E-commerce по всему миру растёт в последние месяцы взрывными темпами вслед за распространением пандемии. Понятно, что по завершении карантина массовый потребитель частично вернётся к прежним привычкам, однако и новоприобретённую склонность делать покупки онлайн в известной мере сохранит. Что для ритейла, ориентированного на Интернет-торговлю, означает дополнительный шанс удержаться на плаву в трудные времена — и продолжить развитие, когда последствия кризиса в основном сгладятся.

Недавнее исследование Adobe Analytics свидетельствует, что среднесуточный объём продаж через Интернет продуктов питания в США в середине марта удвоился по сравнению с показателями начала того же месяца. Доля продуктов в общей массе реализуемых онлайн товаров увеличилась к настоящему времени до 8%, тогда как три года назад она едва достигала 6%. Если брать весь американский сектор e-commerce в целом, то только за трое суток, с 13-го по 15-е марта, его выраженный в долларах объём вырос на 25% по сравнению с продажами за первые 11 дней месяца.

Высокотехнологичные товары в Америке также стали гораздо активнее заказывать онлайн во время карантина. По данным того же исследования, за период с 11-го по 25-е марта среднесуточное число сделанных через Интернет заказов персональных компьютеров выросло на 40% относительно такого же среднесуточного показателя, но рассчитанного за период с 1-го по 10-е марта. Поскольку ограничения на свободные перемещения в США были введены в Нью-Йорке, Вашингтоне и 24 штатах 13-го марта, этот всплеск покупок ПК наверняка отражает стремление мелких и средних работодателей обеспечить переходящих на удалёнку сотрудников мобильными рабочими местами. Но вряд ли стоит сомневаться, что множеству заказчиков, впервые поневоле ощутивших на себе преимущества омниканальности, этот опыт поможет преодолеть боязливость в отношении коммерческих Интернет-закупок у онлайновых ритейлеров. А те, в свою очередь, ещё активнее примутся развивать нацеленные на СМБ программы лояльности, технического сопровождения, иных аутсорсинговых услуг.

В России, если верить результатам свежего опроса Mail.ru, почти половина респондентов (47%) продолжают работать в обычном режиме, лично отправляясь каждый день на работу, и только 27% переключились на дистанционную занятость. Активность россиян в онлайновых магазинах ощутимо нарастает: жители Томской области стали совершать Интернет-покупок в 1,4 раза больше прежнего, в Алтайском крае за пять лет денежный объём заказов товаров онлайн вырос вдесятеро за пять лет и т. д. Доходит до того, что крупнейшие розничные сети, предлагающие доставку приобретённых по телефону, через веб-сайт или приложение товаров, вынуждены увеличивать сроки этой самой доставки до трёх-пяти суток, а то и до целой недели: банально не хватает курьеров. Безусловно, в значительной мере высокие показатели роста оборотов e-commerce по всему миру отражают её довольно скромный стартовый уровень. Даже в США, по данным их же министерства торговли, продажи онлайн и по каталогам в феврале составляли лишь 17% от общего розничного оборота.

С учётом продления нерабочих дней в России e-commerce на отечественной почве в апреле, вне всякого сомнения, расцветёт. Но что с ней станется после того, как розничные торговые точки вновь откроют свои двери? Откат с поневоле захваченных позиций наверняка неизбежен, но это не окажется проблемой для тех коммерсантов, которые сумеют извлечь из пережитого карантинного всплеска Интернет-продаж полезные уроки. В конце концов, делать покупки онлайн действительно удобнее и быстрее, чем традиционным способом.

И если психологическая привлекательность офлайнового шопинга после победы над коронавирусом померкнет (как за счёт снижения покупательной способности масс, так и вследствие выработанного под карантином предубеждения против долгих прогулок в толпе), розничной Интернет-торговле это пойдёт лишь на пользу. Главное — чтобы происходящее в данный момент стресс-тестирование готовности ритейлеров к наращиванию объёмов онлайновых продаж и качества сопутствующих им услуг (которые, на деле, обещают гораздо большую прибыльность, чем безыскусный box-moving от склада до дверей покупателя), не прошло даром.

Источник: Максим Белоус, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости