Анонс двух новых smart-колонок встряхнет российский рынок, причем изменения почувствует даже канал, хотя из новинок в канале присутствует только одна. Почему так будет и что вообще происходит с «голосовыми ассистентами» и со смежными элементами российского рынка?

Популярность «голосовых ассистентов» продолжает последовательно возрастать. По собственным данным компании, которые озвучил Даниил Колесников, руководитель маркетинга «Алисы», месячная аудитория «ассистента» сейчас насчитывает более 45 млн человек, которые за месяц выполняют более миллиарда (!) запросов к российскому голосовому ассистенту. Напомним, что в данном случае речь не только о владельцах smart-колонок «Яндекса» — «Алиса» установлена в устройствах разных типов, которые предлагают разные вендоры, а также ее поддерживают программные продукты компании.

Голосовые интерфейсы становятся все более распространенными и все более привычными для массового пользователя. В ряде кейсов практического использования уже можно говорить об интерфейсе «voice first», то есть пользователь в большинстве случаев начинает общение с девайсом, подавая команду голосом, а не взаимодействием аппаратными кнопками или через программный интерфейс.

Развитие и совершенствование «ассистентов» тоже продолжается, например, уже распознают человеческую речь в ряде случаев лучше, чем это может сделать человек. Но для рынка «ассистенты» интересны в двух проекциях: их наличие в конечных устройствах может быть драйвером для продажи устройств, а развитие «ассистентов» как платформы — драйвером для «умного дома» (как CRN/RE и предсказывал) и для рынка коммерческих сервисов.

Востребованность «голосовых ассистентов», воспринимающих команды на естественном языке, уже велика, но конкурентов у «Алисы» на российском рынке по-прежнему пока мало. «Яндекс» по понятным причинам крайне активен в продвижении «помощника» на российском рынке, но этот рынок не является приоритетным ни для корейских, ни для китайских «ассистентов», большинство из которых с русским языком вообще не знакомы. Соответствующий продукт Amazon на российском рынке не представлен, «ассистент» от Microsoft до нас все никак не доберется, остаются решения от Google и Apple, которые поддерживают русский язык, но они менее активны в маркетинге своих продуктов, чем «Яндекс». Российские «голосовые ассистенты» от других компаний — «Олег», «Маруся» и другие — уже существуют, но в масштабах национального рынка пока практически не заметны.

Цифры по объемам продаж smart-колонок на платформе «Яндекса» компания не раскрывает, а по оценке Canalys в 2018 году было отгружено 40 тыс. «Станций». Это немало для нового и достаточно дорого устройства — 10990 руб. — с появлением бюджетных моделей от третьих фирм количество систем на платформе «Алисы» заметно увеличилось. Каждая колонка является платформой для «умного дома», а сейчас их общее количество у пользователей, скорее всего, приближается к 100 тыс. и продолжает расти. Колонок на других платформах на российском рынке продано заметно меньше.

Smart-колонки с «Алисой», встроенной на уровне «железа», наиболее заметный продукт, хотя, забегая вперед, скажем, что далеко не единственный. Все началось с выхода собственной smart-колонки «Яндекса». «Станция» отличалась от аналогов не только российским «ассистентом» и высоким качеством звука, о чем CRN/RE писал, но и возможностью подключения телевизора.

Появились колонки других производителей — сначала smart-модели в бюджетном сегменте представили Irbis (модель «A») и DEXP (модель Smartbox), о чем CRN/RE писал, потом к ним добавилось топовая колонка от LG (модель WK7Y, о которой CRN/RE писал). После длительного перерыва в обновлении модельного ряда колонок с «Алисой» появились еще 2 очень интересные модели.

Elari SmartBeat интересна наличием аппаратных кнопок (некоторые любят традиционный интерфейс) и автономностью — колонка получила встроенный аккумулятор, обеспечивающий до восьми часов автономной работы, поэтому с ней можно перемещаться по квартире или, например, по дачному участку. Можно, конечно, отправляться и в другие места, но для работы «Алисе» нужен интернет-доступ (однако, его можно обеспечить мобильным роутером), а возможности воспроизведения аудио со смартфона по bluetooth-каналу будут со SmartBeat доступны всегда. Рекомендованная розничная цена — 5990 руб.

Важно, что в канале присутствуют далеко не все устройства с «Алисой». Например, «Станции» — как базовую модель, так и новинку «Мини» — можно приобрести в собственном магазине «Яндекса», через интернет-маркетплейс «Беру.ру» и в салонах «Связного» — доступность по стране полная, но это, мягко говоря, не канал. Однако, в канале присутствуют, например, LG WK7Y и Elari SmartBeat, что обеспечивает очевидные преимущества этим smart-колонкам.

Новую колонку представил рынку и сам «Яндекс». Модель, получившая название «Станция Мини», интересна компактными размерами и низкой ценой (3990 руб). Цена делает новинку массовым девайсом на российском рынке, цена базовой версии в 10999 руб. была несколько великовата в стране, где прожиточный минимум составляет 11280 руб. Но «Мини» интересна не только ценой. Как недорогое и компактное устройство с «Алисой», которым можно управлять не только голосом, но и буквально одним движением руки, охарактеризовал новинку Михаил Биленко, руководитель управления машинного интеллекта и исследований «Яндекса». Новинка получила дополнительные сенсоры, что позволяет управлять колонкой при помощи жестов, а также придало ей дополнительные развлекательные возможности — ее можно использовать в качестве синтезатора. После команды «Алиса, дай звук!» можно двигать руками над девайсом и управлять звуками разных инструментов — от скрипки до кастрюль — выбирая нужный тоже голосом. Аналогичные решения, только несколько более простые, ранее встраивали в свои колонки лидеры рынка (например, Sony, о чем CRN/RE писал), и они были встречены на рынке довольно благосклонно, особенно молодежной аудиторией.

«Умный дом» — возможностей все больше. Новые колонки — как и другие устройства с «Алисой» — могут управлять «умным домом». У самого «Яндекса» проект с поставками элементов для «умного дома» не очень активно развивается, но многочисленные компании быстро наполняют рынок различными вариантами smart-продукции. Как было отмечено представителями «Яндекса», растет количество «алисо-совместимых» девайсов, например, появились устройства, которые могут открывать/закрывать что-либо — моторизованные шторы и жалюзи, дверные smart-замки и т.д. Очень активна компания Elari, которая начала поставки в дополнение к традиционному для данной ниши оборудованию — smart-лампам, «умным розеткам», камерам наблюдения и т.д. — стала выпускать, например, аппаратные «умные ИК-пульты», позволяющие включать в систему «умного дома» legacy-девайсы, не имеющие встроенного wi-fi-модуля. Йосеф Закс, основатель и управляющий директор Elari, обещает появление в ближайшем будущем «алисо-совместимых» роботов-пылесосов и другой интересной и полезной домашней техники.

Компоненты для создания «умного дома» просты в использовании, доступны по ценам и уже востребованы широким кругом пользователей. Такую продукцию уже нужно продвигать рознице, такое предложение позволит расширить спектр товаров, который можно предлагать массовому абоненту. Время жизни смартфонов, как мы отмечали, увеличивается, опций к ним до настоящего времени было немного, поэтому smart-компоненты, позволяющие создавать домашний уют и повышающие комфорт повседневной жизни, будут для российского ритейла крайне актуальными. Поставка десятков тысяч — а в среднесрочной перспективе и сотен тысяч! — подобных устройств уже является чисто канальной историей, к которой также надо быть готовым российским дистрибьюторам. «Умный дом» становится направлением модным и трендовым, претендуя на роль одного из локомотивов рынка, о чем CRN/RE писал недавно.

Заметим, что появились «алисо-ориентированные» устройства в сегменте wearable electronics: наушники-гарнитуры, которые представили такие гиганты, как Sony и JBL. Весьма популярны стали детские smart-часы, которых компания Elari представила целый спектр и таких устройств, которые активно продвигают федеральные сети, например, МТС.

Развитие платформы идет, как мы уже отмечали, по разным направлениям — от улучшения распознавания речи до появления новых «навыков» и от разработки сэмплов для синтезатора до выпуска новых совместимых устройств — но у одного из трендов большое будущее: «Алиса» учится идентифицировать говорящего по голосу. Это открывает интереснейшие возможности в плане появления новых функций — от персонификации одной колонки под вкусы разных членов семьи до защиты от управления посторонними, а также позволит совершать транзакции. Последнее, разумеется, особо интересует участников рынка, предлагающие «алисо-совместимые» сервисы электронной коммерции (о которых CRN/RE писал).

До простых в использовании транзакций, надежно защищенных «алисовой» биометрией, пока еще далеко. Некоторое время пользователям придется довольствоваться транзакциями с двухфакторной авторизацией, но и это будет огромным шагом вперед. Транзакций через «Алису» планируют проводить через банковскую карту, привязанную к «Яндекс.Паспорту», как рассказал Павел Капля, руководитель платформы «Яндекс.Диалоги», что послужит развитию всей экосистемы компании. Экосистема продолжает развивать интеграцию с решениями других компаний, например, сейчас «привинчивают» «Алису» к сервисам YouDo, «Столото», «Абсолют.Страхование» и других, хотя точные сроки запуска новой функции пока не известны, решения находятся в стадии тестирования.

Для «Алисы» продолжают разрабатывать новые «навыки», расширяющие функциональность девайсов. Сторонние производители (Redmond, Xiaomi, Elari и другие) планируют выпуск новой бытовую техники, способной работать в экосистеме «Яндекса». Кроме того, известно, что одновременно с сертификатом на «Станцию Мини» компания получила сертификат и «Станцию Плюс», но параметры и дата анонса второго устройства пока неизвестны.

Источник: Александр Маляревский, CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости