Когда-то удаленка была мечтой сотен тысяч офисных сотрудников. Пандемия коронавируса помогла им узнать, насколько такая модель работы отвечает реальности и пригодна ли она для жизни. Экспертам идея казалась сомнительной, а прогнозы говорили о снижении продуктивности сотрудников, ведь удаленная работа — нечто новое, к чему приходится адаптироваться методом проб и ошибок. Александр Зыков, генеральный директор INTACT, рассказывает, какие решения помогли системному интегратору, в штате которого более 100 человек, а офисы расположены в разных городах, эффективно функционировать в привычном темпе, как уравновесить интересы бизнеса и сотрудников на удаленке и какие выводы можно сделать из этого уникального опыта.

В марте наша компания синхронно со всей страной перешла на удаленную работу, чтобы минимизировать риски распространения вируса. Опыт необычный, но нам удалось довольно быстро адаптироваться к новой реальности. Безусловно, никто в наше время еще не сталкивался с эпидемией такого масштаба, поэтому не каждая компания смогла пройти проверку на прочность. В чем секрет устойчивости компании к подобным потрясениям на мой взгляд? Я считаю, что дело в технической готовности самого бизнеса, лояльности сотрудников и умении руководства прислушиваться к потребностям коллектива. Командный дух, развитая корпоративная культура помогают скооперироваться в турбулентные времена.

От каждого по способностям

INTACT является непрерывно действующей организацией. И эффективность работы сотрудников во многом зависит от атмосферы вокруг. Когда информационный фон накален и отовсюду слышатся призывы оставаться дома, мало кто не прислушается и не захочет минимизировать свои социальные контакты. Понимая важность этого аспекта и чувствуя тревожность сотрудников, мы детально продумали систему управления компанией в изменившихся условиях и смогли добиться достаточно высокой эффективности удаленной работы.

На постоянной основе у нас в офисе продолжил работу оперативный штаб директоров. Также для решения задач, которые требуют физического присутствия в офисе сотрудников из других подразделений, была реализована система дежурств: работники бухгалтерии, менеджеры и администраторы сменяют друг друга согласно расписанию. К сожалению, перейти на удаленку всей командой для нас не представляется возможным. Коллеги осознают необходимость повременного присутствия на рабочем месте и проявляют крайне высокий уровень сознательности. Со своей стороны, я очень признателен команде за приверженность своей работе и понимание, что в сегодняшних реалиях необходимо мобилизоваться, чтобы сохранить потенциал для последующего роста.

Что посеешь, то и пожнешь

INTACT — системный интегратор. Наработанный компанией опыт в решении клиентских кейсов подготовил нас к трудностям удаленной работы. Каждый сотрудник компании обеспечен ноутбуком и безопасным доступом через VPN к корпоративной сети. Это позволяет полноценно работать из дома, имея доступ ко всем корпоративным ресурсам. Благодаря развернутой в компании платформе Cisco Webex у нас с коллегами есть возможность быть на связи в любой момент. Это технологическое решение позволяет присоединяться к конференции, используя компьютер, мобильный или городской телефоны. Все переговорные комнаты офиса оборудованы системами видеоконференцсвязи, что помогает команде поддерживать эффективную коммуникацию между сотрудниками, которые подключаются из дома, и теми, кто работает из офиса.

Быть в это время на связи с командой важно как никогда. Несмотря на удаленку, работы меньше не стало, а вызовов для бизнеса по понятным причинам стало существенно больше. Каждую неделю мы проводим тактические совещания руководителей, где обсуждаем итоги удаленной работы, текущие проекты и планы на будущее. На еженедельных планерках есть возможность поделиться с коллегами возникшими сложностями из-за новых рабочих условий, рассказать, как справились с той или иной ситуацией, или обратиться за помощью к коллективному разуму.

О том, что наши клиенты оказались в схожих с нами условиях, и, возможно, были менее технически подготовлены, мы, конечно, не забыли. Со всеми менеджерами, которые отвечают за продажу продуктов и услуг нашей компании мы провели анализ клиентского портфеля, расставили приоритеты по заказчикам — кому первому может понадобится помощь, наметили среднесрочные планы работы в условиях кризиса. Дополнительно мы организовали и провели для всех клиентов «антивирусный» вебинар по организации защищенного рабочего места сотрудников, обеспечению безопасного доступа к корпоративным сервисам, контролю удаленной работы и ИТ-инфраструктуры офиса в отсутствии персонала.

Люди как главный актив компании

Мы не забываем и о физической безопасности. С учетом того, что некоторой части сотрудников требуется посещать офис, мы постарались сделать рабочие места максимально безопасными. Еще до введения всеобщего режима самоизоляции в стране мы оснастили офис плакатами, информирующими о мерах безопасности, правилах поведения и о важности социального дистанцирования во время пандемии. Мы закупили профессиональные средства для обработки рук и рабочих поверхностей, выдали маски, перчатки и персональные антисептики. В офисе проводится постоянная обработка помещений. Чтобы у коллег не было необходимости выходить из офиса в город, например, в обеденное время, мы договорились с кейтеринговой службой об организации питания для сотрудников непосредственно в бизнес-центре. Постарались сделать жизнь тех, кто приезжает на работу, максимально безопасной в условиях сложной эпидемиологической ситуации.

И, наверно, перейду к самому сложному моменту, который коснулся едва ли не каждого работодателя: сокращать ли штат сотрудников или оптимизировать расходы другими способами ради сохранения команды. Ответ не самый очевидный. Но, если задуматься, то второе в среднесрочной перспективе кажется мне более выгодным решением. Не факт, что после кризиса, когда будем готовы увеличивать штат прежними темпами, мы сможем найти адекватную замену уволенным людям. А сколько времени займут поиски новых кандидатов, никто не знает. Бывает, что нужного человека не могут найти месяцами. И пока его место будет пустовать, на других сотрудников ляжет двойная нагрузка, а это значит, что мы будем делать меньше проектов, работать не так эффективно, без нужного запала. По моим подсчетам, в будущем такое неверное решение может обойтись компании очень дорого. Несмотря на кризисное время, мы пошли по пути сохранения рабочего коллектива. Сплоченная команда классных специалистов, в которой ты уверен, — это то, что лично мне жалко потерять.

Однако, чтобы обезопасить бизнес, мы решили оптимизировать часть расходов путем временного сокращения премиальной части вознаграждения на время кризиса. После его окончания мы планируем выплатить все полагающиеся сотрудникам премиальные части. Такой подход нам кажется самым правильным и рациональным, и сотрудники с нами солидарны.

Помимо прочего, мы обеспечили персонал постоянной возможностью обратиться за юридической помощью. Все важные изменения высылаются в корпоративный мессенджер, также есть возможность задать вопрос юристу лично.

Дома хорошо, а офисе лучше

Есть ли плюсы во всем это этом эксперименте? Мы узнали на деле, насколько жизнеспособна модель работы из дома. В будущем, возможно, мы решим предоставить больше свободы сотрудникам, сделав работу из дома опцией на выбор. Но все равно работать в привычном режиме, в офисе среди единомышленников намного круче. Реальное общение с коллегами привносит много драйва в рабочий процесс, спонтанности, из этого рождается масса новаторских идей. Человечество пока не придумало полноценную замену реальному живому общению.

Источник: Александр Зыков, генеральный директор INTACT

Версия для печати (без изображений)   Все новости