Весь рынок перевозок можно поделить на два сегмента: пассажирские перевозки (общественный транспорт, такси, междугородные перевозки) и грузовые (для физических лиц, разовые, регулярные для коммерческих заказчиков). Сегодня уровень автоматизации автопарков на российском рынке достаточно низкий.

Пассажирские перевозки на общественном транспорте

Общественный транспорт — предмет пристального внимания государства, наибольшая часть перевозок осуществляется за счет муниципальных субсидий и поэтому контролируется им. Как следствие, автоматизацией процессов перевозки пассажиров на общественном транспорте занимаются местные чиновники. К сожалению, финансирование в этом сегменте выделяется только Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом, в регионах такая практика отсутствует.

Основной поставщик решений для автоматизации пассажирских перевозок — НПП «Транснавигация», где были разработаны различные системы для диспетчерского управления, планирования, регулирования и учета работы городского пассажирского транспорта. Сейчас, в эпоху цифровизации, эти решения уже не отвечают современным технологическим требованиям, они не позволяют комплексно решать задачи, которые стоят перед транспортными пассажирскими предприятиями.

Однако на рынке есть и другие решения российских разработчиков, которые обеспечивают консолидацию информации от всех подразделений, предоставляют инструменты оперативного управления и контроля ситуации, а также позволяют прогнозировать прибытие транспорта на остановки.

Такси

Быстрое развитие ИТ способствовало тому, что рынок такси всего за несколько лет захватили компании-агрегаторы. Сегмент перестал быть рынком таксомоторных компаний, владеющих собственными автопарками, теперь он представляет собой рынок конкурирующих ИТ-компаний, создающих собственные сервисы — услуги для потребителей. В основе ИТ-сервисов, таких как Яндекс.Такси, Gett, Uber, лежат современные технологии, которые позволяют упростить процесс заказа машины и сократить время ожидания для пассажиров. Помимо этого, высокая конкуренция привела к демпингу цен на услуги такси, и теперь этот сегмент перевозок частично конкурирует с общественным транспортом и забирает на себя часть его пассажиров.

Самые известные сервисы в основном работают на столичном рынке, хотя в регионах России есть свои федеральные игроки, такие как «Максим», Wheely и другие, имеющие львиную долю клиентов в масштабах всей страны и постепенно завоевывающие московский рынок. Но в их деятельности существуют свои барьеры — во многих субъектах РФ все еще есть проблемы со связью и навигацией. Чтобы их избежать, например, «Максим» работает не только с мобильным приложением, но и принимает заказы от пассажиров «по старинке» — через диспетчерскую службу по телефону. На такой способ заказа у «Максим» приходится до 90% заказов, что позволило компании стать лидером по количеству городов присутствия в России и в целом усилить позиции в регионах.

Для российского рынка такси характерна консолидация: объединились сервисы «Яндекс.Такси» и Uber; в свое время крупнейший игрок такси «Везет» захватил большую долю рынка путем слияния сразу нескольких российских компаний («Сатурн», RedTaxi, RuTaxi, «Лидер» и непосредственно «Везет»). Сейчас у «Яндекс.Такси» есть заинтересованность в приобретении компании «Везет» для выхода в регионы России, где у «Яндекс.Такси» позиции слабые. Игроки рынка опасаются, что если сделка состоится, мы увидим процесс монополизации, который приведет к повышению цен на услуги такси.

Пассажирские междугородные перевозки

С междугородными перевозками сложилась более сложная ситуация, чем в сфере городского общественного транспорта отдельно взятых регионов. Междугородный транспорт осуществляет поездки на территории разных субъектов РФ, такие перевозки никто не контролирует, так как на федеральном уровне сейчас нет соответствующей действующей программы.

В отношении междугородных перевозок нельзя не упомянуть сервис BlaBlaCar. Несмотря на то, что это платформа для частных водителей автомобилей и пассажиров, в последнее время она получила широкое распространение благодаря своей актуальности: более низкой стоимости поездки по сравнению с автобусами и поездами, уникальности маршрутов и широкому выбору временного диапазона поездки. По сути это аналог такси, автоматизированная платформа, где перевозчик и пассажир встречают друг друга, как поставщик услуги и клиент. Но в последнее время с этим сервисом возникает много спорных моментов, например, на BlaBlaCar все чаще встречаются аккаунты не частных водителей, а представителей неофициальных маршрутных перевозчиков.

Грузовые перевозки

Основные инструменты, с которыми работает подавляющее большинство перевозчиков — это Excel и решения на базе 1С. В то же время в сфере грузоперевозок есть ряд крупных игроков, которые прошли успешный путь от компании-перевозчика до полноценной ИТ-компании с высоким уровнем автоматизации всех процессов. К таким можно отнести, например, «Деловые Линии», «ПЭК», некоторые компании, обеспечивающие грузовые перевозки для физических лиц.

Разберем подробнее сегменты грузовых перевозок.

Перевозки для физических лиц

Для этого сегмента характерен высокий уровень автоматизации крупных игроков. У таких компаний есть мобильные приложения и веб-порталы для приема и первичной обработки заказов. Например, компании «Газелькин» и «Грузовичкофф» автоматизируют общение с клиентом, используют свои разработки для автоматизации парков и оптимизации работы. В небольших компаниях все задачи по планированию, диспетчеризации и учету ложатся на плечи логиста, и обычно он их решает самыми простыми подручными средствами: телефон плюс файл Excel.

Разовые перевозки для юридических лиц

В этом сегменте популярностью пользуется биржа — ati.su и ее аналоги. Такие площадки в основном представляют собой устаревшие платформы, позволяющие заказчику и перевозчику связаться друг с другом. Ati.su — самый популярный сервис, который обладает необходимым функционалом для разовых заказчиков, они могут завести личный кабинет, чтобы пользоваться широким функционалом услуг. У подобных сервисов существует весомая проблема — вероятность низкого качества услуг, ведь заказчик не понимает, кого он нанимает. Клиент не получает никаких гарантий, поэтому с точки зрения грузовладельца использование такого рода площадок — риск, который сложно оценить. Для компаний-перевозчиков биржа более привлекательна, ресурс помогает минимизировать порожний пробег и эффективнее использовать транспортные средства, например, за счет выполнения «обратных» заказов. Компании, формирующие постоянный поток заказов на перевозку, стараются не пользоваться биржами либо обращаются к ним крайне редко.

На сегодняшний день предпринимаются активные попытки запуска проектов «UBER для грузовиков» — новых технологичных площадок, которые предпринимают попытки захватить рынок разовых перевозок у устаревших бирж. Однако пока никому не удалось обеспечить новый актуальный формат взаимодействия между участниками рынка, повысив качество и снизив риски до минимального уровня. Между заказчиками и исполнителями нет доверия, среди перевозчиков много небольших компаний, которые могут подвести в самый ответственный момент. Фактически под каждой такой площадкой скрывается транспортно-экспедиционная компания, которая выступает в качестве гаранта перевозок, но подписанные этой компанией перевозчики не дают нужного уровня надежности и качества перевозок.

Регулярные перевозки для коммерческих заказчиков

Что касается постоянного потока заказов на транспортировку грузов, то в этом случае биржевая или «uber»-модель работать не будут. Грузовладельцы с регулярным потоком грузоперевозок в выборе исполнителя придерживаются двухступенчатой системы отбора перевозчиков. На первом этапе они проверяют перевозчика на надежность, безопасность и на соответствие качеству оказания услуг по внутренним стандартам компании. Со всеми допущенными до второго этапа отбора перевозчиками заключаются контракты, и их подключают к распределению пула перевозок по внутренним правилам и механизмам тендеринга заказчиков.

Существенная проблема на рынке грузоперевозок — бизнес-процессы передачи заявки от заказчика к перевозчику. В области обмена данными нет единого формата передачи информации между грузовладельцами с постоянным потоком исходящих заказов на перевозку и транспортно-экспедиционными компаниями. Каждый клиент присылает заявки, оформленные по своему шаблону. У средних и малых транспортных компаний прием заявок и взаимодействие с клиентом чаще всего не автоматизированы, и им бывает сложно справиться с высоким объемом поступающих заявок, своевременно выполнить обязательства перед заказчиком и эффективно использовать свой автопарк. Такие компании используют электронную почту или создают собственный web-портал для приема заявок. У крупных перевозчиков существует единый формат подачи заявок, а также возможность передачи данных через API — автоматизированный экспорт заявок в ИТ-контур перевозчика, например, из той же платформы 1С или другой учетной программы клиента. У малых транспортных компаний прием заявок на перевозку грузов осуществляется вручную — логистами, которые организуют процесс распределения заказов на машины.

Какие ИТ-решения сейчас популярны для управления автопарком?

Решения для автопарков и автоматизации транспортной логистики можно разделить на два типа: учетные системы для автоматизации самих автопарков и сложные цифровые сервисы для приема и обработки заказов, оценки параметров машин, требуемых для исполнения заявок, автоматического планирования и диспетчеризации.

Первые обеспечивают учет водителей, автомобилей, автоматизацию документооборота, быструю работу с документами, позволяют учитывать тарифы на перевозку. Вторые же применяются редко по причине нецелесообразности, эффективность их работы видна только на большом объеме данных. Такие сервисы есть только в сегменте такси, например, Gett, Uber и другие.

Крупные ритейл-заказчики перевозок используют SAP, Navision, 1C, ORTEC, Exceed и собственные решения. Речь идет о конкретных модулях, которые ведут учет заказов для транспортировки, обеспечивают учет товарных движений в ERP-системах, обеспечивают WMS-операции и планируют рейсы для доставки грузов в торговые точки. Со стороны самих перевозчиков используемые программные решения — это в основном 1С.

Если говорить об автоматизации грузоперевозок в ритейле, то существуют и специальные решения, которые обеспечивают комплексный контроль доставки грузов в торговые точки, план-факт анализ процессов доставки, сбор и отображение всей необходимой информации в режиме «одного окна» с последующим формированием отчетности и передачи аналитических данных в смежные системы.

Что будет, если не использовать системы автоматизации?

Во-первых, для транспортно-экспедиционных компаний станет практически нереально конкурировать на рынке по тарифам на перевозки из-за слишком высокой себестоимости по сравнению с теми, кто внедрил у себя программное обеспечение. Автоматизация и применение цифровых инструментов оптимизации бизнес-процессов обеспечивают снижение затрат на их осуществление, увеличивают скорость их запуска, обработки и выполнения. Коммуникации между клиентом, транспортной компанией и водителем, осуществляющиеся с помощью важных, но уже устаревших каналов как телефон и Excel, вынуждают компании устанавливать более высокие тарифы, не имея возможности к снижению себестоимости.

Во-вторых, оптимизация — это история про высокое качество. Автоматизация позволяет транспортно-экспедиционным компаниям предоставлять своим клиентам лучший сервис — это онлайн положение машины и груза, его состояние, предполагаемое время прибытия.

Технологии 5G для автоматизации автопарков

5G — это прежде всего большой объем передаваемой информации. Он необходим для передачи видео в режиме онлайн или для коммуникации с «умной дорогой», когда устройство на борту взаимодействует с инфраструктурным окружением: реагирует на сигналы светофора, предупреждает, что к машине приблизился другой автомобиль до критичного расстояния, сигнализирует о пересечении разделительной полосы. Например, при работе ADAS систем (системы помощи водителю ADAS — программно-аппаратные средства для повышения безопасности вождения) для устойчивой обратной связи с инфраструктурой 5G будет необходим.

5G обеспечивает более устойчивое широкополосное соединение, однако оно требуется только для передачи больших объемов данных, которое для автотранспорта может понадобится, например, для передачи медиаконтента или для автоматического взаимодействия между автомобилями по технологии CAR 2 CAR, когда автомобили «общаются» друг с другом без участия водителей.

Если же нужно передать данные от датчиков контроля работы автомобиля и параметров перевозки — мониторинг движения автомобиля, открытия/закрытия дверей, температуры в кузове, датчика топлива и др., то для этой задачи 5G избыточен.

Источник: Василий Панов, заместитель генерального директора компании «Адвантум»

Версия для печати (без изображений)   Все новости