В конце марта произошло событие, на которое при нынешнем вирусном психозе мало кто обратил внимание. А зря. Компания OneWeb, обещавшая с помощью группировки малых низкоорбитальных спутников обеспечить высокоскоростной доступ в Интернет не только в любой точке земного шара, но также на кораблях и воздушных лайнерах, объявила о банкротстве. Как сообщила газета Financial Times, OneWeb не смогла договориться со стратегическим инвестором — японским многопрофильным конгломератом SoftBank — об инвестициях на сумму в 2 млрд. долл. Официальная причина — всеобщая финансовая нестабильность в условиях пандемии коронавируса.

Для многих специалистов, работающих в сфере спутникового Интернета, крах OneWeb стал полной неожиданностью. Ведь совсем недавно фирма считалась одним из фаворитов в космической гонке, а ее генеральный директор Адриан Штекел в начале марта в интервью газете «Ведомости» рассказывал о преимуществах своего проекта и планах по развитию бизнеса в России.

Дела у компании и в самом деле шли неплохо. К началу прошлого года фирма заручилась поддержкой таких инвесторов как Airbus Defense and Space, Bharti Enterprises, Hughes Network Systems, Hughes, EchoStar Corp., Intelsat, Qualcomm Incorporated, The Coca-Cola Company, Totalplay, Grupo Salinas Company, Virgin Group и др. Объем инвестиций составил 3,4 млрд. долл.

Производство спутников было налажено на заводе во Флориде. В течение нескольких лет планировалось создать орбитальную группировку из 648 аппаратов и развернуть сеть наземных терминалов. Затем компания собиралась довести орбитальную группировку до 900 аппаратов, а в дальнейшем — создать систему связи из 2 тыс. спутников второго поколения. Как утверждают разработчики системы OneWeb, абоненты должны были получать доступ в Интернет со скоростью до 2,5 Гбит/с, что сопоставимо со скоростью доступа по выделенной оптоволоконной линии. Предполагалось, что принимать сигнал абоненты смогут с помощью специальных терминалов, установленных в общественных местах, на транспортных средствах и в жилых домах. В январе 2019 г. сообщалось, что стоимость одного такого устройства составит от 200 до 300 долл., а простейшая антенна за 15 долл. способна обеспечить передачу данных на скорости 20 — 60 Мбит/с.

Для запуска спутников был заключен контракт с госкорпорацией «Роскосмос» на сумму более 1 млрд долл. В качестве ракеты-носителя были выбраны российские «Союзы». Контракт предусматривал использование 21-й ракеты для вывода в космос 672 спутников OneWeb базовой группировки (рабочие и резервные аппараты). В случае успешной реализации проекта предусматривался опцион еще как минимум на пять дополнительных запусков. Всего по состоянию на март текущего года осуществлено три запуска спутников OneWeb, в ходе которых на околоземную орбиту выведено 74 аппарата.

Что же пошло не так?

Официальная версия, что причиной отказа в финансировании стала пандемия COVID-19, выглядит не очень убедительной. Даже если японский SoftBank по каким-то причинам не дал денег, найти нужную сумму можно было бы у других инвесторов. Благо, у OneWeb их немало. 2 миллиарда для глобального космического проекта — не бог весть какие большие деньги. Сделаем поправку на тяжелую «вирусную» ситуацию. Но даже в этом случае можно обойтись без банкротства: приостановить, законсервировать деятельность компании до лучших времен. Для этого достаточно суммы на порядок меньшей. Тем не менее, компания выбрала путь банкротства. И тут возникает вопрос, а кому это выгодно, кто заинтересован в таком сценарии?

Космический Интернет — важный элемент цифровой инфраструктуры в планетарном масштабе. Очевидно, что у проекта OneWeb есть перспективы, а значит, есть смысл его купить. Заявление о банкротстве вовсе не означает, что компания навсегда прекращает свою деятельность, она лишь говорит, что больше не может выполнять свои обязательства перед кредиторами. OneWeb подала заявление на такую процедуру банкротства, которая позволяет ей продать свои активы другой фирме, которая может посчитать проект выгодным, и продолжить его развитие.

Почти наверняка можно утверждать, что OneWeb недолго будет бесхозной. Скорее всего, компанию приобретут к рукам американские ИТ-гиганты, и купят они ее по дешевке. Напомню, что аналогичные проекты есть у Илона Маска и Джеффа Безоса. И, в отличие от международной OneWeb, их системы на 100% американские. В числе возможных покупателей или акционеров эксперты также называют Apple, Facebook, Google и Microsoft. А вот китайских инвесторов в эту сферу американские власти вряд ли пустят.

Для «Роскосмоса» новая реинкарнация OneWeb означает возможность продолжить запуски ракет. Конечно, процесс может растянуться во времени, не исключен пересмотр условий, но в любом случае реальной альтернативы нашим носителям в мире нет. Пока еще никто не в состоянии обеспечить высокую надежность выведения спутников на орбиту за довольно-таки низкую цену.

Одна из главных причин сегодняшних проблем OneWeb, по мнению экспертов, заключается в том, что проект опередил свое время. Банкротство компании стало результатом неоправданного оптимизма в отношении роста цифровой экономики. Бизнес-план строился на двух постулатах. Во-первых, была уверенность в необходимости Интернет-покрытия в планетарном масштабе, включая самые удаленные и малонаселенные зоны. Там, по мнению разработчиков OneWeb, почти сформировался высокий спрос на скоростной доступ в Интернет. Насколько велик и платежеспособен этот спрос, никто не оценивал. Во-вторых, ожидалось распространение цифровых технологий — Интернет вещей, промышленный Интернет, транспорт, беспилотные автомобили. Но и здесь прогнозы не оправдались. Кроме того, реальную конкуренцию составляют решения на базе технологии 5G. В эту сферу уже вложены десятки миллиардов долларов, и все причастные хотели бы поскорее свои инвестиции «отбить».

Последней каплей стал кризис в авиации, вызванный пандемией COVID-19. Самолеты не летают, авиакомпании несут огромные убытки. Главная проблема на сегодня — найти в аэропортах место для армады самолетов, оставшихся не у дел. Высокоскоростной Интернет на борту? Право, не до этого.

Не следует сбрасывать со счетов и банальное желание просто устранить конкурента. Не исключено, что, отказав компании OneWeb, SoftBank кому-то оказал услугу. Космический Интернет хоть и имеет планетарный масштаб, но все же остается достаточно специфической и узкой нишей. Конкуренция здесь высока, и со временем станет еще острее. Поэтому исчезновение OneWeb уж точно не опечалит других игроков рынка.

Как бы там ни было, имена выгодоприобретателей банкротства OneWeb мы узнаем довольно скоро. И будем готовы к тому, что под шумок пандемии немало компаний уйдет с рынка или сменит владельцев.

Источник: Источник: Константин Геращенко, CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости