Каждую копейку сейчас считают и в СМБ, и в корпорациях, но подходы в этих сегментах оказываются разными в зависимости от масштабов бизнеса. Забегая вперед, отметим, что получить существенную экономию могут пользователи и там, и там, но при этом игроки канала должны получить дополнительную прибыль.

СМБ: продолжаем снижать стоимость отпечатка

Возможности для снижения стоимости отпечатка еще остались, и этим активно пользуются пользователи из корпоративного сегмента и СМБ во всем мире. Относительно недавно в сегменте струйной печати все ведущие производители один за другим предложили рынку безкартриджные принтеры со встроенной фирменной системой непрерывной подачи чернил (СНПЧ). Заметим, что СНПЧ давно применяли в профессиональных принтерах, ориентированных на большие объемы печати, для офисных и домашних печатающих устройств подобные решения изготавливали «народные умельцы». Последнее не устраивало вендоров, так как кустарная переделка приводила к непредсказуемому качеству печати, что могло негативно отразиться на имидже бренда, несмотря на очевидную невозможность для компании отвечать за результаты работы устройства, измененного местными «самоделкиными».

Вендоры пошли по пути «если безобразие нельзя предотвратить, его надо возглавить» и стали предлагать рынку модели с фирменными СНПЧ. Например, CRN/RE писал о выходе таких моделей у Canon и у НР. Принтеры с СНПЧ стоят дороже традиционных «картриджных» моделей, но обеспечивают заметное уменьшение стоимости отпечатка. Чтобы покупка такого принтера стала экономически оправданной, печатать на нем надо очень много, далеко не каждый малый офис может обеспечить принтеру такую нагрузку. Однако популярность решений с СНПЧ в мире неуклонно растет, видимо, покупающие сегодня принтеры намерены печатать на них очень много. В российских условиях этот тренд особо выражен — в текущем году количество струйных принтеров с СНПЧ на локальном рынке может превысить количество моделей с расходными материалами в картриджах!

Популярность безкартриджных решений в мире плавно растет и, согласно прогнозам IDC, они займут 26% от общего количества струйных печатающих устройств по итогам текущего года. На российском рынке ситуация драматично иная: тут решения с фирменными СНПЧ занимают 53%! Разумеется, каналу нужно активно использовать такую любовь россиян к устройствам с низкой стоимостью струйной печати, активно продвигая безкартриджные принтеры и МФУ, причем как имеющиеся струйные, так и только что появившиеся лазерные.

Чем «безкартриджность» принтеров хороша для ритейла

Стремление к экономии на печати в СМБ оказывается очень хорошо для канала. Пользователь сразу тратит деньги на значительно более дорогую модель безкартриджного принтера (по сравнению с картриджным, устраивающим его по базовым параметрам). Да, пользователь вполне может получить экономию на общей стоимости владения устройством за счет более низкой цены отпечатка, но она проявится много позже и только при больших объемах печати. Достигнет ли он при реальном режиме использования устройства таких объемов — это уже как получится, но за принтер уже заплачено.

Такая ситуация характерна для струйных моделей, использующих СНПЧ, она же хорошо видна на примере первого лазерного безкартриджного принтера — Neverstop Laser, который недавно представила HP. По заявлению представителей компании, новинка обеспечивает экономию до 80% по сравнению с картриджными принтерами, благодаря чему позволяет владельцам малых и средних предприятий значительно сократить расходы на печать. Заметим, что перезаправка максимальна проста, занимает меньше минуты (собственно засыпание тонера — секунд пятнадцать) и благодаря конструкции заправочного комплекта полностью исключает попадание порошка в воздух и на предметы.

Цены на «расходники» действительно щадящие: заправочный комплект на 5 тыс. страниц получил рекомендованную розничную цену 790 руб., модуль с фотобарабаном, ресурс которого 25 тыс. отпечатков — 4990 руб. Но сам принтер Neverstop Laser 1000a обойдется в 14 990 руб., а в модификации МФУ (Neverstop Laser 1200а, на фото) — в 19 990 руб.! Напомним, что цены на «картридже-содержащие» лазерные модели для дома и для СМБ начинаются от 6-7 тыс. руб. Принтер сразу идет с полной заправкой тонером на 5 тыс. страниц, такой объем печати — это 10 пачек офисной бумаги! — пользователь может выработать в условиях СМБ за несколько месяцев, а в домашних условиях даже за несколько лет.

Как на печати экономят корпорации

Снижение стоимости отпечатка на корпоративном рынке в настоящих условиях практически нереально — все технические возможности для этого вендоры реализовали несколько сезонов назад. Однако возможности для уменьшения затрат на печать есть и в этом сегменте, только они не связаны со снижением стоимости отдельного отпечатка. Если коротко, то крупные корпоративные пользователи внедряют специализированные системы управления печатью, которые позволяют вести учет & контроль за соответствующими процессами, а также оптимизировать управление и администрирование парком принтеров, благодаря чему могут получить существенную экономию.

Такие решения уже достаточно развитые, они предоставляют множество специализированных «мини-кейсов», позволяющих заказчикам снижать затраты на печать буквально каждый день. Простейший пример: введение профилей печати для сотрудников, например, позволяющих пользоваться цветной печатью руководству, дизайнерам и отделу маркетинга, но закрывающих соответствующую возможность, предположим, аккаунт-менеджерам. Цветной отпечаток стоит кратно дороже монохромного, поэтому экономия может получиться значительной.

Менее очевидный «мини-кейс» — возможность делегирования заданий на распечатку. Это становится понятным, если учесть, что такое делегирование позволяет экономить десятки минут у сотрудника с высокой удельной стоимостью рабочего времени, если «на лету» перепоручить задание, требующее физического перемещения по коридорам офиса (а иногда и между этажами офиса), подчиненному с существенно меньшей удельной стоимостью рабочей минуты.

На экономию времени всего персонала работают элементы, обеспечивающие печать с мобильных устройств, «облачную» печать, прямое сканирование в почту/в «облачное» хранилище/в корпоративную систему документооборота и т.д. Очевидно, что в пакетах присутствуют инструменты, упрощающие работу сисадминов и, как следствие, экономящие их рабочее время, которое весьма недешево: решения для мониторинга состояния парка принтеров/сканеров/МФУ, наличия в них «расходки», аналитика нагрузки на устройства, генераторы отчетов и т.д. Последние позволяют оптимизировать как парк устройств, так и их размещение внутри компании.

Решения есть для оптимизации корпоративной печати

Интересующие нас программные пакеты активно разрабатывают вендоры, поставляющие оборудование для офисной работы с документами. Более того, Kyocera (о которой CRN/RE писал) и Ricoh делают на таких софтверных решениях особый акцент, справедливо полагая, что их наличие является важной особенностью, позволяющей клиенту оптимизировать затраты на печать, а вендору — получить конкурентное преимущество в сегменте, который тесен и высококонкурентен.

Конечно, производители предпочли бы использовать такие программы — а у некоторых они уже существуют далеко не в первой версии — для продвижения аппаратных решений, но мало кто из заказчиков использует моновендорный подход для комплектации парка принтеров/МФУ. Поэтому вендоры вынуждены делать свои программы все более открытыми, что в данном случае означает возможность работать с оборудованием разных производителей. Заметим, что есть и решения независимых разработчиков, которые изначально ориентированы на работу с «зоопарком» оборудования, например, YSoft, One Q, MyQ и другие.

Все программные системы — как «вендорные», так и от независимых разработчиков — имеют модульную структуру. Выбор оптимального вендора, нужной конфигурации модулей и настройки конфигурации в зависимости от особенностей инфраструктуры заказчика представляют собой непростую задачу, требующую предварительных исследований, а также понимания представлений заказчика о дальнейших направлениях развития ИТ в компании. Если аналитику, ИБ, «облачную» печать и мобильные устройства поддерживают все системы, то, например, поддержка работы с SaaS и с нужными системами документооборота может встречаться нечасто, а поэтому эти особенности могут оказаться решающими в пользу выбора того или иного программного продукта.

По сути, выбор, внедрение и поддержка работы такой системы является задачей для интегратора, обладающего профильными компетенциями. Для внутреннего ИТ-отдела заказчика такая задача часто оказывается экзотичной, а поэтому достаточно сложной для исполнения. Интересно, что некоторые рассматривают экономию на печати/сканировании как элемент «цифровой трансформации». С одной стороны, такой подход неверен концептуально — печать и документооборот не являются основной деятельностью компаний — с другой стороны, полученная в результате оптимизации экономия вполне может улучшить общие экономические параметры бизнеса у заказчика. В любом случае экономия на печати является горячей темой для корпоративных структур, а поэтому соответствующие задачи создают настолько широкий и перспективный фронт работ для интеграторов, что он является важным для всего национального ИТ-рынка. Заодно можно обеспечить обновление парка принтеров, так как новые модели не только обладают полномасштабным ресурсом, но и лучшей управляемостью, а поэтому их проще интегрировать в рассматриваемые нами решения.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости