Внедрение ИТ в здравоохранении — яркий пример цифрового «долгостроя» и неэффективного расходования средств. Несмотря на то, что практически все врачи (как минимум, в крупных городах), имеют в своем распоряжении компьютеры, очереди к ним меньше не стали, да и качество лечения не повысилось. За редким исключением. Отпущенные нормативом и без того скудные минуты приема специалисты тратят на заполнение электронных карт, при этом почти всегда печатают медленно, двумя пальцами. От руки писали быстрее. Оно и понятно, ведь в институтах их не на машинисток учили. Единственный на сегодня плюс, который оценили жители Москвы — возможность записаться на прием по Интернету с помощью ЕМИАС — Единой медицинской информационно-аналитической системы.

В числе главных причин, снижающих эффективность применения ИТ в здравоохранении, называют отсутствие продуманной концепции, что именно и как автоматизировать, отсутствие общего плана развития отрасли и единых стандартов. Справедливости ради, стоит отметить, что проблемы хоть и не быстро, но все же решаются.

Критически важный во все времена аспект — финансирование. Медики постоянно сетуют на нехватку денег, но в федеральном бюджете на 2019 г. заложено увеличение расходов на здравоохранение на 17,3%. Государство потратит на медицину 655,5 млрд руб., не считая средств, направляемых через фонды ОМС. На реализацию национального проекта «Здравоохранение» в 2019-2021 гг. предполагается выделить из федерального бюджета 697,7 млрд руб. Всего же до 2024 г. правительство направит на реализацию национального проекта «Здравоохранение» 1,34 трлн руб.

По общему мнению экспертов и участников рынка, успешная реализация такого масштабного проекта как цифровизация здравоохранения возможна только при наличии государственной программы и поддержке. Как отмечает Дмитрий Паршин, директор центра разработки Artezio (входит в группу компаний ЛАНИТ), объемы этой поддержки во многом определяют качество и масштаб внедряемых решений: «Уже сейчас четко прослеживается тенденция модернизации медицины в России и применения технологий, которые разгружают медицинских работников, создают условия для более внимательного отношения к пациентам. В первую очередь, это автоматизация приема пациентов, учет рабочего времени врачей, электронный документооборот и другие новшества, которые укладываются в новую концепцию российской медицины. Отрасль стремится к тому, чтобы рационально и эффективно использовать свои ресурсы. Можно уверенно говорить, что в России есть и реализуется четкий план модернизации здравоохранения».

Андрей Алмазов, директор по развитию комплексных проектов НТИ АО «Российская Венчурная Компания», также считает, что концепция цифровизации не может существовать вне программы развития медицины: «В настоящий момент есть национальный проект „Здравоохранение“, который включает цифровой контур. В нем прописано все вполне четко и конкретно. Вопрос в том, насколько цифровой контур повлияет на показатели нацпроекта».

По словам Анны Балашовой, менеджера по продуктам Synology в России и СНГ, общая концепция развития ИТ в медицине есть, и проект по созданию ЕГИСЗ (Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения) — один из шагов в данном направлении. Результатом проекта должно стать построение единого информационного пространства для медицинских учреждений, врачебных практик, страховых компаний и других участников системы здравоохранения. Похожая система уже работает в Европе, в частности в Германии. Система без талонов на прием, без бумажной истории болезни, одним словом, оптимизированная система обслуживания пациентов.

Татьяна Проворова, директор по маркетингу компании CyberPower Systems, считает, что концепция развития ИТ в медицине у государства есть, и по ряду вопросов разработана программа, однако говорить о комплексном перестроении и развитии отрасли пока не приходится.

Справедливости ради, надо сказать, что подвижки в сфере регулирования все же происходят. 17 июня 2019 г. Минюст России зарегистрировал приказ Минздрава России № 911н «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций». Приказ определяет обязательный состав функций, которые должны обеспечивать ИС в медицинских организациях, а также в государственных ИС регионального здравоохранения, в том числе: ведение электронной медицинской карты, централизованных систем (подсистем) хранения и обработки результатов диагностических исследований (медицинских изображений) и лабораторных исследований, диспетчеризации скорой медицинской помощи, телемедицинских консультаций, льготного лекарственного обеспечения, управление потоками пациентов (электронная регистратура), а также ряд функций, обеспечивающих управление ресурсами здравоохранения и принятие решений. Важной составляющей приказа являются требования к защите информации, содержащейся в информационных системах, и к программно-техническим средствам этих систем.

Приказ вступает в силу с 1 января 2020 г. и является обязательным для выполнения мероприятий федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ» национального проекта «Здравоохранение».

Медицинская специфика

С точки зрения функционала, решения для здравоохранения мало чем отличаются от решений для других сфер деятельности. Тем не менее, применить типовую, например, ERP-систему не получится. По словам Андрея Алмазова, главная проблема состоит в вариативности процессов и подходов, в разнообразии методов и способов обработки данных, в отсутствии единых стандартов описания объектов в медицине.

«При этом необходимо учесть, что человек — сложный биологический объект, живущий в среде и во времени, — добавил Андрей Алмазов. — Состояние его организма, динамика и генезис возникновения заболеваний, накопленная база медицинских знаний — это крайне сложноорганизованный массив данных, не всегда оцифрованных, и часто не поддающийся оцифровке в текущем виде. Автоматизация больницы сильно отличается от автоматизации склада или торговой сети, даже если рассматривать только предоставление медицинских услуг и управление потоками пациентов. А уж если пытаться автоматизировать профессиональную деятельность докторов, то сложность решений возрастает многократно и нелинейно».

Денис Сереченко, директор по развитию бизнеса Huawei Enterprise в России, отметил, что этот рынок особенно требователен к качеству технологических решений и их надежности, поскольку речь идет о здоровье и человеческих жизнях.

«Высокая критичность процессов и важность информации, — от этого, без преувеличения можно сказать, зависят жизни людей, — добавил Николай Сидоров, менеджер по работе с заказчиками компании „Код безопасности“. — Недопустимо возникновение инцидентов, приводящих к потере данных, или приостановке работы информационных систем».

Виктор Смирнов, руководитель направления интеграционных решений компании КРОК, считает, что высокий уровень ответственности перед пациентом и конкуренция между клиниками становятся драйверами для применения передовых технологий в медицине: «Руководство медицинских учреждений и чиновники, таким образом, получают инфраструктуру, где пациенты гарантированно могут рассчитывать на своевременную помощь, а врачи и другие сотрудники могут легко, быстро и качественно выполнять свою работу. Но самое главное — страхование от рисков: врачебная ошибка влечет огромные потери времени, репутации и финансов. Поэтому работа врачей обычно строго регламентирована, а ИТ-системы позволяют снизить риск ошибок и все сделать правильно».

CommuniGate Pro – платформа объединенных коммуникаций

Группа ИТ-компаний CommuniGate Systems осуществляет разработку программного обеспечения, основу которого составляет платформа объединенных коммуникаций CommuniGate Pro. Решение предоставляет пользователям полный спектр коммуникационных возможностей, включая электронную почту, ведение календарей, контроль исполнения задач, проведение аудиоконференций и видеовызовов, обмен мгновенными сообщениями, шифрование данных, хранение корпоративного контента, быструю и защищенную передачу файлов со всех типов устройств, в том числе с мобильных. Использование данного функционала может осуществляться как в полном объеме и по прямому назначению (почта, телефония), так и для решения нестандартных задач.

Одним из таких внедрений в сфере медицины можно считать проект по созданию коммуникационной платформы для общения врачей в Великобритании — Doctor.net.uk. Это своего рода Facebook для врачей и медицинских работников. Сейчас количество пользователей профессиональной социальной сети превышает 233 тыс. человек из Соединенного Королевства, и число их постоянно растет. Важно отметить, что в этом сообществе врачи не только общаются между собой посредством сообщений, но и обмениваются объемными результатами исследований, организовывают обучающие тренинги и дискуссии. Это отличный пример того, как можно централизовать и объединить экспертов из самых разных регионов.

В России решение CommuniGate Pro пока внедряется только как базовое инфраструктурное ПО. Целый ряд областей и округов уже несколько лет используют данное решение для построения коммуникационной системы, к которой подключаются даже сильно удаленные медицинские учреждения. На фоне развития политики импортозамещения данный опыт становится еще более значимым, так как платформа внесена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также сертифицирована ФСТЭК России. Являясь полноценным отечественным аналогом целого набора продукции зарубежных производителей, решение CommuniGate Pro нетребовательно к ресурсам и легко интегрируется с любой существующей ИТ-инфраструктурой.

Однако в компании видят большой потенциал и в развитии систем искусственного интеллекта, особенно в части внедрения контакт-центров. На данный момент основным видом связи для потребителей медицинских услуг продолжает оставаться голос. Эффективная организация процесса приема обращений, их обработка, запись разговоров, а также хранение поступивших данных — это базовая задача медицинского учреждения любого уровня и статуса.

Несколько лет назад многопрофильный медицинский центр для взрослых и детей «МедКвадрат» выбрал для автоматизации приема, обработки и хранения данных решение CommuniGate Pro в редакции Unified (адресная книга, мгновенные сообщения, VoIP, сервер хранения и управления корпоративным контентом) и приложение Contact Center CommuniGate Pro. Количество поступающих звонков в клинику составляет около 300 в день, а в пике достигает 1500. При этом одновременно принимают звонок до 8 операторов. Этот проект иллюстрирует возможность точечного использования решения для грамотной организации входящего потока обращений и хранения данных. Только действуя от общего к частному, то есть в терминах ИТ — от базовой ИТ-инфраструктуры к внедрению современных узкоспециализированных решений в области медицины, можно построить эффективную, безопасную и направленную на удовлетворение потребностей граждан систему здравоохранения.

Спецпроект

От рутинных задач до вершин ИИ

Потенциал для развития медицинских ИТ-систем практически безграничен. Заказчики, чиновники и разработчики с удовольствием обсуждают перспективы применения систем искусственного интеллекта и телемедицины, но сегодня не автоматизировано еще множество простейших рутинных процедур.

Как рассказал Андрей Алмазов, пока не решены даже базовые вопросы учета медицинских услуг и ведения медицинской документации в цифровом виде. В то же время, параллельно развивается рынок систем поддержи принятия врачебных решений. Так, системы Botkin.AI (анализ медицинских изображений для поиска патологий) и Webiomed (анализ электронной медицинской карты пациента с целью выявления повышенного риска сердечно-сосудистых заболеваний) были недавно успешно протестированы в пилотном проекте в ЯНАО на реальных данных, и готовы к применению в клинической практике. Сейчас они включены в комплексный проект Национальной технологической инициативы (НТИ) «Платформа компетенций НБМЗ», как и еще ряд решений, находящихся в стадии апробации.

«В первую очередь необходимы автоматизация документооборота и процессов, которые снижают эффективность самого медицинского обслуживания, — говорит Дмитрий Паршин. — Безусловно, есть место и для сложных решений на базе ИИ, для повышения качества диагностики и лечения. Но медицина сейчас переходит на новый уровень организации и эффективного использования ресурсов. Как только этот переход состоится, будут востребованы другие, более профильные решения для лечения и диагностики».

Руководитель отдела корпоративных продаж CommuniGate Systems Антон Тен считает, что, прежде всего, нужно обеспечить бесперебойное функционирование базовых инфраструктурных систем и средств защиты информации, добиться их максимальной отказоустойчивости. Вторым по значимости он называет решения в области телемедицины. В мире этот сегмент растет, по разным оценкам, примерно на 20% в год. Для нашей страны с ее огромными территориями, это не просто тренд, а необходимость.

«Наиболее перспективными направлениями в Huawei считают телемедицину, ИИ, раннее прогнозирование заболеваний и системы, в которых реализованы алгоритмы ML/DL (Machine learning — машинное обучение, Deep learning — глубинное обучение)», — сказал Денис Сереченко.

Разумеется, востребованы и типовые решения в сфере информационной безопасности и в области обеспечения бесперебойной работы оборудования.

«Решения по защите данных пациентов являются весьма актуальными. Уровень конфиденциальности персональной и медицинской информация один из самых высоких, сведения не должны попасть в руки злоумышленников. Для этого существуют как аппаратные, так и программные решения, — заявила Анна Балашова. — Для медицинских учреждений необходима организация нескольких уровней защиты данных с использованием виртуализации, антивирусных программ, шифрования, с разграничением сетей и прав доступа к данным. Кроме того, нельзя допустить, чтобы данные бесследно пропали в результате сбоя или аварии, поэтому без решений для резервного копирования не обойтись».

Надежда Пчелинцева, директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция», согласна, что системам ИБ должно уделяться особое внимание. Еще свежи в памяти события, связанные с эпидемиями компьютерных вирусов WannaCry и Petya, которые поражали устаревшее ПО, управлявшее в том числе и медицинским оборудованием. Надежда Пчелинцева также отметила, что всегда были и будут востребованы решения в сфере ИБП: автономность электропитания для больниц критична. А для хранения информации потребуются ЦОДы. Найдут применение и решения для маркировки и автоматической идентификации данных, сканеры и принтеры штрих-кодов, мобильные терминалы и пр.

А как обстоит дело с разработкой систем, облегчающих работу врачей? Речь идет об автоматизированной диагностике, автоматизированном заполнении амбулаторных карт, обработке ЭКГ, рентгеновских снимков, УЗИ, результатов анализов и пр.

«Таких проектов много, но все они находятся в пилотных стадиях или существуют в виде узкоспециализированных нишевых решений. Я бы сказал, что это уровень „апплетов“ к браузеру, хотя в области обработки изображений и иных объективных данных некоторые разработчики уже приблизились к созданию полноценного продукта, — комментирует ситуацию Андрей Алмазов. — Можно назвать десяток-другой решений, но их применение пока не вошло в систему».

Денис Сереченко считает, что подобные системы уже начинают внедряться. «Они востребованы везде, где процесс можно автоматизировать и, таким образом, избавить человека от выполнения рутинных задач. Разумеется, система ИИ пока не может поставить диагноз и назначить лечение, но, например, проанализировать рентгеновские снимки она способна с гораздо большей точностью, чем человек», — сказал он.

«Подобные решения уже есть, — говорит Дмитрий Паршин. — Первый успешный проект был реализован в сентябре 2016 г., когда искусственный разум внедрили в онкологическом центре Гиль. Первым пациентом, который получил помощь программы IBM Watson, стал Дё Тхе Хёнг. На момент обследования больному был 61 год, по результатам колоноскопии он имел диагноз „рак толстого кишечника“. Необходимость проведения химиотерапии и подбора наиболее эффективных препаратов послужили причиной использования ИИ. Специалисты и пациент остались довольны, поскольку в результате качественного лечения, назначенного машиной, удалось уничтожить оставшиеся после резекции раковые клетки. К 2020 г. рынок медицинских ИИ решений вырастет более чем в 2 раза. Но это не приведет к сокращению врачей, потому что ИИ не способен пока работать самостоятельно. Зато скорость работы докторов увеличится, поскольку им не нужно будет тратить время на анализ данных и сбор рекомендаций».

Возможна ли в обозримом будущем передача части функций врачей системам ИИ? Например, диагностика типичных легких заболеваний, первичный опрос, сбор жалоб?

«Я считаю, что такая возможность существует. Диагностика лёгких заболеваний с помощью искусственного интеллекта и выписка больничного листа без посещения поликлиники снизило бы загруженность врачей и повысило бы качество обслуживания, — говорит Анна Балашова. — Только представьте, что с типичной простудой вам не надо ехать в поликлинику и проводить там пару часов в очереди на прием или на анализы. Вы сможете получить рецепт на необходимые медикаменты на электронную почту и сразу же заказать их в онлайн-аптеке, не выходя из дома. Я могла бы представить себе такое будущее».

«На региональном уровне данный проект вряд ли возможен в ближайшие годы, ввиду высокой стоимости и длительных сроков реализации и тестирования, а на федеральном вполне возможен, если появится понимание об эффективности такого решения на государственном уровне. В любом случае за ИИ будущее», — сказал Николай Сидоров.

Андрей Алмазов считает, что однозначно говорить об этом пока рано. На данный момент возможно только создание системы оказания помощи врачу (подсказки, автоматизация рутинных действий и пр.) в тех областях, где врач тратит меньше 5 секунд на анализ и вывод. Человек еще долго должен будет общаться с человеком, потому что, например, сбор жалоб — это не только попытка выслушать то, что говорит пациент. Опытный врач также смотрит, как говорит пациент, считывает невербальные сигналы, задает неожиданные вопросы и пр. Так или иначе, в отличие от хорошего врача искусственный интеллект пока действует исключительно в поле заданных альтернатив. Наиболее реальная сейчас сфера применения ИИ в медицине — это системы поддержки врачебных решений. Другими словами, только человек должен и будет пока решать, достаточно ли данных собрано для анализа, и делать на основе этих данных заключение. Внутри этого процесса и при сборе некоторых данных вполне может использоваться ИИ.

Решения Synology для сферы здравоохранения

Какие задачи стоят перед компаниями в сфере здравоохранения по организации своей ИТ-инфраструктуры? Во многом они похожи на задачи, стоящие перед любой другой организацией: надёжное хранение постоянно растущего объема данных, синхронизация, удалённый доступ, сервер электронной почты, сервер резервного копирования, виртуализация, мессенджер. Конечно, особое внимание следует уделять отказоустойчивости систем на программном и аппаратном уровнях, ведь в медицине огромное число критически важных данных, которые должны находиться под надёжной защитой.

Данное полноценное решение можно легко реализовать на базе систем хранения данных Synology:

  • собственная интуитивно понятная операционная система DSM;

  • более 100 встроенных приложений для различных задач;

  • резервирование на любом уровне без дополнительных лицензий;

  • виртуализация + кластер НА;

  • видеонаблюдение до 5000 камер;

  • простота в управлении и возможность масштабирования системы.

Широкий модельный ряд позволяет подобрать устройство под конкретные задачи, настольное или для установки в стойку.

DS1618+ — высокопроизводительная настольная NAS-система с 6 отсеками, которая идеально подходит для малого и среднего бизнеса благодаря эффективному выполнению рабочих нагрузок.

RS1619xs+ — высокопроизводительная и масштабируемая стоечная система NAS с формфактором 1U, оптимизированная для современных предприятий.

В этом году компания Synology предоставляет специальные условия для проектов из сферы здравоохранения. Подробности уточняйте у вашего дистрибьютора.

Об успешно реализованных проектах в сфере здравоохранения вы можете узнать здесь.

Спецпроект

Затянувшееся ожидание

Использовать Интернет для передачи медицинской информации и проводить как минимум удаленные консультации является решением очевидным и логичным. Сразу же возник красивый термин — телемедицина. Впрочем, при более пристальном взгляде на эту технологию становится понятно, что существует телемедицина уже более 100 лет: как только были изобретены телеграф и телефон, врачи получили возможность обмениваться информацией почти мгновенно, невзирая на расстояния. С появлением фототелеграфа арсенал доступных средств расширился: теперь профессор из какой-нибудь авторитетной клиники мог видеть, например, кардиограмму пациента и оперативно консультировать коллег, находящихся на другом краю земли.

Конечно, сегодня возможности для передачи информации совсем не те, что были 100 лет назад. Но можно ли говорить о каком-то качественном прорыве?

«Речь идет скорее не о телемедицине, а о медицине с применением телекоммуникационных технологий, — подчеркивает Андрей Алмазов. — Прогресс здесь слабый, потому что начинать нужно не с технологий, а с врачей, которым необходимо предоставить возможности, и совместно вводить технологии в практику. При этом врачи в частном порядке давно и активно используют и ВКС (видеоконференцсвязь), и передачу данных по каналам связи».

По оценке специалистов CommuniGate Systems, потенциальный объем рынка телемедицины в России составляет порядка 18 млрд. руб. Пока же в рамках ФОМС эти суммы гораздо скромнее — от 18 до 20 млн. руб. «Каким будет данный сегмент через несколько лет станет ясно после усовершенствования государственного регулирования, в частности, законодательства в сфере телемедицины», — отметил Антон Тен. Сегодня компания видит большой интерес и реализует пилотные проекты в некоторых регионах, поскольку платформа CommuniGate Pro ориентирована как раз на обеспечение бесперебойной передачи любых данных, обладает высокой отказоустойчивостью и нетребовательна к ресурсам. Все это позволяет вендору удовлетворять базовые потребности в организации ИТ-инфраструктуры медицинских учреждений, и развивать сферу решений в телемедицине.

«В прошлом году мне повезло познакомиться с прототипом системы, разработанной для внедрения телемедицины в отдаленных регионах, где не хватает специалистов, — рассказала Татьяна Проворова. — Мне показалось это рабочей идеей в том случае, когда нужно посоветоваться с более опытными специалистами или собрать консилиум из нескольких специалистов, а в районной больнице их просто нет. Насколько это жизненная история, сказать, конечно, сложно. Ведь кадровый голод в медицине — не новость, а значит, даже для телеконсультаций нужны специалисты и их время».

По словам Виктора Смирнова, технологии экспресс-мониторинга здоровья и телемедицины сейчас весьма актуальны, например, при проведении предрейсовых и предсменных осмотров. Один из примеров такого решения — собственная разработка КРОК — терминал функциональной диагностики, который за несколько минут может оценить состояние человека. Его использование наиболее оправдано в производственных и транспортных компаниях. При обнаружении подозрительных признаков система в режиме реального времени может передавать информацию врачу, который даст медицинское заключение и предложит оперативную помощь. В комплектации такого терминала могут быть датчики для измерения артериального давления, пульса, температуры, содержания паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, степени насыщения крови кислородом.

«Сегодня важно создать систему, которая позволит легко и быстро пересылать результаты исследований, статистику заболеваний и другую информацию между лечебными и исследовательскими институтами и учреждениями. Быстрый обмен информацией и единые стандарты ее формирования — это ключевой аспект эффективного реагирования на угрозы человеческому здоровью», — сказал Дмитрий Паршин.

Нужна «шлифовка» нормативного регулирования

С какими трудностями и проблемами приходится сталкиваться ИТ-компаниям на медицинском рынке? По мнению Антона Тена, первая и главная — это сложносочиненная административная система. Вторая проблема — неготовность врачей и медицинских работников к внедрению новых сервисов. И дело не столько в сознании людей, сколько в нынешней организации их работы. Врачи перегружены заполнением бумаг, поэтому любая инициатива, даже если призвана оптимизировать их время, вызывает отторжение. Третья проблема —конечно, ограниченность бюджетов. Очень часто встречается ситуация, когда потенциальный заказчик находится в смятении то того, что же ему все-таки стоит сделать в первую очередь: заменить ОС, модернизировать неповоротливый документооборот, внедрить современные решения в области ИБ или заняться телемедициной, потому что регион огромный, коммуникация прерывается, а обеспечение населения медицинской помощью — приоритет для любого медика.

«Трудности и проблемы стандартны для любых инноваций в такой объективно консервативной отрасли, как медицина. Здесь работает принцип „не навреди“. Необходимы решения с доказанной клинико-экономической эффективностью, если мы говорим о дистанционных средствах сбора каких либо показателей, и банальное удобство при телекоммуникациях, если мы говорим просто об общении между врачами, — комментирует Андрей Алмазов. — Необходима шлифовка нормативного регулирования, но основные барьеры уже пройдены. Скорее речь идет о барьерах, которые не дают более интенсивно развиваться в этом направлении. Я говорю об отнесении программного обеспечения к категории медицинских изделий, что автоматически порождает массу проблем. Работа по совершенствованию законодательства в этой области сейчас активно ведется коллегами из Сколково, Ассоциации „Национальная база медицинских знаний“, в рабочих группах Национальной технологической инициативы (НТИ) по работе с нормативными барьерами».

Источник: Константин Геращенко, CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости