим о трендах, по которым идет развитие мониторов.

Семь трендов, видимых уже сейчас

Сначала о том, чего мы не видим в трендах. Прежде всего, в них нет массового распространения мониторов с сенсорными экранами. Несмотря на привычность «пальцевого интерфейса» и определенные усилия Microsoft и других компаний, touch-экраны, привычные по смартфонам и планшетам, не стали must have даже для ноутбуков, не говоря уже о стационарных системах, хотя в некоторых моделях «тач» все же встречается. Вендоры будут совершенствовать и параметры изображения, но прирост яркости/цветности/контрастности уже не может быть вау-фактором — качество картинки уже достаточно для самых требовательных пользователей.

Какие же тренды существуют?

  1. Распространение мультимониторных систем, о котором мы уже говорили. Для канала это означает, что и в дальнейшем рынок мониторов будет расти быстрее рынка ПК, что надо учитывать, например, при размещении заказов и при планировании заполнения складов. При таких предпочтениях пользователей становятся актуальными мониторы с тонкими рамками, чтобы можно было устанавливать «в стык». Кроме того каналу следует озаботиться о различных креплениях, позволяющих собрать и установить мультимониторную систему в ситуации, когда два монитора рядом поставить не удастся.
  2. Рост средней диагонали. В прошлом году лидером продаж была «двадцать четвертая» диагональ (к ней аналитики относили диагонали 23,6″, 23,8″ и ровно 24«), на которую, по оценкам «Марвел-Дистрибуция», приходилось 40% проданных дисплеев. В этом году наиболее массовыми, скорее всего, останутся «двадцать четвертые», но средняя диагональ будет расти за счет увеличения спроса на модели с крупными диагоналями (например, 27″ и 32″) в сочетании с падением востребованности мониторов с небольшими диагоналями (21″ и менее, спрос на которые останется в некоторых нишах корпоративного сегмента, например, для комплектации POS-решений для розницы). Так как монитор — «товар длительного пользования», покупателя относительно легко убедить в необходимости покупки «на вырост», особенно если учесть, что монитор в отличие от компьютера не поддается апгрейду.
  3. Рост разрешения. Скорее всего, FullHD-мониторы пока останутся в большинстве, но на больших диагоналях — 27″ и выше — использование UltraHD дает прирост качества картинки, вполне заметный визуально.
  4. Изогнутые мониторы станут актуальными, ведь на большой диагонали для пользователя, сидящего перед дисплеем, будут заметны искажения по краям экрана. Поэтому изогнутые дисплеи из редких и эстетских станут вполне практичными изделиями, а поэтому превратятся в массовый товар. Изогнутость позволяет монитору создавать картинку, при рассматривании которой мозг пользователя не требует излишнего напряжения от постоянной компенсации искажений. Искажения же будут по боковым краям, на которых изображение, создаваемое плоским экраном, уже оказывается видно под значительным углом, а если монитор изогнут, то этот угол значительно меньше.
  5. Экологичность в самом широком смысле. Сюда можно отнести упомянутую выше изогнутость, а также «синие фильтры» и заднюю подсветку на дисплеях, которые будут популяризированы стараниями вендоров. Фильтры, уменьшающие количество синего цвета, излучаемого таким экраном, вредят точности цветопередачи, но, как убеждают маркетологи, снижают нагрузку на глаза, что важно при длительной работе за монитором. Светодиодная подсветка на задней панели при работе в ночное время суток «размывает» жесткую границу между освещенным экраном и темной комнатой, что позволяет уменьшить необходимую переаккомодацию глаз. Каждый из нас заботится о здоровье, поэтому соответствующий акцент поможет продажам.
  6. Рост популярности игровых мониторов опережающими темпами. Причина проста — все чаще компьютер используют как для работы, так и для игр, геймерский монитор прекрасно подходит для рабочих задач, а вот обратное неверно. Для игрового монитора нужна высокая частота обновления (144 Гц или больше) и малое время отклика (1 мс), а также хорошая проработка темных областей изображения (поддержка HDR-стандартов).
  7. Производители мониторов все чаще включают в комплект дисплеев акустические системы. Это удобно для пользователей, а также приятно для вендоров — последние не хотят отдавать сторонним производителям деньги за аудио-элементы. Приятно, что многие производители отказываются от идеи встраивать динамики в сам монитор — корпуса современных устройств становятся слишком плоскими для размещения динамиков, способных выдавать сбалансированные частоты — а добавляют саундбары, что положительно влияет на качество «мониторного звучания». Реселлеры от этого получают рост среднего чека, что тоже приятно.

Итак, рост продаж мониторов «в штуках» продолжится, но средняя стоимость монитора будет расти опережающими темпами, так как свой вклад в статистику будут вносить устройства большой диагонали с увеличенным разрешением, часто с малым временем отклика, а опционально — с хорошей акустикой. Такие мониторы не могут стоить дешево. Однако для продаж таких мониторов реселлерам придется прикладывать усилия: среднестатистический пользователь в дисплеях мало что понимает, поэтому в ряде случаев делает акцент на цене при выборе девайса, а такой подход сегодня далеко не для всех оптимален.

Почему для реселлеров важен «второй эшелон»?

На российском рынке мониторов производителем «номер один» является Samsung, по данным ITResearch, которая подвела итоги прошлого года, на втором месте — Acer, третье разделяют AOC и Philips (оба последних бренда сейчас принадлежат тайванской MMD).

Бренды сохранили лидерство по итогам прошлого года, хотя в наступившем году ситуация может измениться. Интересно, что доля рынка, занимаемая продукцией перечисленных лидеров, за год сократилась с 56% до 48,7%. Это указывает на успех других вендоров, которые наращивают продажи мониторов под своими брендами. Очевидно, что бренды, оказавшиеся во «втором эшелоне» данного сегмента, в условиях роста рынка будут прилагать все усилия, чтобы продвинуть свою продукцию. И этим надо воспользоваться всем игрокам канала!

Заметим, что интересные продуктовые новинки есть у всех ключевых вендоров, вне зависимости от их наличия/отсутствие в тройке лидеров.

Продуктовые новинки, подтверждающие тренды

Рассмотрим некоторые топовые модели от ключевых вендоров, технические детали будем упоминать только важные — для общего понимания ситуации. Очевидно, в наш короткий список попали не массовые решения, но именно рассмотренные будут толкать вперед рынок.

Samsung представил монитор UR59C (на фото — слева вверху), который получил изогнутый UltraHD-дисплей с диагональю 32 дюйма. Кроме дизайна — безрамочный дисплей, тонкий корпус, возможность убирать провода в «ногу», рельефная текстура задней поверхности — новинка интересна дополнительными возможностями. Реализованы функции «Картинка-в-картинке» (Picture-in-Picture, PIP) и «Две картинки рядом» (Picture-by-Picture, PBP) позволяют вывести на экран два изображения одновременно от двух источников. Монитор ориентирован на создателей визуального контента, а не геймеров, при этом рекомендованная розничная цена у новинки на уровне смартфона среднего класса — 34990 руб.

Есть у Samsung и геймерские мониторы, например, CRG9 — ультраширокий с диагональю 49 дюймов и соотношением сторон 32:9. Вендор подчеркивает, что по размерам дисплея новинка сравнима с двумя традиционными 27-дюймовыми мониторами с соотношением сторон 16:9. Новинка получила разрешение Dual QHD (5120×1440, а не 3840×2160, характерное для UltraHD), частота обновления 120 Гц (а не геймерское" 144 Гц) и время отклика 4 мс. Однако присутствует HDR10, поддержка AMD Radeon FreeSync 2 HDR с высоким разрешением, упомянутых выше PIP и PBP. Правда, до российского рынка монитор пока не добрался, и рекомендованная розничная цена на него не объявлена.

Philips представил монитор с индексом 329P9H (на фото — слева внизу). Диагональ — 32 дюйма, разрешение UltraHD, поддержка технологий MultiView (вывод на экран сигнал одновременно с двух источников), FlickerFree, LightSensor и LowBlue (действие которых очевидно из названий), а также датчик PowerSensor, который отключает монитор, когда «не видит» перед ним пользователя. Из интересного — наличие pop-up-камеры с усовершенствованными датчиками для распознавания лиц, что позволяет Windows Hello обеспечить улучшенную защиту. Как видно, прекрасная «рабочая лошадка» для современного офисного работника, рекомендованная розничная цена которой 69 тыс. руб.

LG также активна на рынке мониторов. Интересно, что параметры моделей близки к рассмотренным выше, видимо, они определены соотношением особенностей производства жидкокристаллических панелей и рыночной ситуации. Например, флагман LG UltraWide 49WL95C (на фото — справа вверху) также получил изогнутый экран с соотношением 32:9 и разрешением 5120×1440 пикселов, поддержкой HDR, режимами PIP и PBP. Однако позиционирование иное: LG честно говорит, что монитор хорош для деловых задач и пригоден для игр (что справедливо — при времени отклика в 5 мс), в то время как Samsung акцентирует девайс примерно с такими же параметрами как геймерский, что звучит несколько странно. Модель доступна по розничной цене порядка 110 тыс. руб.

Есть у LG мониторы с параметрами, отсутствующими у конкурентов. Например, компания предлагает первый в мире девайс с 5K-разрешением! LG UltraFine 34WK95U-W с диагональю 34″ и временем отклика 5 мс ориентирован на специалистов по работе с графикой, поэтому качеству и точности цветопередачи уделено особое внимание, равно как и динамическому диапазону — монитор поддерживает VESA Display HDR600. 5К-монитор в продаже присутствует по вполне доступной для уникального профессионального устройства в 90 тыс. руб.

Модели, рассмотренные в этом разделе, бесспорно, интересны, в работе будут удобны, по ценам доступны, но — увы! — не поражают воображение и не обладают «вау-факторами», способными пользователей, желающих иметь все «самое-самое», потянуться за кошельком. Но есть и прорывные модели.

Прорывные новинки

На российском рынке наконец появилась первая модель класса Big Format Gaming Display (BFGD). Она действительно с «вау-фактором», хотя и недешевая.

НР выпустил на российский рынок Omen Emperium X — модель с диагональю 64,5 дюйма и UltraHD-разрешением AMVA-матрицы выглядит весьма впечатляюще (на фото — справа внизу). Кроме очевидных для геймерского девайса параметров (частота обновления 144 Г, контрастность 4000:1, поддержка Nvidia G-Sync и т.д), новинка получила настраиваемую светодиодную подсветку на задней панели, которая при длительных игровых баталиях способна снизить нагрузку на глаза геймера. Из приятных мелочей — подсветка «плашки» с разъемами на боковой панели, которая снабжена датчиком движения и включается только когда пользователь что-то хочет присоединить к девайсу.

Новинка доступна на рынке в двух конфигурациях, которые отличаются наличием/отсутствием встроенного саундбара. Звуковое решение, жестко встроенное в корпус монитора, объединяет шесть динамиков, на которые работают три стереоусилителя. Общая мощность — 120 Вт. Заметим, что акцент на качественное «компьютерное аудио» — давний «конек» НР, например, вендор активно сотрудничает с Bang & Olufsen при разработке колонок для геймерских и офисных систем. Интересно, что аудиосистема уже получила награды CES за качество звучания и за ряд реализованных в ней инновационных решений, в частности, за наличие подавляющей вибрации технологии VRT и т.д. Omen Emperium X получила на российском рынке рекомендованную розничную цену 299 тыс.руб. Модификация со встроенным саундбаром будет несколько дороже — 339 тыс.руб.

Что это значит для ритейла

Каналу нужно всего лишь предложить продвинутые и более дорогие новинки представителям целевой аудитории. «Не надо бояться дорогих продуктов, — сказала Ирина Шеховцова, руководитель отдела коммуникаций российского представительства Nvidia, — их любят пользователи». Причем сказанное справедливо как для рассмотренных выше традиционных и широкоформатных мониторов Samsung, Philips, LG, так и с большими диагоналями, а также для их конкурентов, так и для Omen Emperium X, конкурентов у которого пока нет.

Пример монитора Omen весьма показателен: интересно, что им уже заинтересовались как федеральные торговые сети, так и заметно меньших размеров торговые компании, специализирующиеся на продвижении геймерских решений и топовых мониторов. Причем последние уже сообщили о первых российских продажах Emperium X — еще до официального объявления модели! — что указывает на высокую востребованность BFGD у россиян и подтверждает тезисы г-жи Шеховцовой: россияне готовы платить за крутую технику.

Если даже на монитор стоимостью в 30 «среднестатистических» дисплеев находятся покупатели, то широкоформатные девайсы с поддержкой хороших разрешений, которые сейчас стоят как десяток среднестатистических мониторов, будут уходить очень активно. Пользователю с ограниченным бюджетом на покупку монитора, но при этом с задачами, требующими большой «рабочей поверхности» дисплея (а это большинство пользователей: от бухгалтеров до программистов и от фотографов до специалистов по монтажу видео) можно предложить приобрести 2 монитора для совместного использования. При этом бюджет потребуется всего лишь вдвое больший — и при этом средний смартфон за эти деньги, опять-таки, не купишь! — и, возможно, придется потратиться на дополнительные крепления.

Ресселлерам почти любой специализации есть смысл обратить самое пристальное внимание на рынок мониторов, который сейчас в российских условиях на подъеме. Судя по всему, в этом году мы тоже будем наблюдать положительную динамику в продажах. Мониторы начинают создавать жесткую конкуренцию телевизорам, но об этом тренде мы поговорим в следующий раз.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости