На очередной онлайн-конференции компании OCS специалисты обсуждали проблемы трансформации бизнеса и рынка ИТ в эпоху глобальных перемен. Короткую и емкую оценку нынешней ситуации дал Ефим Маримонт, член совета директоров OCS.

«Новый кризис изменил старый мир», — заявил он. Действительно, пандемия COVID-19 сыграла роль триггера, запустив цепь событий, которые за короткое время сильно изменили нашу действительность. По словам Ефима Маримонта, текущий кризис не первый, с которым в новейшей истории пришлось столкнуться обществу и бизнесу, но именно он в наибольшей степени повлияет не только на экономику в целом, но и на всю реальность, нас окружающую, на поведение людей, и на работу всех участников рынка.

Надо отметить, что изменения происходят постоянно, но в «спокойных» условиях они малозаметны. Другое дело кризис и пандемия. В этой стрессовой ситуации течение всех процессов резко ускоряется.

Заметнее всего изменения, произошедшие в розничной торговле. На протяжении многих лет ритейл плавно перемещался в онлайн. Но режим самоизоляции заставил компании быстро перестроиться, и перенести в сеть практически 90% всех продаж. У тех, кто не справился с этим вызовом, шансов остаться на рынке практически нет. Предприятия, работающие в других отраслях, также были вынуждены перенести в онлайн многие функции управления и коммуникации с сотрудниками. «Кризис и пандемия заставили нас от рассуждений о цифровой трансформации быстро перейти к конкретным действиям, к новым условиям жизни в цифровой реальности, — отметил Ефим Маримонт. — И надо отметить, наш рынок ИТ, и все сопутствующие сегменты, оказались готовы к таким событиям. Накопленный потенциал, умения и знания стали залогом того, что большинство компаний успешно справились с этим вызовом».

Сегодня мы уже по-другому смотрим на формы организации рабочего процесса. Менее трех месяцев назад все были уверены, что главное рабочее пространство компании — это офис. Но после самоизоляции пришло понимание, что значительную часть ежедневных рутинных операций совершенно необязательно выполнять в офисе. Многие вещи не менее успешно и эффективно можно делать и дома. Разумеется, никто не утверждает, что скоро все откажутся от офисов. Они останутся, но их назначение изменится: со временем офисы превратятся в креативные площадки, где сотрудникам будет приятно встречаться и эффективно решать сложные проблемы и важные задачи. А вот привычные помещения open space с индивидуальными «загончиками» станут историей.

Теперь о главной сути бизнеса, об организации процесса продаж. Ефим Маримонт напомнил, что онлайн-продажи — это довольно старое изобретение. Конфигураторы товаров, электронный документооборот, электронная подпись — всем этим компании пользуются давно. Но сейчас развитие электронных инструментов бизнеса ускорилось.

«Сегодня важно комплексно подходить ко всей цепочке продаж, — подчеркнул Маримонт. — В недалеком будущем искусственный интеллект и Big Data будут помогать подбирать правильных партнеров и клиентов, делать индивидуальные предложения как по цене так и по номенклатуре. При этом необходимо автоматизировать и перевести „в цифру“ все этапы продаж. Средства виртуальной и дополненной реальности помогут показывать товары онлайн, а умные системы логистики смогут без участия человека, или с минимальным его участием, доставлять товары в любую точку по желанию клиента».

В качестве примера цифровизации своей компании, Ефим Маримонт привел автоматизированную систему регистрации новых партнеров. Любая компьютерная компания, которая хочет начать сотрудничать с OCS, может заполнить онлайн-анкету, предоставленные ею данные будут автоматически проверены и уже на следующий день вновь зарегистрированный партнер может начать работу с OCS. "У нас уже работает полуавтоматическая скоринг-система, которая помогает принимать кредитные решения. В дальнейшем уровень ее автоматизации будет повышаться, — пояснил Ефим Маримонт. —После реализации всех этих задумок значительная часть продаж станет почти полностью цифровой«.Возникает вопрос, а что будет с менеджерами по продажам и другими специалистами? По мнению Маримонта, никакая цифровая система никогда полностью не заменит людей. Успешный бизнес невозможен без человеческого общения, без налаживания индивидуальных контактов, совместной работы над проектами. Цифровые помощники позволят освободить специалистов от рутинных обязанностей, высвободят время и ресурсы для решения креативных задач, что, в свою очередь, повысит требования к человеку, который занимается этим делом.

Другой, не менее важный аспект деятельности любой компании — маркетинг. Он уже давно занял прочные позиции в виртуальном пространстве, а пандемия лишь ускорила процесс цифровизации маркетинга. Сегодня практически все 100% целевой аудитории маркетологов почти все время проводят в сети. Еще недавно об этом можно было только мечтать. Соответственно, мощный импульс для развития получили средства нативной рекламы, выросла роль соцсетей. Большой объем данных, которые можно собрать в Интернете, позволяет создать продукт, удовлетворяющий запросам любого конкретного человека, что поднимает эффективность бизнеса на ранее недостижимую высоту. «Выйдя с карантина мы начнем общаться заново, на новом, более высоком и продуктивном уровне», — подытожил Ефим Маримонт.

Вендоры о своем взгляде на последствия изоляции

Своим видением того, как кризис и пандемия повлияли на рынок ИТ, поделился Роман Шмаков, вице-президент подразделения IT Division компании Schneider Electric в России и СНГ. Он отметил что цифровая трансформация была одним из ключевых трендов последних лет, но события нынешней весны дали мощный толчок для ускоренной перестройки бизнес-процессов и инфраструктуры ИТ в компаниях. Сегодня почти в каждой фирме на вопрос о том, что же является главным драйвером развития цифровых технологий, отвечают — вирус.

«Цифровая трансформация которую мы наблюдаем, и которая была подстегнута коронавирусом, — это позитивный процесс. Инвестиции, которые сейчас многие предприятия делают в цифровизацию, несмотря на экономический спад дают положительный эффект не только в экономическом аспекте, но и в социальном», — сказал Шмаков.

По словам Сергея Гусакова, главы представительства Extreme Networks в России и СНГ, все мы, работая в удаленном режиме, сильно расслабились: «Фактически, получили неожиданный отпуск продолжительностью в 2,5 месяца. И если кто-то заявляет, что в этот период было много дел, он, безусловно, лукавит. Объемы бизнеса сократились, часть продаж ушла в онлайн, часть в ритейл. Выходя из карантина, мы попадаем в кризисную ситуацию, в новую экономическую реальность, которая уже не такая, как прежде. В этих условиях главная задача, которая стоит перед нами и нашими партнерами — обогнать конкурентов».

Олег Епишин, руководитель партнерского отдела HP Inc, подчеркнул, что за последний квартал кардинально изменились привычки людей и их взгляды на организацию работы. Сегодня нет нужды каждый день приходить в офис, но есть необходимость быстро отвечать на новые, постоянно возникающие вызовы.

Один из эффектов удаленной работы — более высокая степень ответственности пользователей в вопросах безопасности. В офисе внешний контур обороны держат межсетевые экраны, и в крайнем случае на помощь может прийти системный администратор. Дома этого нет. Если на компьютер пробрался вирус, сисадмин уже не поможет. И если ноутбук вышел из строя — никто не даст другой из подменного фонда.

Характерные особенности бизнеса в России в нынешних условиях заключаются в том, что упростились финансовые схемы (партнерам увеличили кредитные линии, стали начислять больше бонусов по факту продаж, поскольку сейчас трудно говорить о каком-то планировании), улучшается логистика, сокращаются сроки доставки продукции.

Олег Епишин остановился и на долгосрочных трендах, которые будут определять развитие экономики в следующие 10 лет:

  • Быстрая урбанизация, рост населения, концентрация населения и финансов в городах. Экономика крупных мегаполисов скоро будет сопоставима с экономикой средних стран.
  • Кардинальные изменения в демографии. Появилось и выросло новое поколение — Поколение Z. Это люди, рожденные после 2000 г. Они не представляют себе жизни вне сети, жизни без компьютеров и гаджетов. Через 10 лет они будут составлять 40% всего населения планеты.
  • Увеличивается качество и продолжительность жизни. Пожилого населения будет больше, следовательно, выше финансовая нагрузка на общество выше требования к медицине.
  • Ускорение инноваций.
  • Гиперглобализация. Сейчас не составляет труда выйти на международный рынок.

«Мы видим много перемен. Время будет непростое, много будет неуверенности, оптимизма и авантюризма», — сказал Олег Епишин.

Источник: Константин Геращенко, CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости