Вот уж не думала, что этот текст когда-нибудь снова будет актуальным. Писала его в январе 2009 г., а как будто сегодня.

***

«Жизнь пренеприятная штука, но сделать ее прекрасной очень нетрудно... Для того, чтобы ощущать в себе счастье даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что „могло быть и хуже“. А это нетрудно:

Когда к тебе на дачу приезжают бедные родственники, то... торжествуя, восклицай: „Хорошо, что не городовые!“

Радуйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный...

Радуйся, что в данную минуту ты не сидишь на скамье подсудимых, не видишь перед собой кредиторов...

Если у тебя болит один зуб, то ликуй, что у тебя болят не все зубы...

Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не Отечеству...»

Это, если помните, советы Антона Павловича Чехова «покушающимся на самоубийство»*. По-моему, они как нельзя лучше подходят к той ситуации, в которой мы с вами сейчас живем. Кризис... Жизнь снова разделится на «до» и «после». Пока «после» не наступило, надо как-то кризис пережить. А потому давайте радоваться.

Если наш рынок упадет на 30–40%, будем радоваться, что не на 70%...

Если 10% дебиторов вам так и не заплатили, радуйтесь, что таких не половина...

Если у ваших клиентов нет денег, вспомните о законе сохранения — «если что-либо прибавится к чему-либо, то столько отнимается от чего-либо другого»** — и ищите новых клиентов там, где «прибавится»...

Если вам сейчас трудно, радуйтесь, что вашим конкурентам ничуть не легче...

Радуйтесь, что у вас есть повод сократить наконец ненужные расходы, испытать себя в тяжелой ситуации и в очередной раз встряхнуться...

А если эти удовольствия кажутся сомнительными, то радуйтесь, что есть хотя бы такие...

В конце концов, кризис — не война.

Мы тоже ищем поводы для радости. Главный из них — скучно не будет. «Прессе-то хорошо во время кризиса, вам сейчас много о чем можно писать»***, — сказал руководитель одной из компаний на пресс-конференции... Совсем в стиле Чехова.

Как пишут наши коллеги из американского CRN, сообщения от компаний напоминают сводки с фронта: столько-то уволенных, столько-то фабрик закрыто, доходы упали на столько-то процентов (см. статью «Кризис пожирает рабочие места» на с. 3, 6). Но это там, где компании публичные и потому обязаны отчитываться о своих прибылях-убытках и сокращениях персонала. У нас, конечно, об этом официально заявлять никто не собирается. Но и без того понятно, что многие «докризисные» лидеры в таковых уже не останутся. То, что раньше можно было делать по инерции, сейчас не пройдет...

Полный текст статьи 2009 г. см. тут.

* Название и цитаты из рассказа А. П. Чехова «Жизнь прекрасна».
** Формулировка М. В. Ломоносова.
*** В связи с этим вспоминается совершенно неделовой анекдот. Бежит петух за курицей. «Не слишком ли быстро я бегу?» — думает она. «Не догоню, так хоть согреюсь», — думает он.

Источник: Элина Золотова, главный редактор, издатель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости