Право первородства за чечевичную похлёбку? Вчерашний день! Сегодня многие даже из тех, кто вполне подкован в вопросах информационной безопасности, готовы раскрыть незнакомцам свои персональные данные всего-то за бесплатный пончик. Для современной розничной торговли, движимой данными (data-driven retail), это весьма воодушевляющие новости.

Читая в последние годы всё более многочисленные сообщения об утечках персональных данных, трудно не согласиться: онлайновые информационные хранилища не настолько надёжны, насколько хотелось бы их операторам. А ведь именно обработка таких данных с применением искусственного интеллекта, что выражается в конечном итоге в персонификации продаж, и становится сегодня основой для развития ритейла — в эпоху всепобеждающей благодаря Интернету омниканальности.

Казалось бы, непрерывно происходящие здесь и там утечки чувствительных данных должны вредить процессу цифровой трансформации розничной торговли. Ведь, допуская возможность таких утечек, массовый покупатель будет менее склонен делиться с продавцом (и не с одним, — с десятками и сотнями их!) достаточно полной информацией о себе, о своих пристрастиях, привычках и стремлениях. Словом, обо всём том, что позволяет системам машинного обучения составлять вполне адекватные потребительские профили и формировать персонифицированные предложения, значительно повышающие эффективность продаж.

На деле, впрочем, ситуация складывается несколько иная. Судя по всему, степень беспокойства среднестатистического потребителя относительно сохранности его персональных данных не настолько велика, чтобы перевешивать те позитивные последствия, которые обеспечивает ему передача этих самых данных в руки провайдеров всевозможных полезных услуг. В том числе — и операторов умного ритейла, конечно же: продажа самых разнообразных товаров сегодня всё явственнее преобразуется в весьма изощрённый сервис. Преобразуется как раз благодаря цифровизации и возможности персонифицировать буквально каждую даже из сотен тысяч и миллионов продаж.

Специалисты британской ИТ-сервисной компании Probrand на недавней большой конференции по кибербезопаности провели весьма показательный психологический эксперимент. Они раздавали посетителям мероприятия бесплатные пончики — но не просто так, а в обмен на личную информацию. С каждым, кто желал получить свою порцию быстрых углеводов, проводилась недолгая беседа, в ходе которой человек делился целям рядом весьма чувствительных по нынешним временам сведений: называл своё имя и дату рождения, любимую футбольную команду, эстрадного исполнителя или группу и т. п.

В принципе, и так было понятно, что рядовой наш современник не слишком-то обеспокоен проблематикой защиты информации. Достаточно вспомнить, что в топ-10 самых распространённых паролей на планете до сих пор входят комбинации 12345, 123456, password, qwerty и т. п. Но уж от посетителей-то специализированной конференции по кибербезопасности, кажется, можно было бы ожидать большего пиетета к собственным персональным данным?

Как бы не так: исследователи собрали на мероприятии целый ворох подробных анкет, каждая из которых обошлась ровно в один пончик. «Нашей целью было выяснить, насколько легко люди готовы делиться информацией о себе, — рассказал по завершении эксперимента Марк Ломас (Mark Lomas), инженер-разработчик Probrand. — Мы заходили издалека, завязывали разговор с ни к чему не обязывающих вопросов вроде „Как вам погодка?“ или „Есть уже планы на вечер?“ — а дальше просто следовали течению беседы. Скажем, если человек упоминал о детях, ненавязчиво интересовались их именами и возрастом».

Чередуя мягкий, неформальный опрос с заполнением заранее подготовленной анкеты, эксперты по безопасности заметили, что люди готовы делиться гораздо более полными данными о себе именно в таком режиме. Формальное анкетирование воспринимается в этом случае как некое серьёзное занятие. Опрашиваемый концентрируется на нём — и даже не задумывается, как много говорит о себе в ходе попутной отвлечённой, казалось бы, беседы. Специалисты Probrand лишний раз подтвердили таким образом давний тезис Кевина Митника о том, что нет более эффективного инструмента для взлома систем информационной безопасности, чем социальная инженерия.

Причём работает это вовсе не только в приложении к нелегальным методам добычи и обработки информации. Формирование ритейлером базы данных для персонифицированных коммуникаций с покупателями, ведущееся вполне законными методами, также подразумевает довольно глубокое проникновение в область частного пространства (privacy) индивида.

Каким-то клиентам такой подход, безусловно, не понравится. Но подобных «параноиков» (в кавычках, поскольку это всё-таки не медицинский диагноз) на деле всё же до смешного мало. Они и сегодня отказываются получать дисконтные карты (ведь ради этого, о ужас, необходимо заполнить анкету, указав в ней имя, адрес и телефон!), устанавливать на смартфоны фирменные приложения магазинов (слежка! кошмар!), заводить аккаунты в соцсетях.

Для умного ритейла эти криптоменьшевики в любом случае — отрезанный ломоть. Зато подавляющее большинство потенциальных клиентов, как показывает практика, совершенно не против делиться ценными для развития бизнеса личными данными, — даже если взамен получают всего лишь бесплатный пончик.

Источник: Максим Белоус, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости