«Мы опустились до того, что закупаем компьютеры в супермаркетах», — жалуются американскому CRN поставщики решений, которым в панике названивают клиенты, нуждающиеся в дополнительных ноутбуках — десятках, сотнях ноутбуков — для обеспечения работы своего ставшего вдруг надомным персонала. В сетях мегаритейлеров вроде Costco, Best Buy или Target можно приобрести едва ли не любой товар, от подгузников до патронов, и ИТ-отделы там тоже имеются. Так вот, именно эти отделы к середине марта, когда складские запасы высокотехнологичной продукции в канале начали иссякать, сделались в США одним из последних резервов для коммерческих поставок ноутбуков.

Где тонко, там и рвётся

И не одних только ноутбуков: поставщики решений говорят о взрывном увеличении спроса со стороны заказчиков из самых разных отраслей бизнеса на моноблоки, веб-камеры, недорогие печатающие устройства (в особенности струйные с СНПЧ), а также на лицензии коммерческого ПО для организации видеоконференций, совместной работы и многофакторной аутентификации. Отделы закупок американских VAR’ов работают в усиленном режиме и сверхурочно, выискивая во всей стране недораспроданное ИТ-оборудование повышенной востребованности. Хвалёная омниканальность в этом плане, кстати, не сильно помогает: выставленный на продажу онлайн продукт разом становится виден всем жаждущим приобрести его закупщикам, и тут уж кому улыбнётся удача, тот и успеет первым.

Зато неплохой, хотя и не гарантированный, улов приносит последовательный объезд небольших магазинчиков в пригородах и малых городках, у которых может даже не быть сайта-витрины: в их складских каморках порой пылятся обширные запасы ИТ-товаров. Впрочем, уверенно восполнить нехватку компьютеров и прочей техники в канале таким путём вряд ли возможно: поставщики решений сообщают американскому CRN о регулярно поступающих заказах на полторы-две тысячи ноутбуков, на несколько сотен настольных ВКС-систем (высококачественная веб-камера, совмещённая в едином корпусе с достойными динамиками) и т. п. ОЕМ-поставщики всеми силами стараются ускорять поставки в канал, но нарушенные в глобальном масштабе логистические цепочки дают о себе знать: задержки с поставками крупных партий хромбуков для школ США достигают, к примеру,70 суток.

По словам Ричарда Хауэлса (Richard Howells), эксперта по управлению цепочками поставок и решениями Интернета вещей в SAP, перебои на логистических трассах — ещё не самая главная особенность нынешней ситуации. Основная же проблема — в том, что к порождённым нестабильностью и слабой предсказуемостью поставок трудностям прибавилась необходимость особым образом заботиться об охране здоровья всех занятых обеспечением этих поставок сотрудников. Теперь мало снабжать складских рабочих касками и инструктировать их быть осмотрительными вблизи вилочного погрузчика. Нужно позаботиться о средствах индивидуальной защиты, о соблюдении социального дистанцирования, предусмотреть дополнительные меры по санитарной обработке поверхностей помещений, техники и грузов, — а это дополнительные расходы финансов и времени.

Более того, сама организация ИТ-отрасли тяготела в последние годы, если не десятилетия, к известной концепции бережливого производства (lean manufacturing), известной также как система производства Toyota (Toyota Production System, TPS). Выгоды TPS для бизнеса самоочевидны: сокращение арендуемых площадей для хранения товаров, минимизация слаболиквидных остатков на складах, аутсорсинг части (или даже всех) производств контрактным поставщикам ради перевода CAPEX в OPEX. Пока налаженная система глобального разделения труда работала как часы, бережливое производство обеспечивало внедрившим его вендорам ощутимую экономию. Но как только цепочки поставок нарушились, наиболее бережливые пострадали в первую очередь: им просто не из чего оказалось производить и поставлять в канал свою продукцию.

В частности, компания Sony, один из наиболее приверженных TPS ИТ-вендоров, объявила в конце марта о существенных задержках с отгрузками своего высокотехнологичного оборудования вследствие закрытия ряда производств в КНР, Малайзии и Уэльсе, а также нестабильности поставок компонентов и материалов от множества азиатских контрактных производителей. Интересно, что хотя часть фабрик Sony в материковом Китае возобновила работу ещё 9-го февраля, из-за строгих ограничений на перемещения людей между государствами командированные японские инженеры до сих пор не могут добраться до китайских предприятий, чтобы помочь с перезапуском и/или переналадкой производственных линий в соответствии с актуальными потребностями канала.

Внутрикитайские же ИТ-фабрики ощущают себя более уверенно: так, Foxconn уже официально заявила о готовности выйти на полную производственную мощность в конце марта. Другой вопрос, каким образом эта мощность может быть утилизирована вовне КНР с учётом нарушения глобальных логистических цепочек. И третий вопрос, не менее важный, — на что именно её следует направить?

Уже становится очевидным, что прежняя структура спроса на ИТ-товары не переживёт вспышки COVID-19. Те же самые ноутбуки, например, окажутся в ближней и среднесрочной перспективе куда более востребованными, чем это представлялось аналитикам всего три-четыре месяца назад. Необходимо также учитывать, что пандемия серьёзно ударит по уровню доходов и коммерческих заказчиков, и самых широких масс потребителей. Так что в ближайшие квартал-другой потенциальные покупатели дополнительно сократят расходы на высокотехнологичные устройства, приобретая их лишь в случае крайней необходимости — и долго, тщательно взвешивая каждую намеченную покупку.

Особенности отечественного ИТ-спроса

В середине марта CRN/RE обратился к российским ИТ-ритейлерам с просьбой прокомментировать текущую ситуацию на розничном рынке; поделиться наблюдениями о замеченных переменах (либо отсутствии таковых) в предпочтениях покупателей высокотехнологичных товаров за время распространения коронавируса по миру. Как и в случае с опросом отечественных вендоров ПК, ответов пришло крайне мало: очевидно, розничный бизнес все свои усилия сосредоточивает сейчас на решении самых насущных проблем, откладывая рефлексию на более спокойные времена. Тем не менее, ряд ритейлеров различного масштаба высказались на заданную нами тему, — и ответы их заслуживают самого пристального внимания.

По сообщению пресс-службы группы «М.Видео-Эльдорадо», в магазинах (до закрытия торговых залов из-за карантина и перевода розничных точек в режим выдачи товаров) наблюдался рост трафика, сопоставимый с динамикой первых месяцев прошлого года; отмечен и рост онлайн-заказов: «Продажи по отдельным категориям показывают двузначный рост. Спросом пользуются ТВ с диагональю выше 40 дюймов и крупная бытовая техника в высоких ценовых ценовых сегментах, популярными остаются и флагманские модели смартфонов. „М.Видео“ и „Эльдорадо“ продолжают плановые акции и распродажи, цены на технику не меняли. Мы имеем достаточно стока, распределённого по всей стране, чтобы обеспечить текущий спрос с учётом текущих рыночных факторов».

Алексей Грибовский, генеральный менеджер федеральной сети магазинов электроники «ПОЗИТРОНИКА», отметил, что за первые три недели марта выросли Интернет-продажи в целом: «Больше всего, конечно, заметен рост в категории „Медицинское оборудование“, особенной популярностью пользуются инфракрасные термометры с возможностью дистанционного измерения температуры. Кроме этого, могу отметить значительный рост спроса на ноутбуки, особенно модели для бизнеса, в связи с переходом большого количества офисных сотрудников на удалённую работу. Также серьёзный рост заметен в категории крупной бытовой техники».

В свою очередь, Сергей Пак, коммерческий директор компании «Интант», на третьей неделе марта ещё не отмечал значимого роста потребительского интереса к высокотехноолгичным продуктам в условиях ввода карантина и самоизоляции: «Скорее всего, это связано с тем, что у розничного покупателя в приоритете продукты первой необходимости. Что касается корпоративного сегмента, то у тех, кто имеет опыт дистанционной работы, необходимая инфраструктура уже есть, а остальные в основной своей массе плохо подготовлены к самой идее подобной организации своей работы. Исключение составляют лишь вузы, которые активно переводят студентов с очного на дистанционное обучение, но у них этот процесс был начат раньше, просто в связи с эпидемией он заметно ускорился».

В целом в канале поставок ИТ-оборудования складывается довольно интересная картина. Восходящие его ветви — производство микропроцессоров, всевозможных схемотехнических компонентов, дисплейных матриц и т. п. — в высокой степени автоматизированы и не были всерьёз затронуты вспышкой COVID-19. На логистике последствия ограничения перемещений безусловно сказались, но сами базовые компоненты могут в любой момент начать выпускаться снова в товарных количествах. Но — в какие именно готовые ИТ-продукты превратятся в итоге эти самые компоненты?

В ноутбуки, видеокамеры, сложную бытовую технику для розничных покупателей и СМБ, — это уже понятно. Другое направление, в котором под влиянием коронавируса ощутимо смещается ИТ-спрос уже со стороны крупных заказчиков, — серверное. Всё больше деловых операций и прочих активностей переходят в облако, и потребность PaaS-, IaaS-, SaaS-провайдеров в расширении парка своего оборудования неуклонно растёт. По данным MarketWatch, за одну только мартовскую неделю число пользователей Microsoft Teams выросло на 37%, до 44 млн, тогда как аудитория Netflix увеличилась на 66% в Италии, на 35% в Испании и на 9% в США. Правительства по всему миру обращаются к провайдерам ИТ-услуг (к телеком-операторам, прежде всего) за помощью в организации контроля над соблюдением гражданами карантинных установлений, — что также увеличивает нагрузку на серверную инфраструктуру.

В результате всемирная ИТ-отрасль, суммарный объём которой оценивается в 3,9 трлн долл. США, понесёт, безусловно, потери по итогам пандемии (когда та будет, наконец, пережита, а её финансовые итоги тщательно подведены). Но потери эти вряд ли окажутся катастрофическими, поскольку не все деньги уйдут из сферы высоких технологий, — множество бюджетов просто будет перераспределено в соответствии с актуальными переменами в структуре ИТ-спроса. Отечественным ритейлерам и поставщикам решений следует внимательно следить за этими переменами — и соответствующим образом корректировать свою собственную активность, чтобы не оказаться внезапно на обочине проторённой по-новому трассы технического прогресса.


Источник: Максим Белоус, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости