В этом году исполняется 80 лет со «дня рождения» первого советского телевизора КВН-49. От ядра «умного дома» до digital signage — весьма широк диапазон применений современного телевизора, который из традиционного приемника телетрансляций превратился в специализированный компьютер, который, как с эффективностью работает в составе локальной сети. Важно, что все больше людей рассматривают телевизор как компьютер, а поэтому все чаще ищут подобные устройства в «цифровой рознице», чем ИТ-каналу можно и нужно воспользоваться.

Заметим, что телевизоры давно представляют интерес и для интеграторов. Наиболее очевидный вариант — создание системы «умного дома», использующей телевизор как центр управления (недавние анонсы «Яндекса» и апгрейд линейки Life Control, о которых CRN/RE писал, акцентируют интерес к этому направлению). Сделать это уже достаточно просто, но пока не всякий пользователь знает как, поэтому многие захотят воспользоваться сервисом для «соединения» smart-устройств в единую систему, центром который оказывается телевизор. Ритейлу остается предложить такой сервис и получать дополнительную прибыль.

Заметим, что smart-телевизоры становятся полноценными элементами информационных систем, обеспечивающим некоторые элементы цифровой трансформации. Например, в HoReCa использование «умных телевизоров», подключенных к smart-building и интегрированной с CRM- и EPR-системами, позволяет повысить качество услуг, продвигать дополнительные собственные сервисы и зарабатывать на рекламе-«партнерке», использовать ТВ в качестве канала информирования клиентов (в том числе, аварийного) и т.д. Как видно, такой подход превращает ИТ из сервиса, обслуживающего бизнес, в компонент самого бизнеса, что характерно для «цифровой трансформации». Например, реклама партнеров по внутренней телевизионной сети отеля может быть очень эффективной благодаря широчайшим возможностям таргетирования. Очевидно, что конверсия рекламы сервисов такси, демонстрируемая в номера постояльцев, которые через два-три дня собираются покинуть отель, будет заметно выше традиционной. И это лишь один из сотен примеров возможного применения smart-ТВ, которые превращаются в некий микс из медиацентра, устройства для развлечений и digital signage.

Специализированные линейки телевизоров, изначально предназначенных для использования в корпоративных инфосистемах, производят LG и Samsung. Эти модели имеют ряд конструктивных особенностей, в бытовых телевизорах отсутствующих, но о них мы подробно поговорим в следующий раз. Сейчас вернемся к телевизорам для массового рынка.

Новинки начала года и обозначенные ими тренды

Год принес целый ряд любопытных новинок в сегменте традиционных телевизоров. Основных трендов два: «невидимость» и всестороннее расширение smart-составляющей.

Крупное устройство, по сути, визуально растворяется — остается только экран, от происходящего на котором зрителя почти ничто не отвлекает. Телевизоры становятся все тоньше. Рамки вокруг экрана исчезают. Ножки становятся все более «иллюзорными» — или тоже тоньше, или прозрачными, или их вообще «минусуют», когда ТВ вешают на стену как картину. Соединительные кабели всячески маскируют — все чаще они идут к блоку с электроникой, который выполнен отдельно, а от него к самому телевизору идет тонкий провод в прозрачной оплетке. Иногда телевизор помещают в багетную раму, иногда — на треногу, напоминающую мольберт — эти и другие дизайнерские решения создают предмет интерьера, в котором телевизор не заметен.

Телевизоры получают все более мощные процессоры, которые обеспечивают как повышение качества изображения, так и звука, выполняя апскейлинг, расширение диапазона и т.д. Увеличиваются возможности управления телевизором — по сути, это первые девайсы, получившие интерфейс класса «voice first», то есть голос можно использовать как основной инструмент для взаимодействия с устройством. Наконец, стремительно совершенствуются возможности платформ Smart TV, превращающие телевизор в медиацентр, игровую приставку и универсальную панель для управления «умным домом».

Разумеется, перечисленные возможности характерны не для ультра-бюджетных моделей, а для старших решений, но именно последние наиболее интересны для реселлеров. О новинках в последних мы и поговорим чуть подробней.

LG устроил грандиозную премьеру «весенних моделей» (о которой CRN/RE писал), в которых телевизорам было отведена ключевая роль. Напомним, что компания активно продвигает OLED-модели, но при этом совершенствует «старые добрые» LED-технологии, на которых успешно строит бюджетные телевизоры. Фирменный ИИ находит применение для оптимизации видео, звука и голосового управления, последнее оказывается актуальным для использования телевизоров в качестве центров управления «умным домом».

Samsung показал для российского рынка линейку крутых QLED-моделей нового года, включающую два десятка устройств с диагоналями до 98 (!) дюймов, в которой представлены девайсы с разрешениями как 4К, так до 8К, а цены доходят до 1 299 990 руб. «Фишкой» новинок является процессор Quantum, который может — разумеется, с использованием искусственного интеллекта — выполнять апскейлинг видео, оптимизировать звук под каждую (!) сцену и изменять яркость телевизора в зависимости от параметров сцены и освещенности комнаты.

Из интересных технических решений для матриц отметим присутствующие в некоторых моделях технологию полной прямой подсветки Direct Full Array и антибликовое покрытие Ultra Black, которые направлены на известные задачи: рост уровня контрастности и яркости, а также максимальной глубины черного цвета. Кроме того, появилась поддержка консольных игр с переменной частотой обновления экрана (VRR). Этот параметр в 6,8 мс хотя и хуже, чем у геймерских мониторов, но все же лучше, чем у большинства конкурентов, что делает новинки актуальными для геймеров.

Hisence на CES показала новые телевизоры, в том числе и с концептуальной технологией Sonic One, которая превращает экран в источник звука. Аналогичные технологии, обеспечивающие звук, идущий из изображения, ранее были только у Sony, потом к ней присоединилась LG, но эти производители делали такое на OLED-экранах, на LED такое решение первой реализовала Hisence.

Правда, новые телевизоры компании до российского рынка пока не добрались. Но тут доступно множество интересных моделей, в частности, гигантский Hisense-H75U9A с диагональю 75 дюймов, которому потребовалась стальная задняя панель, чтобы исключить механические деформации при транспортировке, установке и использовании. Телевизор интересен двумя тюнерами (для эфира и для «спутника») и штатной акустикой, разработанной c JBL.

Philips — телевизоры под этим брендом теперь производит TP Vision — на фоне таких моделей-рекордсменов выглядит довольно скромно, но именно такие девайсы, со скромными диагоналями от 43 дюймов, разрешениями 4К и платформами Android TV являются наиболее массовыми. Из интересных «фишек» — фирменная тыловая подсветка Ambilight.

Sony выводит на российский рынок новые модели, включая топовые телевизоры, показанные на прошедшей CES. 8K-модели ZG9 (на фото слева сверху) — выпускают версии с диагоналями 85″ и 98″ — получившие полную ковровую LED-подсветку, поддержку HDR10 и десятибитного цвета, поступят в продажу в августе 2019 года. Разумеется, для российского рынка обновлены и более демократичные модельные линейки как OLED-телевизоров (AG8 и AG9), а также LED-моделей (XG95 с диагоналями от 55 до 85 дюймов).

В Японии Sony показала экран с разрешением 16K. Это чудо техники размерами 19,2 на 5,4 метра смонтировано в исследовательском центре компании. Экран состоит из нескольких отдельных панелей, но так как они лишены рамок, внешне конструкция выглядит монолитной. Экраны построены на Crystal LED, которая обходится без подсветки, обеспечивает более высокий уровень яркости, чем OLED, и более качественный чёрный цвет. Разумеется, это не массовое решение, но представляет интерес не только в концептуальном плане, но и для digital signage, но об этом направлении мы поговорим в следующий раз.

Заметим, что мы рассмотрели традиционные модели и традиционных вендоров, но в этом сезоне на рынке появилось кое-что действительно необычное. И это справедливо как для вендоров, так и для устройств.

Новые игроки взламывают рынок

Xiaomi выпустил Mi Art (на фото справа сверху) квартет моделей новых телевизоров Mi TV: ультрабюджетную (32″, HD), среднего диапазона (45″, FullHD) и две топовые (55″ и 65«, разумеется, UltraHD). Все модели smart, вендор без затей построил их на платформе Android TV, поверх которой установлена фирменная оболочка Patchwall, оптимизирующая поиск и подбор медиконтента, основываясь на предпочтениях пользователя. Все телевизоры получили Wi-Fi и Bluetooth, из интересного — поддержку Dolby Audio и DTS HD. Старшая модель имеет «art-режим» — может работать цифровой фоторамкой — а также получила в комплекте саундбар и сабвуфер. Самая дорогая модель обойдется на китайском рынке в эквивалент в 66 тыс. руб, многие топовые смартфоны стоят дороже. Рекомендованные розничные цены в рублях не определены, равно как и перспективы официального выхода этих моделей на российский рынок, но на китайском рынке, заметим, этот вендор стал телевизоростроителем «номер один».

Huawei, по некоторым данным, намерен выйти на рынок телевизоров, представив ряд моделей с быстрыми процессорами, высоким разрешением, встроенной поддержкой 5G (!), а также поддержкой новых стандартов медиа, в частности, панорамных и сферических изображений, управлять просмотром которых можно непосредственно с пульта. Предположительно, Huawei также обеспечит интеграцию телевизоров с системой «умного» дома. Официальный анонс первых моделей с крупными экранами — 55″ и 65″ — ожидают летом, а к концу года спектр предложения будет пополнен и более компактными решениями.

Фановые и нишевые

Samsung представил модель The Sero, которую можно разворачивать в «портретную» ориентацию! Очевидно, что в таком положении телевизор хорошо подходит для просмотра видео из соцсетей и напрямую со смартфонов, благодаря чему новинка, по замыслу вендора, окажется актуальной для «поколения Z». Для упрощения подключения смартфонов телевизор даже получил NFC. Вертикальную ориентацию, в которой часто снимали видео на смартфонах, долгое время считали дурновкусием, но она стала настолько популярна, что сдались и критики, и, как видите, индустрия. Выключенный телевизор может работать часами или цифровой фоторамкой. В настоящее время The Sero представлен только на южнокорейском рынке, как встретят новинку покупатели и выйдет ли она за пределы Страны утренней свежести — пока неизвестно.

LG произвела фурор на прошедшей CES, показав «гибкий телевизор». С технической точки зрения устройство потрясающее: автоматически разворачивающийся вверх экран с диагональю 65 дюймов, конечно, поражает воображение! В выключенном состоянии экран самостоятельно убирается в подставку или полностью, или оставляя узкую полоску, на которой может быть отображено время либо, например, прогноз погоды (на фото слева снизу). «Вау-фактор» мощнейший! А вот удобство сомнительное. Все привыкли к тому, что телевизор начинает работать практически сразу, как только кнопку на пульте нажали, а тут придется ждать, пока экран примет рабочее положение.

Если есть готовность тратить время для подготовки к просмотру, то можно потратить их на задвигание занавесок в комнате, чтобы использовать для просмотра проектор — только он может создавать за приемлемые деньги огромное изображение в домашних условиях.

Конкуренты модерновые: проекторы

Проекторы для телевизоров — конкурент традиционный. Ведущие компании предлагают новинки, которые являются эволюционным развитием уже завоевавших популярность в своих нишах.

LG предлагает для домашнего использования интересные проекторы: ультракороткофокусные (CineBeam HF60LSR, показанный на фото справа снизу, и HF65LS) и лазерные (HF80LSR и HF85LSR). Первые интересны возможностью установки вплотную к стене, то есть они почти «невидимки», как и «складной» телевизор или телевизоры-«картины». Вторые актуальны очень сочным и контрастным изображением. Новинки LG помещены в элегантные белые корпуса, способны создавать изображения с диагоналями до 129 дюймов с FullHD-разрешением, а также являются Smart TV — то есть у них та же webOS, что и в телевизорах компании — а также укомплектованы эргономичным пультом Magic (подробнее об этом CRN/RE писал).

ViewSonic показал проектор более высокого класса: X10-4K — первая короткофокусная UltraHD-модель, да еще и получившая smart-возможности благодаря встроенным Alexa и Google Assistant. Вендор отмечает в новинке высочайшую точность цветопередачи благодаря поддержки технологий как фирменных (например, ViewSonic Cinema SuperColor+), так и общих для всей индустрии (например, HDR10). Интересно, что в проектор встроены стереодинамики Harmon Kardon, а также модель является мобильной — вес у X10-4K небольшой, а на корпусе есть даже ручка для переноски.

Конкуренты основные: компьютеры

Компьютеры все лучше и лучше справляются с функциями отображения медиаконтента. Возможность специализированного применения современных устройств во многом определяет профильное микропрограммное обеспечение. Современные мониторы все больше получают возможностей «телевизионного» свойства (например, поддержку HDR), но основной софт для пре-обработки контента перед показом по понятной причине «живет» в компьютерах. Тюнера для приема эфирных трансляций в таких устройствах обычно нет, но он и не очень нужен в современных условиях.

Особый акцент делает на этом Dell. Под маркой Dell Cinema компания реализовала целый набор специализированных технологий: CinemaColor (улучшает яркость, резкость, детализацию, цветовую гамму и пр.), CinemaSound (четкие высоты, улучшенный бас и высокий уровень громкости для кинематографического звука) и CinemaStream (оптимизирует потоковое видео для уменьшения буферизации и, как следствие, обеспечивая лучшее разрешение). Пока технологии Dell Cinema реализованы в элитных компьютерах компании, но ведь именно они такого класса продукты мы и рассматривали выше.

Мониторы формата BFGD выведут конкуренцию с телевизорами на новый уровень. Пока такой монитор всего один — Omen Emperium X — но на примере этой «первой ласточки» уже можно оценить, какое влияние такие устройства окажут на рынок. Время отклика у BFGD-решений заметно меньше «телевизионного», а это означает, что они гораздо лучше подходят для игр и отображения динамичных сцен, чем телевизоры (и это при сравнимой диагонали). Уже это обстоятельство делает BFGD серьезными конкурентами для телевизоров.

Первый же BFGD получил опциональный саундбар, доступный в одной из модификаций, который жестко соединен с корпусом монитора и объединяет шесть динамиков, на которые работают три стереоусилителя. Второй элемент, встроенный в Omen Emperium X, еще интересней — внутри BFGD интегрирована android-приставка Nvidia Shield TV, которая делает устройство smart и превращает в самостоятельный центр развлечений, причем с широкими игровыми возможностями, доступными благодаря наличию «на борту» мощной графики. Это заметно меняет концепцию игровых решений, но про новые форматы в этой области мы поговорим в следующий раз.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости