Анонсирование «Яндексом» системы «умного дома» на основе «Алисы» — новость яркая, значимая, но предсказуемая. Анонсы — прекрасный повод посмотреть на ситуацию вокруг «умного дома» как перспективного направления, интересного ряду игроков российского рынка: от розницы до интеграторов включительно.

Так и должно быть

Свершилось: «Алису» представили рынку как ядро «умного дома». Это предсказуемое направление развитие для русскоязычного «голосового помощника», который превращается в элемент для платформы, позволяющей делать удобные в управлении «умные дома». О том, что развитие пойдет именно таким способом, CRN/RE писал практически сразу после выпуска «Станции», иначе «Алиса» так бы и осталась разработкой забавной, но мало кем востребованной.

Вложения «Яндекса» в создание и развитие «Алисы» огромны, равно как и в сопутствующие проекты. А поступления от продаж оборудования крайне невелики. В свежем финансовом отчете финансовые итоги направления были раскрыты в графе, озаглавленной «IoT», куда, по словам представителей компании, были включены продажи «Яндекс.Телефона», «Яндекс.Станции» и других устройств с предустановленным голосовым помощником «Алиса», созданных совместно с внешними партнерами. Направление принесло компании 222 млн руб., но убыток при этом составил 170 млн руб. Однако это был начальный этап, от которого коммерческой выгоды никто и не ждал — скорее, «полевые испытания», которые прошли успешно.

Теперь компания совершает прорыв, накопив опыт, развив алгоритмы и отработав взаимодействия с другими участниками рынка. Путь «Алисы» от первых прецедентов встраивания в аппаратные устройства до превращения в «мозг» современного «умного дома» занял некоторое время, в течение которого оттачивали алгоритмы, создавали «навыки» и исследовали потребности рынка, которому предложено много интересного. На конференции Yet another Conference 2019 были продемонстрированы также новые фирменные аппаратные устройства для соответствующей экосистемы.

От «умной колонки» к «умному дому»

Анонсированы новые модификации «Яндекс.станции» (детали о них неизвестны, даже рекомендованные розничные цены) и аппаратный медиаплеер «Яндекс.Модуль» (1990 руб.) — решение для работы с тут же анонсированным сервисом фирменного вещания «Мой Эфир», подключаемое к телевизору, интегрируемое с видео-сервисами экосистемы и, конечно же, с «Алисой» внутри.

Важно, что компания показала спектр новых фирменных устройств для экосистемы, управляемой «Алисой» и ориентированной именно на «умный дом». На конференции были показаны «Яндекс.лампочка» (1190 руб.), «Яндекс.розетка» (1990 руб.) и «Яндекс.пульт» (1990 руб.). Пульт" позволит управлять голосом бытовыми устройствами с ИК-портом (например, телевизорами и кондиционерами). «Лампочка» в системе «умного дома» предсказуемо может быть включена/выключена, менять яркость и цвет освещения. «Розетка» позволит в определенных пределах управлять практически любыми бытовыми электроприборами, которые smart-составляющей не имеют в принципе.

Важно, что «Алиса» у пользователя, желающего таким образом управлять своим «умным домом», может быть установлена в разных устройствах — не только в smart-колонке, которая является стационарным устройством, но и в навигаторе, смартфоне и т.д. Давать задачи «голосовому помощнику» вовсе не обязательно находясь в доме, это можно делать дистанционно — на работе, в гостях или стоя в «пробке».

Девайсов со встроенной «Алисой» пока немного, но напомним, «Яндекс.Авто» установлен более чем на 100 тыс. авто, а «Яндекс.Браузер» и другие софтверные продукты компании со встроенным голосовым ассистентом, наверное, на значительно большем количестве компьютеров и смартфонов. Как видно, уже создана крупная экосистема, подключиться к которой может любой производитель электроники и бытовой техники, что некоторые и сделали.

«Умный дом» и третьи фирмы

«Яндекс» разрабатывает концепцию «умный дом» как открытую платформу, способную интегрировать устройства от разных вендоров. Напомним, что «Алиса» была встроена в фирменную «Станцию» и в смартфон «Яндекса», в «умные колонки» Dexp, Irbis и LG, а также в smart-браслет Elari. На момент анонса о поддержке «алисацентрической» платформы объявили Philips, Redmond, Rubetek, Xiaomi и Samsung. Участие последней корпорации наиболее интересно.

В данный момент с помощью «Алисы» можно управлять роботами-пылесосами и стиральными машинами Samsung — удаленно запускать стирку белья или, предположим, активировать процесс уборки квартиры в удобное время, а также включать и выключать устройства. В дальнейшем компания планируется расширение списка команд для «Алисы», например, выбор режима и цикла стирки, программирование времени уборки и многое другое. Важно, что Samsung пришел не только с собственными смарт-продуктами, но и с целой экосистемой для домашних IoT-устройств — SmartThings, которая, в свою очередь, является открытой платформой. Обещают возможность управлять через «голосового помощника» холодильниками и сушильными машинами Samsung, а также устройствами других компаний: через SmartThings к «умному дому» от «Яндекс» потенциально могут быть подключены около 4 тыс. устройств от более полусотни (!) различных вендоров.

«Алису» можно попросить зажечь свет, задать температуру на кондиционере или, предположим, изменить громкость музыки. Интересно, что давать команды можно как одному устройству, так и сразу нескольким. «Умный дом» позволяет настроить любой сценарий в рамках сервиса «Яндекс.Диалоги»: выбрать нужные приборы и действия и придумать фразу для активации. Например, приветствие «Алиса, доброе утро!» может активировать воспроизведение музыки и включение чайника, а при пожелании «Алиса, спокойной ночи!» будет включен ночник и выключены всё лишние электроприборы в комнате.

Что это значит для канала

Очевидно, что возможность легко и просто создавать домашние решения с элементами «умного дома» — из серийных компонент, не занимаясь программированием, без опасений за совместимость, с простым и нативным управлением — приведет к буму в соответствующем сегменте на массовом рынке. Выход на локальный рынок решения, которое можно рассматривать как национальную платформу для «умного дома», не приведет напрямую к драматическим изменениям (девайсы стоят копейки и не так распространены, как компьютеры или смартфоны), но способно оказать сильное косвенное влияние на весь сегмент бытовой техники.

Появление и распространение «алисоцентрической» платформы и связанный с этим хайп будут стимулировать покупки бытовой «умной техники», которая может эффективно использоваться в составе «умного дома». Целевая аудитория «умных домов», которая является наиболее требовательной и денежной, получит дополнительную мотивацию для покупки более продвинутой и, как следствие, более дорогой техники с wireless-интерфейсами и электронной «начинкой», поддерживающей smart-функции. Это может благоприятно отразиться как на росте среднего чека в сегменте, так и на увеличении продаж в натуральном выражении.

Однако, для понимания происходящего в массовом сегменте «умных домов» надо понимать, что в российских он не исчерпывается предложениями «Яндекса» и все больше затрагивает как розницу, так и сегмент SMB.

«Умный дом» — больше, чем платформа «Яндекса»

Заметим, что для массового рынка «умных домов» для россиян есть самые разные предложения.

На этом рынке работает множество интеграторов, которые делают smart самые разные личные пространства пользователя: жилища, яхты, салоны авто и т.д. Эти компании накопили большой опыт создания штучных люксовых решений, поэтому с рынка они не уйдут, однако многочисленными их решения не будут по причине высокой стоимости.

На другом конце спектра — «самоделкины», собирающие «умные дома» из оборудования, купленного на «алиэкспрессах». Такие решения получаются недорогими, но часто непредсказуемыми в работе — система из разношерстных китайских устройств может функционировать долго, а может начать «глючить», и при отсутствующей документации наладить ее бывает непросто.

Однако между этими сторонами спектра есть одно интересное российское решение: система Life Control. Разумеется, это азиатская разработка, но с обеспеченной совместимостью, качественно локализованная для российского рынка и поэтому представляющая особый интерес для российского пользователя. Система была запущена «МегаФоном» 3 года назад. В этом году Life Control был выкуплен компанией «Мобильный телепорт», которая полна решимости вдохнуть в этот продукт новую жизнь и инвестировала в него уже порядка 1,5 млн долларов, проапгрейдив систему до «версии 2.0», переработав серверную составляющую и пересмотрев ценовую политику (в сторону снижения, заметим).

Чем интересен Life Control

Система представляет собой набор фирменных датчиков (на фото), которые могут быть использованы как независимо, так и в составе единого решения, будучи подключены к единому центру, который «по совместительству» является роутером. Управлять полученным «умным домом» можно как с единого центра, так и через приложения для Android/iOS.

Life Control, что приятно, является открытой платформой, поддерживающей индустриальные протоколы, в том числе, ZigBee, Z-Wave, RF и т.д., что позволяет подключать самые разнообразные датчики и периферийные устройства. Под собственным брендом Life Control доступны в настоящее время следующие «умные элементы»: лампочки, розетка, «датчик ухода за растениями», датчик дыма, датчик качества воздуха, датчик открытия/закрытия дверей (который также может быть использован для окон, ворот, люков и т.д.), датчик протечек воды, гео-трекер, фитнесс-трекер и wi-fi-камера. Кондиционеры с кофеварками можно подключать — система, напомним, открытая — но и из имеющегося набора можно создавать решения под самые разные задачи. Представители «Мобильного телепорта» также обещают в тактическом будущем голосовое управление.

Важно, как показывает практика, что на основе Life Control собирают решения не только для домашнего использования, но и для СМБ, в то время как «умный дом» на основе «Яндекс.станции» и других «умных колонок» масштабировать таким способом пока проблематично (с CRM-системами «Алису» успешно сопрягают, о чем CRN/RE писал, но это совсем другая история). Life Control позволяет сделать простую систему видеоаналитики, актуальную для владельцев малого бизнеса.

Предположим, в салоне цветов открылась дверь (пришел покупатель) и по этому событию камера записала реакцию продавца (что можно проанализировать). На грядках или в теплицах — как на приусадебных, так и на выращивающих в товарных количествах — можно расставить «датчики ухода за растениями», которые просигнализируют о необходимости полива, а сам полив можно активировать с помощью «умных розеток». Примеров может быть много, приведенные взяты из реальной практики.

Как видно, перед нами — огромное поле деятельности для интеграторов, работающих на малый бизнес. Вендор обещает представить новые smart-устройства: выключатели, диммеры, термостаты, устройства перекрытия для водо- и газоснабжения, многофункциональные реле и т.д. Данные элементы акцентируют развитие Life Control как в сторону классического «умного дома» (реле может, например, открывать/закрывать занавеси, жалюзи и ставни), так и в плане создания IoT-решений для SMB.

Противопоставлять платформы не стоит, они развиваются в близких, но почти параллельных плоскостях, пока пересекаясь только в «умных лампочках» да smart-розетках. Скорее всего, в скором времени «Алиса» и Life Control смогут «подружиться», что послужит мощным толчком для развития обеих экосистем и позволит выйти на новые горизонты благодаря синергии. Благодаря простоте платформ, многие простые решения пользователи смогут создавать для своих домов самостоятельно, но для более продвинутых решений как для домов, так и для SMB потребуются усилия интеграторов, которым нужно быть готовыми к взрывному росту соответствующего сегмента.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN /RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости