Предыдущие публикации цикла см. здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.

Болото атакует — контрдействия

Практика проектов по очистке компаний от болота помогла собрать и классифицировать наиболее частые выпады болота против мелиорации.

Понятно, что голь на выдумки хитра, и изобретательное болото иногда может подкинуть такие задачи, которые стандартными контрдействиями, базовой защитой не решить.

  1. Распространение панических слухов и запуск интриг. Такие ходы очень любит делать болото в компаниях первого и второго типов (здесь, здесь). Это их стихия, в этом они асы. Базовая защита: Недостаток информации порождает слухи. Слухи порождают неприятие и сопротивление. Чтобы этого не было — демонстрация быстрой поимки интригана или распространителя слухов и показательное жесткое наказание. Публичную часть порки делает не команда мелиорации, а болотный руководитель под контролем СБ, даже если в поимке и разоблачении СБ не принимала участия. Другим неповадно будет. Поэтому ваша роль Тень (см. здесь) до начала проекта должна пройтись по сотрудникам, выявляя тех, кто любит запускать слухи по компании. Пока они в безопасности, они не особо и будут скрываться и маскироваться. Нашли таких, берите на заметку, зафиксируйте манеру подачи слухов и сплетен, с кем контактируют при распространении. Начнется проект, а вы уже знаете, от кого знать пакостей.
  2. Вкрасться в доверие. Если не знаешь, как одолеть врага, надо присоединиться к нему и развалить его проект изнутри. Будьте готовы, что болото, которое внезапно стало дружелюбным, захочет участвовать в проекте, будет предлагать вроде полезные идеи. Изучите, что они предлагают. Скорее всего, сначала болото прощупает проектную команду, а потом будет атака на слабое место у вас в позициях. Базовая защита: маскировка своих позиций, маркировка болотных на стадии отбора, когда болото еще не догадывается, что его будут мелиорировать. Либо, если вы уверены в своих силах и запасах ресурсов и не боитесь «засветить» уязвимости — переключите болото на тупиковые задачи, из серии «вы нам такую помощь, мы вам — такую». Подвариант от болота «Засылка управляемого самоубийцы» не рассматривается, но метод нейтрализации — примерно такой же.
  3. Разобщение и разъединение команды. Разделяй и властвуй. Болото находит противоречия в команде мелиорации и начинает дробить команду проекта на группировки, стараясь их рассорить. Базовая защита: демонстрация ложных споров и противоречий, игнорирование вопросов болота и запрет на вынос настоящего «сора из избы». Проблемы команды проекта остаются только внутри нее. При назойливости болота в попытках узнать «я переживаю за проект, что вы на друг друга волком смотрите» — на ковер к руководству СБ или акционерам с демонстрацией печальных перспектив для любителя вынюхивать и сталкивать лбами.
  4. Критика и дискредитация, принижение и троллинг. В том числе и в юмористической форме и неформальной обстановке под личиной благожелательности. Базовая защита: игнорирование либо юмористический, но корректный ответ. В команде мелиорации для этого и своя роль имеется (см. здесь). Только не превращайте взаимные эскапады с болотом в балаган, так вы дискредитируете проект мелиорации, придав ему флер клоунады с существенной тратой ресурсов компании.
  5. Ограничения по бюджету, переключение внимания и ресурсов. Болото начинает подтачивать финансовый базис проекта, демонстрируя спонсорам проекта в лице собственников, что есть куда более важные и срочные статьи расходов, или предлагая урезать бюджет, так как «это стоит дешевле и надо меньше людей (усилий)». Базовая защита: прессинг документами, запросами на того, кто пытается переключить. Для этого у вас в команде специальная роль имеется (см. здесь).
  6. Затягивание в «бытовуху», «совещания с обсуждениями», введение в цейтнот. Базовая защита: приказ по компании о введении ограничений на совещания. Этот приказ надо выпустить уже на стадии принятия решения о проекте мелиорации, а не когда проект запущен. Всеми перипетиями обсуждений и согласований занимается сотрудник, на которого возложена соответствующая роль в команде (см. здесь).
  7. Открытое противостояние. Базовая защита: лучшая защита — это нападение. Пусть сами защищаются. При остром противостоянии используйте свою силовую роль (см. здесь).

Вопросы и ответы

  1. С какого подразделения начинать? С того, где у вас явное преимущество? Зависит от уровня заболоченности и силы команды мелиорации. Если уровень заболоченности высокий на уровне топ-менеджмента, а команда мелиорации слабая, начинайте с подразделения, где высоки шансы на очистку. Если нет возможности ослабить болотного топ-менеджера либо это потребует много усилий, усильте те подразделения и тех топ-менеджеров, которые лишены болотного флера.
  2. Нужны ли в проекте мелиорации внешние консультанты? Не особо. Сама компания, понимая, что и как делать, справится своими силами лучше, чем снующие по этажам и цехам консультанты. Лучше бюджет, который потратите на консультантов, используйте для подготовки и мотивации команды мелиорации. Пользы больше будет.
  3. Что делать команде мелиорации после завершения проекта? Не расслабляться, но и не превращаться в параноиков. Периодически мониторить ситуацию.
  4. Как строить отношения с болотом? Есть 2 пути — болотные безвозвратно меняются или болотные безвозвратно уходят. Никаких послаблений и компромиссов.
  5. Как строить отношения с сочувствующим болоту? Убедить, что лучше мелиорироваться, иначе будут большие неприятности.
  6. Как строить отношения со сторонниками проекта? Не допускать в святая святых, помощь принимать, отмечая, что они это делают в первую для самих себя.
  7. Как строить отношения с приспособленцами? Зависит от того, насколько они могут испортить результат проекта, и действовать сообразно. Не могут испортить — осадить, предупредив, что фиксируются факты, а не слова, и слова, приводящие к действиям. Вот факты и действия и будут оцениваться.
  8. Как проверять, точно ли избавились от болота? Мониторинг и анализ корпоративной мифологии через пару месяцев после завершения проекта. Тот из болота, кто выжил, начнут постепенно возвращаться к привычному поведению, тогда и будет понятно, насколько хорошо проведен проект мелиорации.
  9. А если болотный обитатель исключительно ценный, и приносимая им польза превышает наносимый вред? Если он «Обыватель+Ординарное болото», по типу и приносимому вреду меньше 4 (про типы и уровень вреда см. здесь), позадавайте вопросы, выясните причину, проведите профилактическую беседу с привлечением кого-то из больших топов, чтобы показать, что все это очень серьезно, предупредите о последствиях и мониторьте, что будет с ним происходить дальше. Исправляется — замечательно; становится хуже — удаляйте через какое-то время после отключения от процессов и принятия решений; остается таким же — начинайте постепенно искать замену.
  10. Надо ли применять те же методы, что и болото? Решать вам, но лучше не опускаться до некорректных и неэтичных шагов. Хорошее, сделанное вами, забудется скоро, а мелкие пакости во имя светлой цели будут помнить всегда.

Источник: Александр Рейнгардт, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости