После взаимодействия с роботом для получения госуслуг у клиентов на 30% возрастает готовность обращаться к роботам в будущем. Эксперты и учёные ПНИПУ при участии компании «Промобот» провели исследование социальных установок у людей по отношению к роботам. Впервые в России эксперимент прошёл в реальной среде — отделении МФЦ.

Участники исследования меняли паспорт четырьмя способами. Первые два — это «чистые» сценарии коммуникации, где человек получал паспорт у человека и у робота Promobot V4. Два других способа были связаны с гибридными системами: человек, который взаимодействует в рамках диалоговой системы робота («роботизированный человек»), и робот, которым дистанционно управляет человек («очеловеченный робот»). Клиенты не знали, в каком случае дроидом управляли, а где живому сотруднику «подсказывала» машина.

Научная работа включала в себя два этапа: лабораторный эксперимент и полевое исследование. Добровольцы лабораторного эксперимента не заметили разницы между чистыми и гибридными системами, то есть между человеком и роботизированным человеком, а также между роботом и очеловеченным роботом. Хотя они знали, что участвуют в эксперименте.

Исследование показало, что на восприятие и оценку клиентов в большей степени влияет не содержание коммуникации, а интерфейс взаимодействия, т.е. внешняя идентификация, кто находится перед клиентом — человек или робот. Другими словами, при оценке качества получения услуги опрошенные одинаково позитивно характеризовали как человека, так и сотрудника, который работал по скрипту робота. А свободу общения с последним оценивали даже выше, чем у «живого» консультанта.

«Для нас это исследование — возможность понять, в правильном ли направлении мы двигаемся при разработке новых решений в сфере сервисной робототехники. И результаты показывают, что наш робот-двойник человека — продукт, который будет востребован. Раньше это была наша гипотеза, сейчас мы получили и научные подтверждения», — подчеркивает Алексей Южаков, председатель совета директоров Promobot.

Из четырёх сценариев коммуникации «роботизированный человек» получил наибольшее число положительных отзывов среди клиентов МФЦ. Чаще всего в общении сотрудника, работающего по скрипту робота, опрошенные отмечали вежливость, качество обслуживания, доброжелательность и спокойствие.

«Ещё одно интересное наблюдение, которое не вошло в итоговый отчёт: сами сотрудники МФЦ заявили, что им сложно имитировать стиль и поведение робота. Хотя опрошенные позитивнее оценили общение именно такого формата. Поэтому использование роботов может обеспечить клиентам более комфортное оказание услуг», — отмечает социолог ПНИПУ Ольга Ганина.

Полевое исследование также показало, что три из четырёх участников готовы получать услуги у роботов. Коммуникацию с ним выше оценивали участники в возрасте до 30 лет, а также те, кто активнее пользуются технологиями в быту и больше проявляют интерес к теме роботов в целом. Однако самые технически продвинутые и погруженные в тему роботов клиенты дают более низкие оценки коммуникации. Эксперты предполагают, что у них больше ожиданий и требований в отношении роботов.

«Среди преимуществ использования робота участники эксперимента отмечали психологический комфорт: никто их не оценивает, не торопит, не вынуждает вступать в эмоциональный контакт с незнакомым человеком, предоставляющим услуги. Промобот v4 — это своего рода процедура самообслуживания, в этом его преимущество перед живым человеком», — резюмирует доцент Пермского политехнического университета, кандидат философских наук Елена Серёдкина.

В лабораторном эксперименте на территории компании «Промобот» участвовали 40 добровольцев, эксперимент в МФЦ охватил 200 человек. Исследование провели учёные и эксперты Пермского национального исследовательского политехнического университета совместно с компанией «Промобот».

Источник: Пресс-служба «Пермского национального исследовательского политехнического университета»

Версия для печати (без изображений)   Все новости