Промышленное производство в КНР начинает оправляться от удара, нанесённого COVID-19. Однако теперь главные источники неопределённости в мировой экономике располагаются вне Китая, и когда именно вся глобальная цепочка ИТ-поставок вернётся в докоронавирусную норму, — сказать трудно. В частности, по сведениям Bloomberg, хотя поставщики компонентов для техники Apple в материковом Китае в значительной мере восстановили свои мощности, производству и распространению по миру готовой продукции препятствуют сегодня карантинные меры, принятые в Малайзии, европейских странах и США.

Между тем «яблочные» планы анонсировать осенью текущего года свежий iPhone с поддержкой сетей 5G пока не изменились. И понятно, почему: фактическая сборка новых смартфонов на контрактных фабриках партнёров компании должна стартовать не ранее мая. К тому времени, рассчитывают эксперты, ситуация с мировой логистикой в значительной мере нормализуется. Пока же ритейлеры Apple испытывают некоторые трудности с заменой смартфонов по гарантии, а в ряде стран онлайновые продажи iPhone последних моделей ограничены двумя аппаратами в одни руки.

Появление на рынке iPhone пятого поколения, по мнению экспертов индустрии, спровоцирует новый всплеск потребительского интереса к 5G-устройствам в целом. Интерес этот к моменту вспышки коронавируса уже был довольно велик: по статистике, которую приводит аналитическое агентство Omdia, к IV кв. 2019 г. в коммерческих сотовых сетях пятого поколения по всему миру было произведено 17,7 млн соединений, — на впечатляющие 329% больше, чем по состоянию на третий квартал того же года. Всего в мире к январю 2020-го насчитывалось 59 коммерческих сетей 5G, а год спустя их число должно было бы вырасти до двух с лишним сотен, — если бы не пандемия COVID-19.

Впрочем, и в нынешних условиях Omdia предсказывает к концу текущего года увеличение числа 5G-соединений в глобальном масштабе до 91 млн. Аналогичный показатель для сетей 4G к тому же времени составит, правда, 5,9 млрд. И хотя темпы распространения самих сетей пятого поколения по миру чрезвычайно высоки, число их пользователей (и, соответственно, количество обеспечиваемых ими соединений) растёт в более скромных масштабах. Причина понятна: дороговизна первых доступных на рынке 5G-смартфонов и высокие операторские тарифы. Но если тарифы можно рассматривать как величину динамическую — провайдеры сотовой связи ради привлечения новых 5G-абонентов вполне могут пойти на удержание их в разумных пределах хотя бы на первом этапе, — то дорогие смартфоны в нынешней экономической ситуации становятся прочным барьером на пути дальнейшего развития сетей пятого поколения.

Точнее даже, не столько смартфоны сами по себе, сколько их базовые компоненты — полупроводниковые системы-на-кристалле, обеспечивающие главным образом их функциональность. Основные глобальные поставщики подобных чипов для 5G-смартфонов — Qualcomm, MediaTek и Samsung — уже с IV кв. прошлого года выпускают их серийно. Однако предлагаемые ими партнёрам (собственно производителям смартфонов) микросхемы весьма недёшевы: они обходятся оптовому покупателю в среднем вшестеро дороже, чем сопоставимые по прочей функциональности 4G-чипы. Неудивительно, что смартфонные бренды выводят в итоге на рынок лишь премиальные и, в меньшей степени, средние по ценовому позиционированию модели сотовых аппаратов с поддержкой сетей пятого поколения.

Однако теперь в связи с общим для всех мировых рынков снижением покупательной способности ведущие китайские бренды — Huawei, Xiaomi, Oppo, Vivo — намереваются начиная со II кв. 2020 г. выводить на внутрикитайский рынок в первую очередь более доступные 5G-смартфоны по розничным ценам в диапазоне, эквивалентном 280-360 долл. США. Информированные источники тайваньского индустриального издания Digitimes подтверждают, что чипмейкеры готовы пойти партнёрам навстречу и снизить цену на свою продукцию — в расчёте стимулировать тем самым продажи во всём канале в целом.

При этом ещё в середине марта изготовители систем-на-кристалле для 5G-смартфонов продолжали нацеливаться в основном на поставки чипов для более дорогих устройств, которые поступали бы в китайскую розницу по цене от 3 тыс. юаней (около 429 долл.). Однако ближе к концу месяца чипмейкеры, похоже, привели свои планы в соответствие рыночным реалиям: ведь только за февраль 2020-го отгрузки всех смартфонов в КНР рухнули на 56% год к году — до 6,384 млн единиц. На этом фоне продолжать настаивать на предложении рынку дорогостоящих устройств значит идти на существенное сокращение объёмов их реальных продаж и, в конечном итоге, упускать выручку.

Тем более, что ранее аналитики Digitimes Research уже скорректировали свои прогнозы по поставкам смартфонов пятого поколения во II кв. 2020 г.: только на внутрикитайском рынке они теперь оцениваются в 22 млн единиц вместо 30 млн, ожидавшихся до вспышки коронавируса. При этом на протяжении всего первого полугодия, уверены аналитики, доля 5G-смартфонов среди продукции ведущих китайских брендов не будет превышать 9,5%. Эксперты TrendForce, в свою очередь, пересмотрели в середине марта январский прогноз на общемировые продажи смартфонов на 2020 г., сократив его с 1,351 млрд единиц (что на 3,5% меньше уровня 2019 г.) до 1,296 млрд (а это уже минус 7,5% год к году).

Так что, по всей вероятности, ближе к осени — к моменту анонса iPhone, готового к работе в сетях 5G, — ведущие (за вычетом Apple) глобальные поставщики смартфонов уже будут активно снабжать канал собственными аппаратами пятого поколения по весьма привлекательным для конечного пользователя ценам. Дополнительно стимулировать спрос на 5G-смарфтоны должна помочь активная политика трейд-ин, которой разумно будет придерживаться ритейлерам. Согласно результатам исследования, проведённого экспертами Blancco в ряде крупнейших по продажам смартфонов по всему миру, 68% респондентов даже в текущих экономических реалиях не прочь приобрести новенький аппарат с функциональностью 5G — но только в том случае, если ритейлер примет у них в обмен с частичным зачётом стоимости их нынешний смартфон.

В результате потенциальная ёмкость мирового спроса на потребительские 5G-устройства вырастает со 170-200 млн единиц (прежняя оценка Digitimes Research, сделанная в конце февраля) до чрезвычайно воодушевляющих 810 млн. Очевидно, на столь обширном рынке наиболее активные ритейлеры, готовые и 5G-смартфоны средней руки предлагать с хорошими скидками по трейд-ин, имеют все шансы обеспечить себе достойные объёмы продаж. Даже с учётом того, что к третьему кварталу текущего года докоронавирусный потребительный потенциал широких масс только-только начнёт восстанавливаться.

Источник: Максим Белоус, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости