Думаю, что сейчас наша аудитория разделилась на два лагеря. Одни, прочитав название, вздрогнули от воспоминаний. Другие, родившиеся в конце лихих 90-х, округлили глаза: «Это вы про что?». Надеюсь, им никогда не придется до конца прочувствовать на себе, что это такое. Хотя познакомиться с глобальным дефицитом как явлением шанс у них все-таки есть. На ИТ-рынке произошло глобальное изменение спроса и сезонных колебаний рынка. Не открою секрета, сказав, что основную роль здесь сыграли 2 основных фактора:

  1. COVID-19, и как следствие, переход на удаленную работу и онлайн обучение;
  2. повышение цен в связи с ростом курса доллара.

В связи с этим мы решили узнать у дистрибьюторов, какая ИТ-продукция может в ближайшем будущем пропасть «с прилавков магазинов», и задали им два вопроса:

  1. Какая продукция в связи со сложившейся ситуацией стала пользоваться наибольшим спросом у ваших партнеров?
  2. На какую продукцию, по вашему мнению, в ближайшее время возможен дефицит (почему?)

3Logic, Леонид Ураков, коммерческий директор:

  1. Можно отметить две составляющие, изменившие потребительский спрос. Первая продиктована реакцией на уже произошедшие изменения, когда люди стали запасаться продукцией для быстрой адаптации к новым условиям, а вторая основана на трудностях производителей, которые возникли с начала года в результате карантинных мер предпринятых Китаем. Первая обеспечила повышенный спрос на технику для обустройства работы в дистанционном режиме. Это, в первую очередь, ноутбуки, мониторы, сетевое оборудование, видеокамеры (простейшие для видеоконференций). Вторая увеличила спрос на комплектующие. Например, на процессоры и SSD. Здесь спрос больше продиктован имеющимися с начала года проблемами у китайских производителей.
  2. Прежде всего, дефицит в ближайшее время возможен на ноутбуки. На данный момент мы уже отмечаем, что спрос превышает предложение. Никто не мог предсказать такого повышенного спроса на эту продукцию, сбоя производства в Китае пр. При этом цикл заказа и производства ноутбуков достаточно большой, и заказы на них уже сегодня идут на полгода вперед. Вероятен также дефицит мониторов, сетевого оборудования и отдельных аксессуаров.

Axoft, Владислав Фефелов, руководитель департамента продуктовой экспертизы:

  1. Говорить о результатах и аналитике по изменению спроса пока рано. В марте реализуется работа, начатая еще в январе-феврале. В сфере B2B, решения о покупке ПО принимается небыстро. Но из-за карантина все ключевые игроки рынка увеличили число предложений и маркетинговых акций по своим продуктам для организации удаленной работы сотрудников компаний. В ближайшие месяцы мы, скорее всего будем наблюдать пять наиболее распространенных сценариев использования ИТ-решений:
  • для организации безопасного виртуального рабочего места,
  • для организации удаленной работы,
  • для обеспечения дополнительных серверных мощностей во время пиковых нагрузок
  • в целом для усиления мер безопасности ИТ-инфраструктуры.
Кроме того, есть специальные предложения для госсектора и бюджетных учреждений.

«DIGIS» (ГК), Борис Эшкинд, генеральный директор:

  1. Рост продаж наблюдается в сегменте домашней аудио/видео техники. В первую очередь он связан с ростом курса и задержкой в росте розничных цен. Рост взрывной, но в ближайшей перспективе он закончится, т.к. все запланированные покупки будут сделаны. Ожидаем повышенный спрос на системы и софт для групповой удаленной работы, а также для организации видеоконференций и вебинаров.
  2. Гречка, туалетная бумага, санитайзеры В ближайшее время будет дефицит на любую продукцию, используемую для удаленной работы, в т.ч. ноутбуки, системы организации защищенных VPN-каналов, современные телефонные станции и т.п.

diHouse, Андрей Тарасов, исполнительный директор:

  1. Абсолютно все категории без исключения. Потребители понимают, что вскоре, вслед за курсом валют, цены на все зарубежные товары поднимутся, поэтому спешат сделать уже запланированные покупки или вложить с пользой свои сбережения.
  2. В-первую очередь, на товары, полностью производимые в Китае. Следом — на продукцию других стран, которая производится из китайских комплектующих и материалов.

Elittech, Денис Петров, управляющий директор:

  1. Что касается профессионального видеооборудования, в частности панелей для видеостен, то спрос находится практически на том же уровне, что в прошлом году в этот период. Запросы для регистрации в проекты до конца текущего года идут постоянно, закупки для текущих инсталляций осуществляются регулярно. На нашем складе в Москве достаточное количество профессиональных панелей для видеостен и интерактивных досок. На ценообразование продукции EliteBoard, поступившую на склад до 15 марта 2020 г., резкий рост курса иностранных валют никак не повлиял! Цены на товар, который поступит после указанной даты, будут формироваться в зависимости от ситуации на валютном рынке. В телевизорах премиум-сегмента значительно увеличился спрос на модели ценой от 150 тыс. руб. и выше. Уже сегодня предложение не покрывает спрос. Заказчики хотят закупить телевизоры как можно скорее, так как предполагается, что после роста цен на эту продукцию в 1 квартале текущего года (связан с подорожанием ЖК экранов и падением национальной валюты), во втором квартале этот товар станет дороже минимум на 15-20%.
  2. Дефицит возможен только на профессиональное оборудование, которое жестко прописано в контрактах и производство которых отложено из-за остановки фабрик в Китае и Корее. В остальном рынок ждет длительная стагнация. Что касается стоковых товаров, как уже отмечалось выше, есть временный дефицит на ТВ премиум-сегмента. В ближайшее время дефицит возможен на телевизоры премиум-сегмента, а также на ряд гостиничных и коммерческих моделей. В первую очередь, это связано с частичным перепрофилированием заводов и закрытием ряда производственных линий гигантов видеоиндустрии, расположенных в Восточной Азии. А во-вторую, с тем, что у части вендоров не произошло обновления модельного ряда. Традиционно представление новых моделей телевизоров традиционно происходит весной. Но сейчас из-за неопределенности в ценообразовании некоторые производителей взяли паузу.

ELKO, пресс-служба:

1-2. В настоящее время наблюдается ажиотажный спрос на ноутбуки, но пока только на корпоративные устройства. Все имеющиеся на складе товары зарезервированы, свободного стока нет. Цены растут. Ориентировочно ближайшие поставки появятся в продаже через несколько недель. Скорее всего дефицит будет продолжаться от 1 до 2 месяцев, но это зависит прежде всего от того, как в дальнейшем будет развиваться эпидемия в Европе и в России, и как быстро китайские заводы восстановят производство.

Повышенный спрос наблюдается и на стационарные ПК. И здесь на ограничение доступности товара повлияло не только закрытие (в январе и феврале 2020 г.) фабрик в Китае, но и продолжающийся дефицит процессоров Intel, который начался еще в декабре 2019 г.

В ближайшее время будет наблюдаться дефицит Wi-Fi роутеров. Уже сейчас товар вымывается со склада, наблюдается повышенный спрос не только от конечных клиентов, но и со стороны интернет-провайдеров.

Товар, которого уже не хватает — тепловизоры.

Из бытовой техники повышенным спросом пользуются телевизоры, особенно таких марок как LG и Samsung и бюджетные холодильники («Бирюса» и «Атлант»).

Конечно, экономика Китая только восстанавливается, и некоторые сервисы работают еще далеко не на полную мощность. Некоторые фабрики пока загружены только на 40-50%, что приводит к повышению цен на производимую ими продукцию. Логистические компании тоже повысили стоимость доставки и пока отправляют грузы в Россию с задержками. Все эти факторы не способствуют быстрому решению проблемы дефицита. Однако, учитывая сезональность спроса, рынки должны восстановиться за 2-3 месяца. Н, важным фактором будет дальнейшее распространение или остановка коронавируса.

«Марвел-Дистрибуция», Алексей Мельников, генеральный директор:

  1. Вырос спрос на различные системы ВКС и видеокамеры с функцией тепловизоров. В настоящий момент это оборудование есть у нас в наличии.
  2. На некоторые категории товаров дефицит уже начинает проявляться. Например, уже крайне сложно купить крупную партию ноутбуков. Небольшие объемы в стоках ещё есть. Но производство в Китае начинает работать почти в полную силу, да и привычные логистические пути из этой страны уже практически восстановлены. Поэтому в консьюмерском секторе по большинству категорий электроники дефицита не должно быть заметно. Серьезные проблемы возможны, только если будет введен жесткий карантин или все дистрибьюторы уйдут на удалённую работу. Мы пока планируем оставаться в офисе, поддерживать привычный темп работы и выполнять все наши обязательства, но призываем коллег по рынку нас не бросать, нам в одиночку весь рынок не обеспечить.

MERLION, Татьяна Скокова, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция»:

  1. Наибольшим спросом со стороны партнеров пользуются ноутбуки — именно эти устройства как никогда актуальны в период вынужденной удалённой работы офисных сотрудников.
  2. У нас дефицита в поставках не будет, обеспечим всех и всем.

MICS Distribution Company, Олег Григорьев, руководитель отдела маркетинга:

  1. Ноутбуки и мониторы, из софта — Windows и Office.
  2. Во-первых, в указанных выше группах товара, поскольку не весь спрос пока еще удовлетворен. Кроме того, возможно, что в дефиците окажутся и иные персональные продукты — персональные принтеры, МФУ, ПК, моноблоки.

NETLAB, Виктория Тарантина, коммерческий директор:

1. В последнюю неделю в сегменте ИТ-продукции повышенный спрос со стороны наших партнёров особенно ощутим на решения для удалённой работы. Если смотреть на динамику к аналогичному периоду прошлого года, то значительный рост мы видим в следующих категориях:

  • Ноутбуки, смартфоны и аксессуары к ним. Носители информации. Периферия. Расходные материалы к офисной технике. Программное обеспечение. В отдельных подкатегориях прирост (г/г) 70-110%.
  • Активное и пассивное сетевое оборудование — прирост до 180% г/г.
  • Серверное оборудование для организации терминального доступа — прирост более 130%.

Вырос также спрос на досуговые товары, мы предполагаем, что он связан с вынужденным домашним времяпрепровождением. Например, спрос на телевизоры вырос более чем на 60% (г/г).

И мы видим сезонный сдвиг, связанную с факторами раннего потепления в категориях:

  • Инструменты и светотехника — увеличение спроса до 300% (г/г) в некоторых подкатегориях.
  • Электрооборудование — прирост почти 200% (г/г).

2. Ожидаемым будет кратковременный дефицит по ноутбукам, т.к. никто из игроков рынка не был готов к такому всплеску продаж. Также наблюдаем затянувшийся дефицит на память и бюджетные SSD, возможно, какое-то время этот тренд сохранится.

OCS Distribution, Дмитрий Клешнин, вице-президент компании:

  1. Очень высокий спрос на ноутбуки, повышенный — на моноблоки и настольные компьютеры, вырос интерес к системам для видеоконференций. Причем мы видим увеличение спроса как со стороны розницы, так и корпоративного сегмента. Пока еще на складах дистрибьюторов есть чем поживиться. Но многое уже зависит от жесткости требований по ТТХ конкретного заказчика. Новые заказы размещены, но сроки производства и поставок по-прежнему осложнены последствиями распространения коронавируса.
  2. Дефицит, к сожалению, возможен на любой продукт из-за нарушений цепочек поставок. Даже то, что китайские фабрики начали работать практически в полную силу, не может гарантировать быстрого восстановления ситуации, т. к. компоненты для этих устройств производятся в различных регионах мира. Теперь уже на скорость выпуска и доставки стали влиять карантинные меры разных стран. И в этой ситуации производители не могут гарантировать точных сроков производства и поставок. Соответственно, мы просим партнёров очень аккуратно давать обязательства по срокам выполнения контрактов.

«Ресурс-Медиа»:

  1. Ноутбуки (и прочие компьютеры), в первую очередь, корпоративные модели. И всё, что связано с подключением компьютера и интернета на дому: мышки-клавиатуры, роутеры и т.д. На прочую периферию спрос не то чтобы сильно выше сезонности. Он находится в рамках погрешности прогнозирования.
  2. Конечно, прогнозировать сейчас трудно, ситуация может поменяться в любой момент. Но с учётом текущих прогнозов продаж и поступления товаров особого дефицита не предвидится.

RRC Group Россия, Роман Моисеев, генеральный директор:

1-2. Вырастет спрос на оборудование для удалённого доступа. В нашем продуктовом портфеле это серверы и сетевое оборудование. Повышение интереса к этой продукции уже чувствуется, даже несмотря на рост цен из-за изменения курса доллара. Еще один наш сегмент рынка — информационная безопасность — тоже вырастет. Кризис — это всегда новые возможности роста.

А вот падения продаж мы не ожидаем ни в одной из продуктовых категорий. Скорее всего, в какой-то момент увидим общее снижение объема рынка (из-за отложенных проектов), но до конца года все это придет в норму.

Treolan, пресс-служба:

1-2. Однозначно можно говорить, что взлетел спрос на ноутбуки, так как компании начали закупать инструменты для удаленной работы своих сотрудников. Возможно, в этом продуктовом сегменте в ближайшем будущем и будет наблюдаться самый большой дефицит, если некоторые производители ноутбуков продолжат сокращать объемы выпускаемой продукции. Уже сейчас мы ощущаем дефицит из-за сложностей с поставками, потому что все находимся в одной цепочке. Но мы контролируем ситуацию. В остальных сегментах изменения спроса либо незначительные, либо их пока нет.

Источник: crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости