Google сохраняет лидерство в области мобильных экосистем, но гегемония компании уже оказалась под ударом, в перспективе появляются угрозы и лидерству. Причина — американо-китайская торговая война, развязанная президентом Трампом 10 месяцев назад. О развитии ситуации в сегменте микроэлектроники, где компании США и КНР от теснейшего сотрудничества вынужденно перешли к жесткому противостоянию, причем не по своей воле, CRN/RE писал, но много интересного происходит и в сегменте мобильных «операционок», точнее, экосистем.

Huawei и раньше вынашивал планы по развитию своей операционной системы, но до определенного момента вовсе не планировал выращивать из нее глобального конкурента Android, но — пришлось. Если до торговой войны Harmony OS была узкой нишевой «операционкой», перспективы install base которой были на уровне webOS, развиваемой LG, или Tizen, продвигаемой Samsung и некоторыми другими компаниями, то есть статистически незначительными, то сейчас ситуация радикальным образом изменилась.

Китайский вендор стал вынужден устанавливать Harmony OS на ряд своих новых смартфонов под марками Huawei и Honor, в том числе и на пользующиеся большой популярностью топовые модели серий «Р» и Mate. Конечно, это создавало проблемы как Google, так и самому Huawei — абоненты по понятным причинам настороженно относились к мобильной операционной системе, которая мало того что новая, но еще и не совсем Android. Причина настороженности в ограничениях со стороны экосистемы — Google, выполняя решения своего правительства, запретил доступ со смартфонов китайской компании к своему репозиторию и к установке популярных приложений, прежде всего, Google Play, а также Поиск, Карты, Диск и т.д. Для китайских абонентов это не очень важно — доступ к приложениям Google и раньше был ограничен в Поднебесной по политическим причинам, но уже со стороны КНР.

На внекитайских рынках убытки несли как Huawei, от смартфонов которого отказывались многие из-за отсутствия привычных сервисов, так и Google, который лишился вендорских отчислений за предустановку популярных приложений (Android бесплатен, а вот за некоторые фирменные утилиты для него производителям приходится платить, чтобы выполнить инсталляцию). Разумеется, ситуация не радовала обоих недавних партнеров, но выбора у них не было. Выбора и сейчас нет, однако Huawei во многом решил свои проблемы, а вот Google — нет.

Полгода активной работы Huawei с разработчиками привели к резкому, практически взрывному расширению количества предложений в фирменном репозитории AppGallery. За полгода количество портированных приложений для платформы Huawei выросло в 8 раз! Конечно, тут нужно помнить об «эффекте низкой базы», но все равно рост весьма значителен. По заявлению представителей компании, AppGallery уже входит в тройку самых распространенных глобальных магазинов приложений с охватом более 170 стран и глобальной аудиторией в более 600 млн пользователей.

Разумеется, AppGallery представлен и в России, где, в частности, недавно было объявлено о появлении среди приложений официальных утилит для социальных сетей, принадлежащих компании Mail.ru Group: «ВКонтакте» и «Одноклассники». Напомним, что «ВКонтакте» является в своем классе второй по популярности среди россиян и тринадцатой в мире, «Одноклассники» занимает места 6 и 23, соответственно. Появление этих приложений в AppGallery спустя полгода после запуска репозитория показывает, что портирование представляет собой не такой уж простой процесс в техническом плане, но при этом факт выхода приложений крупных социальных сетей выразительно указывает на поворот индустрии в сторону платформы Huawei.

Итак, если вспомнить данные продаж смартфонов за последний спокойный период — а именно за четвертый квартал прошлого года — то Huawei занимал на нем 15,2% в натуральном выражении, и этот сегмент уходит из-под контроля Google! На фоне всех перипетий, связанных с торговой войной, доля Huawei снизилась на 7,1%, по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года, в котором компания занимала 16,2% рынка — война никому не идет на пользу.

Утрата доли экосистемы Google сравнима с долей, контролируемой основным и до некоторого времени единственным конкурентом — iOS (20% по данным IV квартала, прирост 7,9% год к году). Но и это еще не все! Huawei теперь не одинок в своем вынужденном противостоянии с Google.

В начале февраля 2020 г. было объявлено о создании Global Developer Service Alliance (GDSA), целью которого является создание глобальной альтернативы экосистеме Google! В GDSA кроме Huawei на момент создания входили китайские ИТ-гиганты Xiaomi, Oppo и Vivo, которые в сумме контролировали на конец года 40,1% глобального рынка смартфонов! В результате на сегмент, контролируемый компаниями, пока остающимися на стороне Google, при гипотетическом развитии ситуации и с сохранением рыночных долей остается 39,9% рынка. Причем вовсе не факт, что другие китайские вендоры не перейдут в стан GDSA, а ведь такой ход будет вполне логичным, например, ZTE, Hisense, HMD Global (Nokia/Alcatel/etc.) и др. Конечно, делать из сказанного выводы «с цифрами» пока очень рано — прототип сайта альянса, который должен был быть запущен в марте на 9 пилотных регионов, включая Россию, Индию и Индонезию, пока не стартовал по понятным причинам. Xiaomi пока говорит о технической направленности всего проекта GDSA (например, ускорении загрузки приложений), а вовсе не о противостоянии с Google, и т.д. Но становится очевидным, что в среднесрочной перспективе уже под вопросом оказывается лидерство экосистемы Google в огромном сегменте, где оно совсем недавно выглядело совершенно незыблемым.

Развитие платформы идет хорошими темпами, но до полноценной конкуренции с «родным Android» платформе Huawei еще год-два, причем сложно даже предположить, сколько ресурсов компании придется потратить на это и какой убыток у нее будет от неизбежного на это время снижения продаж смартфонов. Ричард Ю, глава Huawei Consumer Business Group, в интервью Wired заявил о готовности компании вернуться на платформу Google, но это от Google зависит примерно насколько, как от Wired, хотя сам факт такого заявления говорит о том, что точка невозврата еще не пройдена. Но, судя по всему, она будет пройдена в ближайшее время, а Huawei, как сообщили в начале марта некоторые медиа, тем временем тестирует собственную машину поиска.

Как видно, от торговой войны, развязанной США, более всего пострадают именно американские компании. И по-прежнему не ясно, ради каких целей идет эта война и чем она, по мнению администрации Трампа, должна закончиться. Заметим, что сейчас на подходе вторая волна аналогичных проблем Google, но уже на рынке телевизоров, о котором мы поговорим в следующий раз.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости