Продолжай делать усилие,

Даже когда это кажется трудным.

Так получают возможность

Чего-то добиться в этом мире.

(Японский император Мэйдзи)

В стартовой статье этой антикризисной колонки «Белый лебедь» я описала общую идею устойчивого развития бизнесов, рынков и территорий на базе нелинейного мышления и цифровых креативных команд. Сегодня я представлю вам систему базовых стратегий выживания с кейсами эпохи (пост)пандемии, в рамках которых мы сейчас находимся. И покажу их нелинейный апгрейд в сценарий устойчивого развития на базе человечной цифровизации и развития мышления в соответствии в реалиями 21 века, в котором кризис стал нормой, а стабильность — иллюзией. Для того, чтоб вылечиться от кризиса любого рода, надо понять его механизм и подобрать оптимальные средства исцеления, посему эта статья — диагностическая. Как говорят японцы — на первых переговорах мы должны договориться о красоте Фудзиямы, и если увидим ее схоже, у нас получится и бизнес.

Светофор новой реальности: «желтый», «красный», «зеленый» и «синий» путь развития в цифровую эпоху

«Для успешного бизнеса Вам нужны мозги, технологии, женщины и любовь, а иначе вы перестреляете друг друга». (Джек Ма, основатель компании Alibaba, Давос 2018)

Последние 10 лет я как психолог работаю в паре с опытным иммунологом Ольгой Ежовой по задачам вывода из хронических заболеваний, посему мои взгляды на антикризисное развитие обогащены пониманием психосоматической основы возникновения и разрешения кризисов. Недостатки человека, организации, рынка, территории и даже планеты суть продолжение и оборотная стороны достоинств их «биосферы». Специалист подобен флюсу, а невроз возникает, когда у вас (компании, рынка, страны) есть только одна реакция на некий тип ситуаций. Эта линейная, ситуативно не адаптированная реакция сама по себе порождает эмоциональные и финансовые проблемы, а в пределе — личные, корпоративные и территориальные болезни и кризисы на всех уровнях, от физического до ментального.

Диагностировать кризисы можно с использованием цветового теста Люшера, позволяющего распознать типичный сценарий поведения любого актора — и его типичные возможности и угрозы. Люшер связал предпочитаемые человеком цвета с психологическим состоянием его эго. Достижительная европейская цивилизация, доминирующая сегодня на планете, стремится к победам и боится поражений. Люшер назвал эти два полюса эгоистичной гонки за сверх-целями «идол-Я» и «страх-Я». Так, вы впадаете в эйфорию от вашего нового бренда и стреляетесь при разорении. Оба неадеквата вызваны принятыми в обществе «играми» между парными ролями «идола» и «защиты». И для спектра человеческих недугов Люшеру понадобилось всего четыре таких пары.

Можно выделить «желтый», «красный», «зеленый» и «синий» типы реакции — по приоритетным цветам, выбираемым людьми в его тесте. В деструктивной форме «желтый» реагирует на стресс шоком и беспомощностью, «красный» — перевозбуждением и агрессией, «зеленый» перенапряжением и самоутверждением, а «синий» депрессией и созависимостью, заставляющей выбирать партнеров для непродуктивных отношений. В зависимости от силы и масштаба этих деструктивных реакций можно прийти к язве желудка, маниакально-депрессивному психозу, банкротству (даже для «too big to fail)», нефтяному кризису или Третьей мировой войне. Четыре типа реакций по Люшеру можно также интерпретировать как линейное залипание в сценарии «делай 1,2,3,» в режиме отрицания, агрессии, торга или депрессии. Исцеление идет путем здорового принятия перемен жизни, требующего нелинейного разнообразия реакций всех цветов радуги, соответствующих состоянию ваших внутренних ресурсов и внешней ситуации.

Занимаясь вопросами исцеления психосоматики, я довольно подробно исследовала соотношение психических паттернов и соответствующих им болезней в своей книге «Секреты Царевны-Лягушки. Биосферная терапия для человека и человечества» (2012, рис. 2). Грамотная работа с хроникой позволяет за квартал необратимо изменить жизнь человека, сняв его с зависимости от неудачных сценариев. Аналогичные решения для трансформационного развития бизнеса, рынков и территорий требуют нелинейной экстраполяции, которую мы сейчас и произведем.

Позитивные формы использования соответствующих энергий — это осознанная и творческая открытость новому (желтый), умная и адаптивная проактивность (красный), способность к гибкому и командному управлению жизнью (зеленый) и итоговая готовность к развитию продуктивных отношений с собой и окружающим миром (синий). Из них надо делать индивидуальные комбинации «раз, два, три, четыре» путем нелинейного сотрудничества в креативных командах. Для устойчивости итогового развития компании все эти типы поведения нужно «по-матерински» сделать креативной командой «детей», каждому из которых надо дать счастливо самореализоваться так, чтобы у них были хорошие отношения. Сразу скажу, что это не феминистская идея, а андрогинная: человек любого пола становится наиболее счастливым внутри и эффективным снаружи в меру достигнутой им гармонии и уместности маскулинных и феминных стратегий. Залипание в сценарий любого — одного — цвета ведет к бумерангу «черного лебедя», когда все стратегии развития мира, которыми вы пренебрегли, бьют по вам в нелинейно смешанной форме. Так и получается черный цвет «кармических лебедей» 😊.

Например, в апреле 2020 V-образная кривая выхода из пандемического кризиса (см. рис. 3), вымечтанная Всемирным валютным фондом, очень меня позабавила: вирусы не слушаются приказов и не ходят строем по линейке. Заметьте, кстати, что на приведенной диаграмме желтым цветом «шока и беспомощности» интуитивно верно означены США, лидирующие по заболеваниям и смертям, — однако им приписан «зеленый» волевой сценарий выхода из кризиса. Что приводит к красно-синему маниакально-депрессивному «лебедю», виражи которого мы и наблюдаем сегодня над Америкой и вокруг нее. «Янские люди» бессознательно ходят по этим достижительным сценариям, ибо они работали веками... до цифровой эпохи, когда мир стал нелинейным.

Так, компания Deloitte недавно представила 4 сценария возможного развития мировой экономики в кризис 2020+, которые я сейчас разложу по цветовым паттернам Люшера — и покажу, как выходить из каждого макроэкономического и корпоративного «пике». Эксперты выделили такие сценарии:

  • шоковый сценарий «Преходящий шторм» для быстрого возвращения к прежней жизни, с точностью до увеличившегося разрыва между богатыми и бедными;
  • вариант «Правильная компания», при котором главными борцами с кризисом станут государственно-частные альянсы;
  • перспектива «Солнце встает на Востоке», рассчитанную на переход мирового лидерства от США к Китаю;
  • депрессивный путь, когда мировое взаимодействие идет под слоганом «Каждый за себя».

Это система линейных «Янских» сценариев по модели управления изменениями «стратегия, пилот, тираж, бренд», которая работала веками в стабильных экономиках, но для описания нелинейного мира 21 века не годится. Теперь на нас работает инновационная последовательность «случайность, переход, хаос, тренд», и пандемия, начавшаяся с «неудачно съеденной в Ухани непрожаренной летучей мыши» — яркий пример такого развития событий. В этой и следующей статьях я покажу, как переходить от старой модели к новой, используя вместо ожиданий единообразного поведения человечества инновационный светофор «желтый, красный, зеленый, синий». Нелинейная последовательность успешного управления реальностью в 21 веке требует каждодневого пересчета образа мира с помощью big data по следующей схеме:

  • Осознание: честно и храбро диагностируем проблемный симптом, которым в вашей компании выражает себя «Янский» способ развития бизнеса.
  • Стратегия: после чего не возвращаемся к прежней жизни, ибо ее уже нет («COVID-19 вычеркнул почти 500 млрд долл. из мировых инвестиций в технологии цифровой трансформации, ожидавшиеся в 2020-2023 гг.»), а честно строим адекватную своим внутренним и внещним возможностям стратегию ре-социализации в гибком балансе Иньских и Янских решений.
  • Устойчивость: в процессе реализации стратегии держимся «срединного пути», перестраивая KPI так, чтобы главным фактором была не максимальная прибыль/экспансия/слава, а оптимальный — согласованный и устойчивый — рост бизнеса по ВСЕМ направлениям: идеи, люди, деньги, оргструктура.
  • Миссия: держимся ценностей компании не на словах, а на деле. А если между ними намечается разрыв, перестраиваем стратегию от малодушных метаний между желанием («идол-Я») и страхом («страх-Я») к посильной и искренней любви в отношении биосферы ВСЕХ стейкхолдеров компании.

«Желтый» кризисный шок: сойдите с рельсов, мы плывем!

Пациент: Доктор, у меня ринит. Случается весной. Вот анализы.

Иммунолог: Так, так (смотрит документы). Да у Вас же хронический активный гепатит С!

Пациент: Да, доктор, я знаю, но его очень дорого лечить. Давайте с носом разберемся. С гепатитом — это безнадежно.

Иммунолог: Мы не вылечим толком нос, пока у Вас гепатит. Давайте я Вам посильную программу против гепатита подберу, это возможно.

Пациент: Доктор, я к Вам с носом пришел.

Иммунолог: Вы с ним и уйдете, если гепатит не вылечим.

Пациент: Но гепатит — дорого же!

Психотерапевт: Вы хотите быть больным и богатым? Желтым и зеленым?

Пациент: В смысле?

Психотерапевт: Желтым на лицо — с зелеными купюрами в кармане?

Ладно, спрошу иначе: хроническая усталость и депрессия?

Пациент: А Вы откуда знаете?

(из книги Натальи Гарбер «Секреты Царевны-Лягушки. Биосферная терапия для человека и человечества»)

«Желтый» утопический почти V-образный вариант «Преходящий шторм» обещан нам Deloitte в случае сплоченных и своевременных действий всех стран по выработке и реализации лучших антикризисных практик, дисциплинированном соблюдении карантина населением, полным доверия властям, — и отсутствии второй волны пандемии благодаря иммунизации и вакцинации. Несмотря на разорение малого бизнеса и обнищание бедняков на фоне сверхприбылей отдельных компаний и ловких инвесторов, в конце 2020 года ждем оживления экономики, постепенно разгоняющегося ко второй половине 2021 года.

Проблема утопических сценариев в том, что в отличие от ответственных муравьев и пчел, эгоистичные люди, как и обезьяны, не обладают безусловными рефлексами по спасению сообщества, необходимыми для реализации таких планов. И хотя мелкие инвесторы, застрявшие в фазе шокового отрицания, продолжают метаться по пандемическому рынку в надежде на V-образную кривую, сегодня The New Yorker над этим смеется — вместе с Йельским экономистом, Нобелевским лауреатом Робертом Шиллером, разгромившим идеи быстрого восстановления рынков в книге «Иррациональное изобилие» 2000 года аккурат накануне массового лопнувших пузырей доткомов. Но хронические «желтые» невротики не способны к развитию, и как всякий Буратино, идут себе лохотронщков типа «Лиса Алиса и кот Базилио», которым всегда нужен поток Буратин, соблазняющихся на V-образную кривую утопических проектов. Чем гоняться за V-образной кривой в пандемию, говорит Шиллер, вернее делать ставки на чемпионатах по игре в гольф. Банковский сектор ждет шторма, так что ждите его вместе с ним.

Если вы поймали себя на «желтом» сценарии повторяющегося невроза финансовой зависимости, главное лекарство — осознанная и творческая открытость новому:

  • Осознание. Примите тот факт, что вы еще в шоке и найдите опору в собственном бизнесе, а не в бесконечных кредитах или наглых советниках, которые вас разорят.
  • Стратегия. Переходите к «красной» проактивной фазе: жестко, с цифрами в руках, ревизуйте все ресурсы, способные вытянуть вас из долговой ямы, и быстро попрощайтесь со всем остальным. Пересмотрите речь Аль Пачино из фильма «Каждое воскресенье» и превратите свою компанию в бейсбольную команду, способную вырвать у коронавируса нужные дюймы для победы. Заложите в стратегию время для отдыха и ресурсы для развития отношений до победы, а не выживания.
  • Устойчивость. Идите в «зеленую фазу»: прошерстите рынок в поисках всех посильных возможностей развития и гибко выторгуйте себе наилучшие условия со старыми и новыми партнерами. Важно: цели, условия и KPI итоговых договоров должны драйвить, а не удушать ВСЕ стороны диалога, иначе недовольные порушат ваши планы, вернув вас в шоковое состояние. Постоянно проводите «синюю» осознанную ревизию развития отношений и динамики финансов. Ваши «идол-Я» и «страх-Я» связаны с нереально прекрасным или нереально ужасным образом будущего у вас в голове. Лучший способ приводить вашу психику и компанию к «срединному пути» — все время следить за объективными цифрами реальных бизнес-процессов как за балансом «вдоха» и «выдоха»: получение и отдача ресурсов, частота сделок во всех проектах должны быть соразмерны «легким» вашей компании. Объем и частота дыхания —такой же барометр эмоционального состояния предпринимателя и его команды, как курс доллара — интегральный показатель здоровья экономики страны. Если вы замечаете, что у команды или партнеров перехватывает дыхание — возвращайтесь к «срединному пути»: ваши идеи, люди, деньги и оргструктура, клиенты и партнеры должны дышать свободно.
  • Миссия. Достижительная цивилизация сделала психосоматическую ставку на честолюбие, хитрость, индивидуализм и преданность «своему кругу»: «Все равны, но некоторые равнее прочих», как сказал Оруэлл про социальную модель таких сообществ. Великий император и мыслитель Марк Аврелий выделял четыре доблести: мудрость, справедливость, стойкость и умеренность. Для погрязшей в долгах компании это отличная замена ценностей, выводящая к устойчивому развитию из резких колебаний между гонкой за иллюзорными сверхприбылями и ночными кошмарами об угрозе разорения. Начните с мудрости, дополнив ее состраданием.

«Желтый» кризисный шок — отличный момент для осознания неудачных сценариев и перехода от монолидерства к креативным командам, ибо в кризис для потентных людей нет ничего органичнее, чем взаимовыгодное, цифровое, многостороннее партнерство. Блэр Шеппард, ведущий специалист по лидерству и стратегии PwC, в статье на сайте Всемирного экономического форума пишет: в 2020 г. рулит виртуальная работа экосистем через платформы, апгрейд цифровых и человеческих навыков, — и нелинейная стратегия развития.

Если вы в шоке, пользуйтесь сценарием выхода, описанным выше, уже сейчас. А в следующей статье мы поговорим о том, как это можно сделать в кризис агрессивным «красным», волевым «зеленым» и депрессующим «синим» компаниям. Ибо всех их можно сделать успешными и гармоничными разноцветными лидерами командных и рыночных перемен. Надо только перейти к нелинейному цифровому креативу 😊.

Как? Расскажу пошаговые сценарии для лидеров всех цветов — в следующей статье.

Источник: Наталья Гарбер, эксперт по творческим решениям в бизнесе

Версия для печати (без изображений)   Все новости