Лидеры рынка реализовывают в своих продуктах и решениях целый ряд подходов, которые в сумме обеспечивают нишевую «цифровую трансформацию» ИТ-сегмента экономики. Рассмотрим несколько важных моментов, связанных с «облаками» и с ситуацией вокруг них.

Как быть «облакам» в «суверенном Интернете»?

Корпоративным заказчикам придется или использовать «облако» или создать свою инфраструктуру «как „облако“», отметил Алексей Казьмин, менеджер по продуктам Hewlett Packard Enterprise в России. Последние тренды в законотворчестве и практика правоприменения хотя и вносят некоторые коррективы в ситуацию, но на общие ИТ-тренды в этой области пока повлиять не способны.

Глобальные «облачные» провайдеры — Microsoft, Amazon, Google и другие — до настоящего времени были не очень популярны на российском рынке. Крупные поставщики «облачных» услуг не проявляли особого интереса к российскому рынку в силу его отдаленности и малой емкости, да и локальные игроки не сильно интересовались гиперскейлерами по тем же причинам. С вступлением в силу законов о «суверенном Интернете» взаимный интерес станет еще менее выраженным, инфраструктуру будут разворачивать по большей части на «облаках» внутри страны, как общественных, так и частных. Тренд на мультиоблачность уже сформирован, и технические решения отработаны на практике.

Результат такого развития событий предсказуем. В частности, цены на «облачные» услуги будут явно выше, чем на развитых рынках. Но принципиально «направление на cloud» как было, так и останется восходящим трендом.

Почему российские «облака» будут дороже

Ответ простой: потому, что российская инфраструктура ЦОДов отстает от потребностей рынка. Количество стоек на единицу ВВП у российской экономики заметно меньше, чем у других развитых регионов, что еще несколько лет назад отмечали аналитики, а динамика роста емкости ЦОДов в России «в стойках» замедляется уже третий год подряд (с 2017 г.), по информации аналитического агентства iKS-Consulting.

Развернуть дата-центр можно за полгода, как показал прецедент IXcellerate, которая развернула Moscow Two, создав ЦОД мирового уровня, о чем CRN/RE писал. Однако новый дата-центр расположен рядом с ранее развернутым Moscow One, что в данном случае радикально упростило вопрос с коммуникациями, энергоснабжением и прочими элементами инфраструктурной «обвязки». Количество площадок, которые подходят для разворачивания дата-центров, в российских условиях невелико, как отмечают игроки рынка, выбор нужной уже представляет собой непростую проблему как в столичных, так и в региональных условиях.

Если соотнести количество стоек в национальных ЦОД с количеством работников, занятых в «цифровой экономике» РФ, то соотношение получается вполне приемлемым и сравнимым с мировыми показателями. Внутренние тренды локального рынка ЦОДов тоже вполне соотносятся с мировыми: процент размещенного оборудования конечных заказчиков снижается, соответствующий процент «облачных» провайдеров — растет. Но есть еще одна проблема — небольшие объемы российского рынка в ряде случаев не позволяют «облачным» провайдерам и интеграторам наработать необходимый опыт использования cloud-решений для бизнес-заказчиков. Глобальные компании на локальный рынок по понятным причинам входить не спешат, а из локальных требуемым опытом обладают единицы.

Вполне возможна неприятная ситуация, когда в условиях нарастающих проблем в «реальной экономике» страны дефицит высоконадежных центров обработки данных начнут компенсировать «эрзац-ЦОДы», не обладающие сертифицированной надежностью, но предлагающие услуги — в том числе, и «облачные» — по бюджетной цене. Корпоративным пользователям, особенно в регионах, следует соблюдать особую осторожность при выборе как поставщиков услуг ЦОД, так и локальных «облачных» провайдеров, как минимум, проверяя сертификаты и прописывая штрафные санкции на случай перебоев в обслуживании.

Импортозамещению требуется импорт экспириенса

Тему «импорта технологий» среди других вопросов потребления cloud-сервисов рассматривали специалисты Softline на московской конференции конференцию Big Cloud Road Show Softline. В условиях быстро меняющихся условий рынка, как было подчеркнуто на конференции, невозможно добиться высоких финансовых результатов и построить эффективный бизнес без анализа ситуации на рынке и без способности прогнозировать его развитие.

Для эффективного анализа и выбора «облачных» инструментов нужен экспириенс, который тут накопить было проблематично по причине относительно малого количества реализованных проектов.

«По нашим данным, в странах Дальнего Зарубежья уже более 50% всех коммерческих компаний перешли на облачную инфраструктуру, тогда как в России — не более 20%», — отметил Сергей Боровиков, руководитель департамента облачных технологий Softline, из чего сделал вывод о внушительных перспективах российского «облачного» рынка. Более того, по данным собственного исследования Softline, огромный потенциал присутствует в сегменте российских компаний, уже использующих «облачную» инфраструктуру!

Лучше «облака» только мультиоблако

Большинство российских компаний, уже использующих «облачную» инфраструктуру, предпочитают использовать более одного «облака»! Таковых, по данным исследования Softline, оказалось 59%!

Клиенты активно используют разные варианты «облаков» для разных сценариев, по словам сотрудников компании. Одним мультиоблачный подход помогает увеличить скорость доступа к бизнес-критичным приложениям и ресурсам при разворачивании таковых у местных провайдеров. Другие сочетают возможности глобальных вендорских «облаков» с локальными провайдерами, что позволяет им предоставлять сервисы, соответствующие 152-ФЗ. Третьи используют мультиоблачность для повышения устойчивости инфраструктуры и т.д. Легко предположить, что при вероятности регулярного проведения учений по работе национального сегмента Интернета в условиях отключения от глобальной сети популярность мультиоблачного подхода будет только возрастать. Соответствующие технологии большинству российских заказчиков уже известны, апробированы и, более того, успешно реализованы.

Разумеется, мультиоблачный подход используют глобальные компании, работающие на российском рынке, которые тоже активно используют ресурсы локальных ЦОДов для своих задач. Напомним, что у IXcellerate, например, основной приток выручки (более 50%) обеспечивают корпорации из азиатского региона, как отметила Дина Нуркаева, директор по маркетингу ЦОД-оператора.

Из этого следует множество практически-значимых выводов, один из которых в том, что спрос на аппаратное обеспечение для развертывания облачной" инфраструктуры в российских условиях будет расти опережающими темпами. Вендоры к этому готовы.

Серверы для «облаков»

Современные серверы представляют собой, по большей части, универсальные устройства, но в зависимости от режимов использования и особенностей нагрузок для аппаратной части может потребоваться разноплановая оптимизация, как отмечают представители вендоров, лидирующих в данном сегменте. Если с базовыми направлениями, по которым идет совершенствование «железа», радикальных отличий не происходит — производительность выше, управляемость лучше, энергопотребление ниже, средства для ИБ все круче — то в плане «пред-оптимизации» ситуация меняется интересным образом. Серверы все чаще изначально конфигурируют для работы с «облачными» приложениями или для обеспечения функционирования виртуальных машин, хотя серверы могут быть настроены и для работы с приложениями, которые недавно называли «традиционными», а сейчас все чаще именуют «legacy». Об адаптации серверной техники к «перспективным нагрузкам» говорил Артем Булкин, системный инженер Dell Technologies в России (о чем CRN/RE писал), другие крупные производители серверов также идут в этом направлении, хотя не все делают на этом такой выразительный акцент.

«Облачный» AI для стабильности и надежности

«Искусственный интеллект должен работать, обеспечивая надежность и безопасность современных систем, составляющих инфраструктуру», — подчеркивает Дмитрий Пенязь, руководитель департамента инфраструктурных решений Hewlett Packard Enterprise в России. НРЕ активно использует AI в своем решении InfoSight, которое мониторит состояние серверов и способно вполне успешно определять, устранять и предотвращать проблемы, в том числе, работая в автоматическом режиме. Заметим, что в автоматическом режиме система обрабатывает большинство проблемных ситуаций: по статистике, InfoSight до 86% задач сам открывает, самостоятельно решает и автоматически закрывает, как отметил Илья Семухин менеджер по продуктам отдела инфраструктурных решений Hewlett Packard Enterprise в России. Разумеется, использование возможностей InfoSight приводит увеличению стабильности работы на фоне снижения нагрузки на администраторов.

Система проходит непрерывное обучение, причем как автоматически, на основании данных о функционировании оборудования НР и работающих на нем приложений, так и сочетая «машинное обучение» с «экспертным обучением» — постоянным «тренингом» InfoSight занимаются и технические специалисты компании НРЕ. Эффект от созданного и развивающегося инструмента зачастую превосходит ожидания даже самого вендора. Например, на мероприятии «Tech-Talk 2019: красная осень технологиями», было рассказано, как система обнаружила проблему, решила ее, а потом самостоятельно предотвратила ее появление у шести сотен других заказчиков, причем раньше, чем она успела проявиться в их инфраструктуре. Представители НРЕ отмечали, что источниками проблем, выявленных InfoSight, зачастую становились проблемы в «прошивках» оборудования третьих фирм, для разрешения которых вендорам приходилось налаживать контакты технических отделов и искать решения сообща.

Ключевым преимуществом, обеспечивающим надежность элементов для ядра инфраструктуры, становятся уже не сами высоконадежные элементы, из которых создана та инфраструктура, а техподдержка, которая «живет» в cloud и постоянно развивается. Заметим, что собственный AI есть у самых разных компонент серверов и систем хранения данных, который анализирует параметры работы — охлаждение, распределение нагрузки и т.д. — после чего «на лету» оптимизирует их. Над стабильной работой современных систем трудятся целые «коллективы» AI, причем на разных уровнях — как в «облаках», так и на уровне микропрограммного обеспечения.

НРЕ использует «облачную» аналитику как для серверов, так и для систем хранения данных. Например, Олег Васьков, руководитель Центра высоких технологий Hewlett Packard Enterprise в России, рассказывая на Digitize 2019 (про мероприятие CRN/RE писал) о Nimble, новейшей СХД производства HPE, отметил, что надежность 99,9999% во многом определена системой прогнозной аналитики, которая выполняет непрерывный мониторинг состояния хранилищ и на основании собираемых данных превентивно решает до 89% возникающих проблем, причем большинство этих проблем — 54%, как показывает статистика — присутствуют вне СХД.

Виртуальные машины для анализа работы виртуальных машин

Виртуализация, безусловно, тренд, однако, разбираться с работой виртуальных машин в виртуальных средах довольно проблематично. Часть сопутствующих задач способна решить автоматика НРЕ InfoSight, но часть приходится решать техническим специалистам компании-заказчика (или фирмы, поставляющей IaaS-услугу для компании-заказчика). Для этого также существует инструментарий, причем довольно разнообразный. НРЕ поддерживает разные виртуальные среды, оставляя выбор платформ за заказчиком, а также разные средства для анализа виртуальных инфраструктур, в частности, Salf collect, CloudPhysics и Lanamark.

Рассказывая об особенностях применения для решений НРЕ средств анализа виртуальной инфраструктуры, Константин Зубов, технический консультант по системам хранения данных Hewlett Packard Enterprise в России, отметил, что для анализа работы виртуальных систем сегодня в большинстве случаев приходится разворачивать еще специализированную виртуальную машину. Процесс анализа во многом автоматизирован — человеку сложно разобраться в особенностях работы систем из виртуальных машин. Виртуальные машины используют и для управления физической инфраструктурой. Например, HР OneView — фирменное средство управления серверной инфраструктурой — тоже является виртуальной машиной, как отметил Александр Светлаков, руководитель направления HPE BladeSystem и Synergy HРEe в России.

Для анализа эффективности работы аппаратной инфраструктуры существует множество инструментов, но несмотря на их развитость, произвести качественный разбор ситуации бывает непросто. НРЕ предлагает целый ряд сервисов для аудита инфраструктуры, в том числе, как отмечает Ольга Глазкова, старший консультант по сервисным решениям Hewlett Packard Enterprise в России, в том числе, включая сервис по глубокому анализу сети. Такие обследования оказываются актуальны как при возникновении в инфраструктуре проблем (в том числе, «плавающих»), так и при бесперебойно работающих сетях (это позволяет своевременно проводить оптимизацию, выявлять проблемы до их явного возникновения и т.д.). Аудиты также рекомендуют проводить перед действиями по развитию инфраструктуры — апгрейдом, миграцией и в других аналогичных ситуациях.

Вместо заключения

Можно привести слова г-на Казьмина из выступления на «Tech-Talk 2019»: «„Облако“ неизбежно, сопротивление бесполезно». Для следования тренду нужно адаптировать свои маркетинговые и технические политики самым разным компаниям, от вендоров до ритейлеров и от интеграторов до «безопасников». О последних мы поговорим чуть подробней в следующий раз.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости