Оценивая национальный рынок ПК, нужно учитывать как физические системы, так и виртуальные машины, тогда картина получится более точная и актуальная для игроков канала, которые станут лучше понимать, на каких направлениях сейчас стоит фокусироваться.

Физические ПК: падение выразительно

Спад по итогам 3 квартала 2019 г. на российском рынке ПК составил 8% в натуральном выражении по сравнению с тем же периодом прошлого года, как сказано в отчете IDC PC Quarterly Tracker, о котором CRN/RE писал. За квартал было реализовано 1,39 млн. стационарных и мобильных ПК, то есть на 120 тыс. систем меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Для канала это, разумеется, печально, так как заметно падают и обороты, и прибыль.

Хуже всего пришлось ноутбукам, продажи которых сократились на 12% и составили 845 тыс. штук. Настольные системы чувствуют себя заметно лучше: спад составил всего 0,6%, а общий объем поставок составил 525 тыс., то есть «недостача» в результатах кварталов составила всего около трех тысяч компьютеров. Однако если посмотреть на рынок шире, то мы увидим прирост в сегменте стационарных компьютеров, причем прирост значительный!

Виртуальные машины — новый восходящий тренд

Российские компании активно внедряют в повседневную бизнес-практику массовое использование виртуальных машин. Объем российского рынка виртуальных машин по итогам прошлого года составил порядка ста тысяч новых «систем», причем в этом сегменте идет выразительный рост. Эксперты «Лаборатории Касперского» оценивают положительную динамику сегмента в 10-15% за год, которую это направление продемонстрировало в прошлом году и, по предварительным данным, продемонстрирует в этом и, как отметил Григорий Сизов, руководитель направления по развитию Kaspersky OS, наверное, сохранит в следующем.

Строго говоря, виртуальные машины вовсе не обязательно являются альтернативой ПК, это могут быть и серверы, и кластерные решения и т.д. Но в данном случае «Касперский» говорит о решениях, которые требуют удаленного доступа к виртуальным «Рабочим столам» с «тонких клиентов», то есть именно о виртуальных ПК для офисных тружеников, причем для работников по большей части стационарных.

Данные, озвученные представителями «Лаборатории», подтверждают другие игроки рынка, например, Андрей Комаровский, региональный менеджер Dell Wyse, говорит о 100 тыс. пользователей, которые ежегодно переходят на «тонкие клиенты» в российских компаниях, а «тонкому клиенту» для эффективной работы нужна виртуальная машина.

Интерес «Касперского» к сегменту виртуальных машин двойной. Во-первых, компания активно занимается ИБ-вопросами для виртуальных сред. Во-вторых, «Лаборатория» к середине весны следующего года совместно с партнерами предложит рынку «тонкие клиенты» на платформе Kaspersky OS, обладающей реализованными на уровне системы средствами безопасности, не требующими наложенных решений для обеспечения ИБ и, соответственно, позволяющиими легко и просто создавать доверенные точки доступа. Сейчас вендор активно финализирует первый релиз «операционки» для «тонких клиентов» и работает над созданием и развитием необходимой для нее экосистемы, в чем принимает активное участие, например, CommuniGate Systems.

Легко видеть, что в этом году количество развернутых виртуальных машин составит, по предварительным оценкам, более 110 тыс., значит, на третий квартал пришлось порядка 27-28 тыс., что явно превышает упомянутый выше спад продаж настольных систем! Строго говоря, доступ к виртуальной рабочей машине может быть произведен как со стационарного компьютера, так и с мобильного, так что ставить знак тождественного равенства в данном случае не совсем корректно, но большинство виртуальных систем работают в корпоративном секторе и доступ к ним происходит с десктопов.

Распределение виртуальных машин

Большинство российских виртуальных машин из стотысячного парка прошлого года трудятся в финансовых организациях и в страховании — на этот сегмент пришлось 36% таких решений по данным «Лаборатории Касперского». На втором месте — госсектор, занимающий 30%, на третьем — ритейл, развернувший 16% новых виртуальных машин по итогам прошлого года, как отметил г-н Сизов. Остальные сегменты национальной экономики проявляют в этом плане небольшую активность, на них пришлось только 18%, причем на промышленность 4%, а на ИТ & телеком — 3%.

В чем причина такого распределения? Есть несколько популярных вариантов объяснений, далеко не все из которых соответствуют действительности.

Причины популярности виртуальных рабочих мест

Принято считать, что финансовые организации и госсектор по понятным причинам наиболее трепетно относится к теме инфобезопасности, а поэтому у них более популярны виртуальные машины, обладающие большей защищенностью, чем традиционные ПК. Заметим, что это не совсем так: действительно, некоторым типам вирусов на виртуальных машинах «негде развернуться», но такие решения все равно нужно защищать наложенными средствами, так зловредные программы других типов — их сотни тысяч! — могут создать проблемы и на виртуализированных рабочих местах. Также важно, что тема ИБ давно много шире, чем антивирусная защита.

Например, быстрыми темпами у хакеров растет «популярность» целевых атак, которые превращаются в серьезные угрозы как крупным корпорациям, так и предприятиям сегмента SMB. Например, по данным недавно опубликованного совместного исследования Microsoft и TAdviser, уже сейчас 39% атак на такие компании являются целевыми. Рост такой напасти по итогам прошлого года составил 4,5 раза, как отметил Артем Синицын, руководитель программ информационной безопасности Microsoft в странах Центральной и Восточной Европы!

Очевидно, что от целевых атак переносом рабочих мест в «виртуал» не спасешься, нужны комплексные действия, как отмечает Алексей Новиков, директор экспертного центра безопасности Positive Technologies, к которым сегодня следует отнести настройку технических средств защиты, постоянный сбор и обработку информации о событиях безопасности, анализ трафика и поиск подозрительной активности в инфраструктуре, а также правильное реагирование на инциденты и качественное восстановление систем.

Однако парк виртуальных ПК обладает заметно большей гибкостью и простотой в администрировании, чем парк из физических машин, что важно для всех бизнес-пользователей, так как позволяет заметно снизить стоимость владения рабочими компьютерами бизнес-пользователей. «Тонкие клиенты» имеют целый ряд дополнительных преимуществ для корпоративного пользователя, помимо обеспечения виртуализации. Как отмечал г-н Комаровский, к преимуществам устройств такого типа следует отнести экономию места (их можно устанавливать за дисплеями), низкое энергопотребление и тепловыделение (это, в частности, позволяет до нуля свести уровень шума при работе — достаточно безвентиляторного охлаждения!) и т.д.

Что это значит для канала

Виртуальные ПК требуют для работы физической инфраструктуры. В первую очередь, это серверные решения, причем оптимизированные под «перспективные нагрузки», одной из которых является размещение виртуальных машин. Напомним, что такие решения сегодня активно продвигают крупнейшие компании, например, Dell (о чем CRN/RE писал) или НР (о чем CRN/RE писал тоже).

Второе направление — сами «тонкие клиенты», которые обеспечивают доступ пользователям к виртуальным машинам, находящимся на собственных серверах компаний или в «облаках». Продажи таких решений исчисляются десятками тысяч, поэтому каналу никак нельзя игнорировать данное направление. Кроме того, «тонким клиентам» требуется периферия, значит, каналу нужно поставлять для них как копеечные клавиатуры и мыши (но в большом количестве!), так и достаточно дорогие мониторы (о трендах на рынке мониторов CRN/RE писал недавно).

Важно, что хотя для разворачивания виртуальной машины покупать «железо», в общем случае, не обязательно, а в ряде случаев достаточно арендовать ресурсы в «облаке», стоимость владения парком виртуальных ПК не будет нулевой. Как мы отметили выше, виртуальные машины нужно защищать, и это постоянный процесс. Также парк виртуальных машин нуждается в администрировании, что является непростой задачей.

Для анализа работы виртуальных систем сегодня в ряде случаев приходится разворачивать дополнительные специализированные виртуальные машины, как отметил Константин Зубов, технический консультант по системам хранения данных Hewlett Packard Enterprise в России, которые позволяют автоматизировать ряд процессов администрирования, используя для этого ряд новейших технологий, включая AI.

Как видно, несмотря на снижение продаж компьютеров — а это тренд глобальный, хотя в мире спад существенно менее выражен, чем в РФ — затраты экономики на ИТ-инструменты растут. Значительная часть этих затрат уходит в «сервисную часть», но и каналу пока рано печалится — его участникам достаточно работы для обеспечения массовой виртуализации рабочих мест в корпоративном секторе.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости