Исследователи компании «Мой Круг» выяснили, что в эйчаре давно устоялось мнение, что успешная карьера в ИТ невозможна без постоянного образования. Некоторые вообще рекомендуют выбирать работодателя, у которого есть сильные программы обучения своих сотрудников. В последние годы в ИТ сфере также появилось огромное количество школ дополнительного профессионального образования. В тренде индивидуальные планы развития и коучинг сотрудников.

Было проведено исследование высшего и дополнительного образования ИТ-специалистов. Специалисты постарались разобраться, как наличие высшего и дополнительного образования влияет на трудоустройство и карьеру, что даёт допобразование на практике.

О респондентах

В исследовании приняли участие около 3700 человек:

  • 87% мужчин, 13% женщин, средний возраст 27 лет, половина респондентов в возрасте от 23 до 30 лет;
  • 26% из Москвы, 13% из Петербурга, 20% из городов-миллионников, 29% из других городов России;
  • 67% — разработчики, 8% — системные администраторы, 5% — тестировщики, 4% — менеджеры, 4% — аналитики, 3% — дизайнеры;
  • 35% средних специалистов (middle), 17% младших специалистов (junior), 17% старших специалистов (senior), 12% ведущих специалистов (lead), 7% студентов, по 4% стажёров, менеджеров среднего и высшего звена. 42% работают в небольшой частной компании, 34% — в крупной частной компании, 6% — в государственной компании, 6% — фрилансеры, у 2% свой бизнес, 10% временно не работают.

Основное образование: как учатся ИТ-специалисты и что считают полезным

У 85% специалистов, работающих в ИТ, есть высшее образование: 70% — уже закончили, 15% — ещё заканчивают. При этом, только у 60% — это профильное для ИТ образование. Среди специалистов с непрофильным высшим образованием «технарей» в два раза больше, чем «гуманитариев». (Рис. 1)

Обучение на практике — в процессе стажировки у будущего работодателя — проходит только каждый пятый ИТ-специалист. (Рис. 2)

Свое образование — теоретическое и практическое — считают действительно полезным не более трети ИТ-специалистов. (Рис. 3)

Профильное для ИТ высшее образование в 50% случаев помогает соискателям при трудоустройстве и в 25% случаев в карьерном продвижении, непрофильное для ИТ высшее образование — в 35% и 20% случаев соответственно, дополнительное профобразование — в 20% и 15%.

Если посмотреть на этот же вопрос со стороны работодателя, то интерес к образованию потенциального сотрудника есть у каждой второй компании. Но никакой значительной роли этот фактор не играет.

Дополнительное образование: как и зачем «самообразуются» ИТ-специалисты

Рассмотрим подробнее дополнительное образование. Почти каждый «айтишник» занимается самообразованием с помощью книг, видео, блогов; двое из трёх проходят курсы дополнительного профобразования, каждый второй посещает митапы. Из тех, кто проходит курсы, 65% хотя бы раз платили за них.

Специалисты с профильным ИТ-образованием чуть чаще посещают конференции, специалисты с непрофильным гуманитарным образованием — чуть чаще отдают предпочтение образовательным курсам и митапам. (Рис. 4)

Бесплатные образовательные курсы оказываются менее полезными, чем платные: только 34% ИТ-специалистов отметили, что бесплатные курсы помогли им в дальнейшей работе, и, чуть больше — 45% ИТ-специалистов отметили, что им помогли платные курсы.

Большинство ИТ-специалистов проходят онлайн-курсы для общего развития. Реже — для решения текущих задач. На третьем месте по популярности стоит цель получить новую профессию. Все причины:

  • В 63% случаев образовательные курсы проходят для общего развития;
  • В 45% — для решения текущих задач;
  • В 40% — таким образом получают новую профессию;
  • В 30% — образование на курсах получают ради общего интереса;
  • В 25% — на курсах учатся, чтобы получить повышение на работе;
  • В 20% — для смены сферы деятельности.

Корпоративное образование: помогает ли HR-отдел и какие форматы выбирают компании

Компании, в которых есть HR-менеджер или HR-отдел, гораздо более чутко относятся к образованию своих сотрудников. Такие компании в 45% случаев сами проявляют инициативу по образованию своих сотрудников и только в 14% случаев вообще никак не помогают с образованием. Компании, в которых выделенной HR функции нет — только в 17% проявляют инициативу, и аж в 30% случаев никак не помогают.

Занимаясь образованием сотрудников, работодатели почти одинаковое внимание уделяют таким форматам как мероприятия, образовательные курсы и митапы. (Рис. 5)

Источник: Пресс-служба компании «Мой Круг»

Версия для печати (без изображений)   Все новости