Компания Antal Russia провела очередное исследование российского рынка труда. Однако на этот раз все работы в период с 25 марта по 30 апреля 2020 г. проводились исключительно «на удаленке». В работе приняли участие 6 678 топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, а также рядовых специалистов. Возраст 47% респондентов составляет 31-40 лет. На долю сотрудников старше 51 года приходится всего 5%, причем большую их часть составляют руководители. 57% респондентов работают в международных компаниях. В топ-5 стран происхождения этих компаний входят США, Германия, Франция, Россия и Великобритания (в общей сложности 63% от числа респондентов из международных компаний).

Каждый пятый участник опроса (22%) занимается продажами и развитием бизнеса. Самой «женской» сферой работы среди респондентов ожидаемо оказалось «Управление персоналом / обучение и развитие»: 81% сотрудников в этой сфере — женщины. Самыми «мужскими» стали направления «ИТ, разработка ПО» и «Производство и инжиниринг». В них мужчины составляют 86% и 84% сотрудников соответственно.

Доходы

По мнению экспертов, еще в первой половине года стало заметно, что ситуация на рынке труда меняется. Так, по сравнению с 2019 г. повышение заработной платы получило меньшее количество респондентов (41% против 47%). Зарплаты большинства (63%) выросли не более чем на 10%. При этом возросла доля тех, чьи доходы упали (10% против 7% в 2019 г.). У 92% участников опроса заработная плата привязана к российскому рублю, у 3% — к американскому доллару (USD), еще у 3% — к евро (EUR), и у 2% — к другой валюте. С каждым годом снижается количество сотрудников, получающих часть или всю заработную плату неофициально. В 2020 г. вознаграждение «в конверте» получали 10% опрошенных.

Согласно исследованию, у большинства респондентов (64%) нет никаких дополнительных источников дохода, кроме дохода от основной занятости. 19% имеют пассивный доход в виде дивидендов, сдачи недвижимости в аренду и т. д. У 9% дополнительный доход связан с их профессиональной деятельностью.

«Увольте!»

Эксперты уверяют: 2020 г. стал одним из самых сложных для рынков труда по всему миру. Уже к маю официальное количество безработных в мире и России значительно увеличилось. Среди опрошенных Antal Russia 19% респондентов не работали в течение месяца (т. е. потеряли работу в период с февраля по апрель 2020 г.), еще 37% не работали примерно с декабря-марта). Основной причиной, по которой участники опроса покинули компанию, стало сокращение штата (37%), при этом 60% сокращенных потеряли работу в последние 1–6 месяцев. 24% покинули компанию по собственному желанию по профессиональной причине (не удовлетворял карьерный рост, не устраивала зарплата и т. д.).

Работодатели признали: ошибки в найме с каждым разом обходятся все дороже, и умение распознать «своего» кандидата необходимо каждому менеджеру.

«Особенно навыки выбора правильных людей важны в период нестабильности, когда кандидатов на рынке труда становится больше. Вместе с тем, мы видим, что некоторые компании сейчас стараются как можно более „безболезненно“ расстаться с персоналом. Работодателям в таком случае очень важно избежать репутационных и финансовых рисков при увольнении», — рассказывает генеральный директор Antal RussiaВ Михаэль Гермерсхаузен.

Только 11% из сокращенных сотрудников работодатель предложил помощь в поиске новой работы, так называемый аутплейсмент (Outplacement). 27% респондентов, искавших работу за последний год, нашли ее менее чем за месяц. Еще 31% на это потребовалось от одного до трех месяцев.

Эксперты отметили еще один показательный нюанс: за прошедший год респонденты стали реже трудоустраиваться с помощью сайтов по поиску работы (34% в 2020 г. против 42% в 2019). При этом стали чаще получать «оффер» от компании благодаря сотрудничеству с рекрутинговой компанией (13% в 2020, против 9% в 2019). Важность профессиональных и личных контактов при поиске работы также возросла. Согласно опросу, каждый пятый менеджер среднего звена (21%) общался с пятью и более компаниями прежде чем получил предложение от текущего работодателя.

С другой стороны, по данным опроса, в 2020 г. уменьшилось количество тех, кто ищет работу в данный момент, по сравнению с предыдущим годом (24% в 2020, 29% в 2019), и возросло до 22% число тех, кто не рассматривает возможность смены работы. По мнению экспертов, причиной этого, возможно, стало нестабильное начало 2020 г. и в целом неутешительный прогноз на ближайшие месяцы.

А основными причинами ухода из компании по-прежнему являются отсутствие возможности развивать карьеру и неудовлетворительный уровень зарплаты. Уходят с работы из-за отсутствия перспектив карьерного роста, а приходят на новое место из-за более высокого оклада. Более половины (52%) респондентов выбрали именно эту причину как основную при принятии решения в пользу нового работодателя. Примерно для четверти опрашиваемых большую роль играет личность руководителя, хороший коллектив и более стабильная компания. А самой «маловажной причиной» стало наличие «более интересных тренинговых программ внутри компании». У респондентов до 30 лет в топ-5 причин для выбора места работы входит «бренд работодателя», который важен при построении карьеры. По мере «взросления» у респондентов в топ-5 причин попадает «личность руководителя», «стабильность компании» и «баланс между работой и личной жизнью».

Генеральный директор DEUTZ AG Александр Калачик полагает, что в сегодняшней ситуации кризиса «наличие работы и стабильно выплачиваемой зарплаты, наверное, является самым большим мотивирующим фактором для всех наших сотрудников».

«Удаленка» правит бал

Главной отличительной особенностью 2020 г. стала «удаленка», мы все стали свидетелями массового перехода компаний на дистанционный режим работы. На момент опроса 62% респондентов уже работали удаленно по причине введения режима самоизоляции в России. Более 50% сотрудников такой возможностью время от времени пользуются. Основными плюсами такого стиля работы участники опроса назвали экономию времени на дорогу −91%. 44% отметили, что удаленный формат работы позволяет им больше времени проводить с семьей, еще 29% нравится отсутствие дресс-кода при работе из дома. 7% никаких положительных сторон в home office не видят.

Отрицательные стороны «работы из дома», по мнению респондентов, в первую очередь связаны с «отсутствием социальных связей» — так считают 55% респондентов. 34% отметили, что им сложно совмещать рабочие и личные дела. Причем для респондентов, у которых четверо и более детей, этот процент составляет 64%. 8% не нашли никаких минусов в работе из дома.

Впрочем, для устранения последствий «социальной недостаточности» компании уже вполне успешно применяют различные методики. По словам Corporate HR manager Atlas Copco Ольги Сидякиной, в виртуальном офисе появилась практика онлайн кофе-брейков и чаепитий, а одна из команд даже праздновала день рождения сотрудника в режиме онлайн-конференции.

Очень показательна следующая цифра: 39% респондентов считают, что стали эффективнее, работая из дома, у 18% эффективность снизилась. А по мнению 45% опрошенных, работы стало больше.

На вопрос о желании вернуться в офис только 9% ответили, что хотят работать полностью из офиса. Остальные, так или иначе, предпочли бы работать из дома. Полностью перейти на «удаленку» мечтают 18%, а 37% хотят работать удаленно 3-4 дня в неделю.

Еще один интересный и показательный аспект — продолжительность рабочего дня. Опрос показал: четверть сотрудников работают стандартные 8 часов, 28% трудятся 9 часов, еще четверть посвящают работе 10 часов в день. 54% топ-менеджеров работают более 10 часов в день, среди специалистов таких 28%. Респонденты, которые планируют найти новую работу, в 47% случаев работают более 9 часов в день. Те, кто не ищет работу, только в 35% случаев имеют более чем 9-часовой рабочий день.

Что касается зависимости между продолжительностью рабочего дня и удовлетворенностью балансом между работой и личной жизнью, то опросы показывают: 79% сотрудников, работающих менее 8 часов, довольны этим показателем. Среди тех, кто трудится более 11 часов, этот показатель не превышает 30%. Удовлетворенность соотношением нагрузки и вознаграждения также выше у тех, кто работает меньше.

Преимущества удаленной работы оценили и многие работодатели. Председатель Комитета по вопросам персонала Российско-Германской внешнеторговой палаты, член Правления Российско-Германской внешнеторговой палаты, LL.M., юрист, управляющий партнер, «Балашова Лигал Консалтантс» Елена Балашова отмечает: «Существенной оптимизацией бюджета на персонал в последние месяцы стал также перевод сотрудников на удаленную работу и, как следствие, экономия на организации рабочих мест, в том числе путем сокращения офисных площадей. Очевидно, что работа на дому или дистанционный режим, к которым за время пандемии привыкли многие офисные компании, еще на долгое время останутся одним из возможных решений в вопросе оптимизации HR-бюджета».

«Переезжие»

Примечательно, но на готовность передислокации в другую страну перипетии 2020 г. влияния практически не оказали. К переезду за границу ради интересной работы готовы 55% респондентов (в 2018 г. таких было 46%, в 2019 — 57%). В приоритетах по—прежнему Западная Европа, США и Канада. С желанием попробовать себя в работе на новом месте напрямую коррелирует уровень владения английским языком. 66% респондентов, свободно владеющих английским, готовы к переезду в другую страну. Касательно профессиональных дисциплин, реже всего передислоцироваться хотят сотрудники сфер «управление персоналом» и «административный персонал», а более всего настроены на переезд маркетологи, «пиарщики» (63%) и работники сферы продаж (62%).

Интересно, что количество респондентов, готовых переехать в другой регион России в этом году возросло (35% против 30% в 2019), хотя в последние годы наблюдалась тенденция к снижению желания переезжать внутри страны. Причем чаще всего готовы к переезду респонденты из сфер «высшее руководство» и «производство, инжиниринг» (46% и 47% соответственно). А наименьшее желание переезжать по России присутствует у сотрудников из «ИТ» и «маркетинга» (41% и 38% соответственно — против переезда).

Бонусы и льготы

По итогам 2019 г. бонусы получили 59% участника опроса, 14% бонусы отменили. Исследование Antal Russia также показало, что у некоторых льгот, предоставляемых сотрудникам в качестве «социального пакета», есть так называемая «отрицательная важность». Это означает, что они есть у большого процента респондентов, а их важность низка. Наиболее сильное расхождение между наличием и важностью льгот присутствует в отношении компенсации мобильной связи: эта льгота есть у 53% респондентов, но важна она только для 16%. Зато есть льгота, которой участникам опроса не хватает, — это ДМС для членов семьи. Такую льготу хотели бы иметь 37% (есть у 21%). С другой стороны, по словам заместителя генерального директора In2Matrix Нормана Уде, многие руководители рассматривают возможность сокращения покрытия или даже отказа от предоставления медицинской страховки сотрудникам как способ сокращения издержек в условиях нестабильной экономической ситуации.

Что касается видов дополнительной мотивации персонала, то, согласно опросу, в 27% компаний их нет. В компаниях, где данная опция присутствует наиболее часто, она выражается в наличии комфортного офиса и рабочего места (39%), корпоративных спортивных мероприятиях (25%) и внутренних конкурсах (25%). Что касается отпуска, то 29% респондентов смогли отдохнуть от 22 до 28 дней за минувший год. 13% за прошлый год не взяли ни одного дня отпуска.

Источник: Наталья Басина по материалам Antal Russia

Версия для печати (без изображений)   Все новости