Девайсы и сервисы для дома становятся остро актуальными для россиян. Это касается разных товаров — от телевизоров и «умных колонок» до компонент «умного дома» и десктопов. CRN/RE предсказывал такое развитие событий еще весной, теперь оно стало реальностью.

Все предсказуемо

Появление соответствующего акцента и его преобразование в тренд предсказать было довольно легко. Причин тому несколько, пройдемся по ним кратко.

Пользователь все больше времени находится дома. Во-первых, за время вынужденного «домоседства» у миллионов людей успели сформироваться устойчивые привычки к домашнему времяпровождению. Во-вторых, часть ограничений продолжает действовать — например, московские кинотеатры все еще закрыты, возможности дальних путешествий очень ограничены и т.д. В-третьих, многим на outdoor-развлечения банально не хватает денег: одни вынуждены отказываться от пляжного отдыха, для других и билет в кино оказывается дорогим удовольствием, особенно если речь идет о семейном посещении кинотеатра — триста рублей за билет, плюс ставший привычным попкорн, плюс дорога до кинотеатра и обратно, а если все это перемножить на семью...

Важно, что все 3 перечисленных выше фактора в среднесрочной перспективе продолжают действовать, более того, они усиливаются. Удаленная работа, которую сейчас продолжают практиковать в той или иной форме миллионы работников, усиливает привычки к «домоседству». Не успев исчезнуть из нашей жизни, «антивирусные» ограничения, похоже, возвращаются, и выразительный пример тому — ужесточение масочного режима в столице. Безработица растет, реально располагаемые доходы продолжают падение, практически каждое третье домохозяйство испытывает стресс из-за состоявшейся или возможной потери работы, по данным GfK, что не способствует активным покупкам товаров и услуг, естественным образом перемещая фокус их внимание на домашнее времяпровождение и на домашние же развлечения.

Вывод: люди и дальше будут больше времени проводить в домах и квартирах, следовательно, они захотят сделать свои жилища более уютными, домашние развлечения — более разнообразными и выразительными, работу в условиях дома — более эффективной и производительной. Все эти понятные желания многих людей находят отражения на В2C-рынке.

«Умный дом» — новый старый тренд

Продажи устройств для «умного дома» продемонстрировали прекрасную динамику. По данным «Связного», в первом полугодии рост год к году на элементы для таких систем составил 14 раз в натуральном выражении и в 20 раз в денежном, причем увеличилась и средняя стоимость устройств, которая увеличилась на 57.

Предсказуемо активизировались игроки канала. Например, diHouse и интернет-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» заключили договор о поставке товаров экосистемы «умного дома» и бытовой техники Xiaomi (камер видеонаблюдения, датчиков открытия-закрытия окон и дверей, очистителей и увлажнителей воздуха, «умных лампочек» и т.д.) и мобильных аксессуаров Rombica (портативная акустика, мобильные аксессуары и пр.). Как было отмечено, в планах компаний расширение ассортимента данного профиля изделиями EVE, Aqara, Satechi и других марок.

Рассмотренная сделка интересна охватом как девайсов для традиционного «умного дома», так и «бытовой электроники». Сегодня понятие «умный дом» следует рассматривать максимально широко, учитывая в этом секторе как традиционные smart-девайсы (датчики, исполнительные устройства модули и т.д.), так и «белую технику» (имеющие встроенные интерфейсы кондиционеры, вентиляторы, обогреватели и пр.), а также электронные устройства для повышения комфорта (например, очистители и увлажнители воздуха). Грань между подключаемой «белой техникой», имеющей встроенные решения для связи с компьютерами/смартфонами и другими управляющими устройствами (например, «умными колонками»), и техникой традиционной во многом может быть устранена использованием smart-розеток, спрос на которые также растет, по данным «Связного».

Если мы посмотрим в целом на сегмент БТиЭ (бытовая техника и электроника) российского рынка, то увидим интересную особенность. Продажи в сегменте продемонстрировали слабое снижение в натуральном выражении (минус 1%), но выразительный рост в рублевом выражении (плюс 9%), по данным мониторинга розничных продаж GfK, за период с января по май.

Товары популярных направлений чаще заказывают в интернет-магазинах, чем приобретают в традиционных физических магазинах. Например, 64% компонент для «умного дома» в «Связном» были куплены в онлайне.

Телевизоры как центр домашних развлечений

Про популярность телевизоров у россиян CRN/RE писал ранее много раз, сейчас этот тренд сохранился. По данным «М.Видео-Эльдорадо», в первой половине года продажи выросли на 16% в количественном и на 7,5% в денежном выражении, что явно выше общей динамики сегмента БТиЭ. Из всех проданных за этот период телевизоров на smart-модели пришлось 55%, но они принесли 80% выручки. Драйверами телевизионного сегмента служат, как видно, и рост диагоналей/разрешений, и популяризация smart-ТВ.

Сеть «М.Видео-Эльдорадо» расширила линейку smart-ТВ под собственной торговой маркой Novex и с предустановленной платформой «Яндекса». Пока в линейке только два UltraHD-телевизора — с диагоналями 43 (на фото сверху слева) и 65 дюймов, а ценами 18 и 35 тыс. руб., соответственно — которые получили IPS-матрицу с частотой обновления 60 Гц и поддержкой режима HDR10. Платформа «Яндекса» базируется на модифицированной открытой версии Android. Но версия старая — появившаяся 4 года назад Android 7.1 Nougat — однако «усугубленная» привязкой к «Яндекс.эфир», но присутствует предустановленная поддержка других российских онлайн-кинотеатров (от «Кинопоиск HD» до TVzavr), а также возможность просмотра YouTube. Есть рекомендательный сервис, голосовой интерфейс (при этом «Алисы» внутри почему-то не оказалось), «детский режим» и т.д.

Заметим, что в предложении smart-телевизоров под «private labels» сети «М.Видео-Эльдорадо» есть модели не только под платформой «Яндекса», но и под платформой Wildred (разработка компании «Некст Медиа», которая также базируется на Android, получила голосовой поиск, поддержку сотни телеканалов и радиостанций, доступ в YouTube и т.д.). А платформу «Яндекса» для телевизоров использует как «М.Видео-Эльдорадо», так и другие вендоры, например, Leff, Dexp, и даже Hyundai.

Принято считать, что использование альтернативных платформ позволяет снизить стоимость телевизора процентов на 20, что важно для массового российского потребителя, который небогат. Однако, скорее всего, такое снижение цены может быть достигнуто не только за счет перехода на российскую платформу, которая тоже небесплатна, но также за счет локального производства и оптимизации логистики, а также загрублением некоторых параметров устройств, что позволяет применять более дешевые компоненты.

Медианная зарплата в РФ составляет 35 тыс. руб, по данным РИА Рейтинг, то есть половина работающих получает меньше этой суммы, половина — больше. Данные были получены на основе материалов Росстата за период с мая прошлого года по май текущего.

В сегменте телевизоров, про который CRN/RE писал прошлой осенью, сейчас тоже появляются интересные модели и игроки, но про модельные ряды мы поговорим в следующий раз. Сейчас лишь отметим, что активность Xiaomi, выпускающей качественные smart-телевизоры в нижнем ценовом диапазоне, подталкивает к ответным действиям другие компании. Например, Hisense выпустила 6 моделей недорогих «умных телевизоров» с дисплеями от HD до UltraHD (на фото снизу слева), цены на которые начинаются от 160 долл. Все системы работают под управлением операционной системы Android TV Pie, поддерживают Google Assistant и имеют встроенный плеер Chromecast. Как видно, за сегмент массовых моделей идут серьезные сражения, и появившимся Novex будет непросто.

ТВ-приставки: недооцененный сегмент?

Рост популярности smart-телевизоров может привести к активизации продаж ТВ-приставок. Даже сейчас половина продаваемых телевизоров не имеет smart-составляющей, а среди устройств, находящихся в пользовании у россиян, процент не-smart-ТВ гораздо выше. Однако значительное количество телевизоров можно превратить в smart-устройства, подключив их к недорогим ТВ-приставкам. Наиболее распространены варианты приставок на платформе Android.

Например, Xiaomi представил приставку Mi TV Stick, как видно из названия, в формате брелока (на фото сверху справа). Это устройство способно любой телевизор наделить функциональностью платформы Android TV после подключения к HDMI-разъему. Стоимость такой приставки составляет 3,5 тыс. руб., другие аналогичные приставки, присутствующие на рынке, заметно дороже. Несмотря на ультра-компактность, медиа-приставка построена на процессоре с 4 ARM-ядрами Cortex-A53, которые дополняет графический процессор Mali-450, имеет «на борту» 1 Гб оперативной памяти и работает под управлением вполне современной Android TV 9.0 со встроенным голосовым ассистентом. Вендор комплектует новинку пультом дистанционного управления Mi Voice Remote.

Приставка Mi TV Stick имеет поддержку Google Play, что позволяет устанавливать из магазина Play Маркет как приложения, так и игры. Однако для игр есть вариант получше, например, Wink+, которую поставляет Ростелеком, но способную работать в сетях любого провайдера. Эта модель в более привычном форм-факторе и чуть дороже, но тоже хороша в качестве решения в среднем ценовом диапазоне, способного превратить любой телевизор в smart-ТВ.

На верхней части спектра android-приставок — Nvidia Shield TV в модификациях 2019 (на фото снизу справа). Это решение, построенное на процессоре Tegra X1+ с 256 графическими ядрами, работает под управлением Android TV 9.0, умеет показывать UltraHD, а, главное, обладает широкими возможностями по запуску игр. В комплекте идет привычный пульт дистанционного управления, но доступен и геймпад. Цены на Shield начинаются от 14 тыс. руб. и достигают, в зависимости от комплектации и конфигурации устройства, почти 30 тыс. Но она того стоит, ведь пока на рынке нет ни одной ТВ-приставки, которая хотя бы приближалась по своим возможностям к продукту Nvidia. Для запуска доступны android-игры класса до ААА, включительно. Важно, что Shield TV благодаря мощнейшей графике прекрасно подходит для «облачного» гейминга.

Что дальше?

Упомянутые тренды будут действовать и дальше, «разгоняя» продажи решений для домашних развлечений. Заметим, что мы рассмотрели относительно бюджетные, а потому наиболее массовые сегменты, но тут есть место и ПК-геймингу, и топовым телевизорам, и решениям для творчества, и компьютерам для рабочих задач, о чем мы еще поговорим.

Но есть и факторы, пессимизирующие данное направление. Все упомянутые выше результаты продаж устройств для дома были достигнуты в первом полугодии, которое было сложным, но у массового пользователя еще были деньги. Сейчас же времена грядут не менее сложные, а деньги у населения, похоже, начинают заканчиваться. На неделе c 27 июля по 2 августа расходы россиян на товары и услуги сократились на 0,9% по сравнению с прошлым годом, по данным портала SberIndex.ru. Это можно было бы рассматривать как флуктуацию — на предыдущей неделе результат был на 0,6% выше год-к-году. Однако июль по суммарным данным показал проседание на 0,7%. Обратим внимание, что падение идет на фоне реализованной ранее государственной поддержки населения. Без нее, по оценке аналитиков Сбербанка, сокращение трат составило бы 6%. Будут ли столь же масштабные меры поддержки во втором полугодии и насколько они могут оказаться действенными на фоне общей экономической ситуации — открытый вопрос.

Но в любом случае канальные продажи техники «для дома, для семьи» будут продолжаться. Как экономическая ситуация может повлиять на объем и на профили продаж, что происходит в старших сегментах, какие сегменты могут оказаться внутренними драйверами, а какие проседают — об этом мы поговорим в следующий раз, когда придут обновленные данные о покупательной активности россиян.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости