Трафик e-grocery упал, онлайн-образование стабильно удерживает позиции, а непродовольственная розница показывает рост после резкого падения.

Компания NGENIX провела анализ трафика веб-ресурсов в мае. Данные NGENIX за два месяца карантина, объявленного ввиду пандемии COVID-19, демонстрируют, как пользователи реагируют на смену обстановки в свете мер по самоизоляции.

NGENIX анализирует, как изменялись средние показатели количества запросов в секунду и полосы пропускания данных веб-ресурсов за два месяца, которые россияне провели дома, и сравнивает их с аналогичными показателями в пяти основных сегментах:

  • Видеосервисы (телеканалы, онлайн-кинотеатры, стриминговые платформы);
  • Продовольственная розница (покупка продуктов питания в интернете);
  • Непродовольственная розница (покупка прочих товаров в интернете);
  • Образование (дистанционное обучение, доступ к образовательному контенту);
  • Туризм и путешествия (бронирование авиа- и железнодорожных билетов и туров в интернете).

«Два месяца карантина показали, что владельцам веб-сервисов стало намного труднее прогнозировать колебания трафика: существовавшие до этого среднесуточные и средненедельные паттерны не работают во время COVID-19. Всплески количества обращений, обусловленные новостями о самоизоляции, в некоторых случаях достигали десятков процентов, а в случае трансляции прямых обращений Президента — даже сотен. ИТ-директорам и архитекторам популярных веб-ресурсов необходимо иметь наготове сценарии оперативного масштабирования инфраструктуры», — прокомментировал Константин Чумаченко, генеральный директор NGENIX.

Два месяца карантина в веб-трафике

Трафик веб-ресурсов сегмента «Образование» и «Видеосервисы» повторяет тренд индекса самоизоляции: россияне, как и в прошлом месяце, смотрят видео онлайн и занимаются самообучением. Однако трафик видеосервисов на конец мая возвращается к показателям начала февраля (на 4% ниже), испытав взрывной рост за первый месяц самоизоляции, в то время как трафик образовательных веб-ресурсов, резко выросший уже с середины марта, к окончанию второго месяца самоизоляции, был на 54% выше, чем в начале февраля. К началу режима самоизоляции трафик сегмента «Продовольственная розница» вырос почти на 80%, но на конец мая уже показывает значения почти на 22% ниже, чем в феврале. Сегмент непродовольственной розницы испытал шок на момент объявления карантина, но в течение двух месяцев показал рост на 18% к февралю. Трафик веб-сервисов сегмента «Туризм и путешествия» сохраняет стабильно низкие позиции и падает с середины марта (на 44% ниже, чем в начале февраля).

  • Как россияне реагировали на новости о карантине

Анализ трендов трафика ключевых сегментов в течение недели после прямых обращений В.В. Путина показал, как новости о карантине влияли на потребление веб-ресурсов.

25 марта. Первое обращение с объявлением «нерабочей недели»

Россияне начинают активнее заказывать доставку продуктов через интернет и планируют потратить время на самообразование: эти сегменты, соответственно, показали рост на 8,6 п.п. и 16,4 п.п.. Неприоритетные покупки и путешествия откладываются: эти сегменты показали падение за неделю на 10,9 п.п. и 16,1 п.п., соответственно.

2 апреля. Продление «режима нерабочих дней» до конца апреля

Рост показали все сегменты: за неделю трафик веб-ресурсов продовольственной розницы вырос на 28,2 п.п., образования — на 50,8 п.п.. Сегменты непродовольственной розницы и туризма показали очень слабый рост на доли п.п. — очевидно, потребители узнавали условия работы доставки товаров в период общего карантина и изучали информацию об отменах и возвратах авиа/ж.д. билетов и туров.

28 апреля. Продление «режима нерабочих дней» до 11 мая

Граждане возвращаются в продуктовые магазины: трафик веб-ресурсов сегмента продовольственной розницы упал на 36 п.п. за неделю. Трафик образовательных ресурсов снизился на 9,3 п.п., что, в основном, связано с майскими праздниками. Остальные сегменты, за исключением незначительных колебаний, не отреагировали на продление карантина.

11 мая. Объявление о конце «режима нерабочих дней»

Новости о постепенном снятии ограничений в целом незначительно повлияли на тренды трафика сегментов: недельные изменения по всем сегментам не превысили 10 п.п. Примечательно, что впервые слабый рост показал сегмент «Туризм и путешествия» — трафик вырос на 7,2 п.п. за неделю.

  • Видеосервисы

За второй месяц самоизоляции по показателю количества запросов в секунду трафик видеосервисов показал снижение — однако на общие показатели серьезно влияют трансляции прямых обращений Президента 2 апреля, 28 апреля и 11 мая — в эти дни показатели обращений в секунду испытывают резкий рост в 100-150% к средним значениям. Однако к концу второго месяца самоизоляции показатели трафика видеосервисов возвращаются к значениям февраля. Это говорит скорее о низком влиянии фактора сезонности в этом году, нежели о снижении интереса к видеосервисам — в мае жители РФ проводили время дома в такой же мере, как в зимние месяцы. На 31 мая трафик видеосервисов был на 38 п.п. ниже показателя конца апреля и на 3% ниже показателя начала февраля.

  • Образование: устойчивый рост

Для сервисов онлайн-образования двухмесячный карантин стал толчком к резкому и продолжительному росту. Во второй половине марта трафик сегмента «Образование» вырос на 48% по отношению к началу февраля, и с ростом индекса самоизоляции увеличился еще больше. Четырехмесячный максимум пришелся на начало апреля — в первую неделю карантина трафик сегмента «Образование» был на 115% выше показателей начала февраля. Тренд трафика этого сегмента точно коррелирует с индексом самоизоляции, также пики недельной активности в течение «карантинных» месяцев приходятся главным образом на выходные, а не на будни, как до режима самоизоляции. В целом, несмотря на снижение трафика на 61 п.п. в сравнении с началом карантина, трафик образовательных ресурсов в 31 мая на 54% выше, чем за четыре месяца до этого.

  • Продовольственная розница: возврат к истокам

Показательно, что пик популярности веб-сервисов продовольственной розницы пришелся на начало режима самоизоляции: россияне пробовали адаптироваться к новым реалиям и начать заказывать продукты онлайн. Если сравнивать с показателями начала февраля, то резкий (на 80% относительно начала февраля) всплеск количества запросов к веб-ресурсам сегмента «Продовольственная розница» пришелся на период с 15 марта по 27 апреля. Пики активности заметны еще 17 и 30 марта — тестировать новый формат шопинга жители РФ стали на фоне новостей о появлении коронавируса и сразу после объявления длительного режима «нерабочих дней». Тем не менее, после впечатляющего роста, сегмент показал устойчивый тренд снижения трафика (на 101 п.п. относительно начала карантина): для россиян поход в продуктовый магазин стал возможностью выйти из дома, и в мае трафик сегмента вернулся к показателям февраля; кроме того, многие уже составили свои привычные продуктовые корзины и проводят на сайте меньше времени за изучением ассортимента. На конец месяца трафик сегмента уже был на 22% ниже показателей начала февраля.

  • Непродовольственная розница: худшее позади

Объявление карантина в России вызвало в жителях РФ неуверенность в завтрашнем дне, и они отложили неприоритетные покупки на потом. В течение последней недели марта и первой недели апреля трафик сегмента «Непродовольственная розница» резко снизился более чем на 25% в сравнении с началом февраля. К показателям февраля веб-ресурсы сегмента вернулись только во второй половине апреля и в целом за второй месяц самоизоляции сегмент показал рост относительно февральских показателей: в последнюю неделю мая рост относительно начала февраля составил 18% в сравнении с началом февраля и 36 п.п. с начала карантина.

  • Туризм и путешествия: предсказуемое падение

Сегмент «Туризм и путешествия» на протяжении второго месяца карантина намного ниже показателей периода «до карантина». На фоне отсутствия четких данных о том, когда «оживет» туризм и какие ограничения ждут россиян во время традиционного летнего сезона отпусков, трафик сегмента на 44% ниже показателей начала февраля и на 23 п.п. ниже показателей начала апреля, когда было объявлено о введении режима самоизоляции.

Выводы

Пандемия COVID-19 создала беспрецедентные условия для веб-ресурсов, и общий тренд практически для всех пяти ключевых сегментов — это непрогнозируемость. Наблюдается смещение среднесуточных и средненедельных пиков потребления трафика. Резкое повышение или снижение количества запросов в течение короткого времени, а также неясность о сроках окончания карантина ставят перед проектировщиками и ИТ-директорами веб-сервисов новые задачи, связанные с масштабированием инфраструктуры и расчетом CAPEX/OPEX.

Источник: Пресс-служба компании NGENIX

Версия для печати (без изображений)   Все новости