Планшеты как промежуточный между смартфоном и ноутбуком формат персонального компьютерного устройства вышли на рынок всего-то 10 лет назад. На первых порах им предрекали чуть ли не полное вытеснение традиционных ПК с рынка, и с 2013 по 2017 г. «таблеток» в мире действительно поставлялось больше, чем десктопов и ноутбуков (правда, по отдельности, а не суммарно). Однако пик спроса на планшеты пришёлся на 2014-й: с тех пор их рынок поступательно сокращался год от года на 6-10% в количественном выражении. Казалось, нишу этих устройств так и продолжат методично теснить крупноэкранные смартфоны с одной стороны и тонкие лёгкие ноутбуки — с другой.

Однако второй квартал нынешнего, во всех отношениях нерядового, года показал, что «таблетки» как класс вовсе не время списывать со счетов. По данным Canalys, за этот период в мире было отгружено 37,5 млн планшетов, — на 26,1% больше, чем за II кв. куда более благополучного 2019-го. О несколько более крупных объёмах поставок «таблеток» с апреля по июнь рапортует Strategy Analytics (43,3 млн единиц; +17% относительно того же периода 2019 г.), но это агентство включает в категорию планшетов ещё и бесклавиатурные устройства с большими экранами под управлением ОС Windows и Chrome, а не только Android и iOS.

Зато с оценкой Canalys хорошо согласуется отчёт тайваньских аналитиков из Digitimes Research: рост поставок ARM-планшетов в мире за II кв. 2020-го — 21,3% год к году и целых 60,5% квартал к кварталу. Интересно, что в мае те же тайваньцы предсказывали заметно более скромное увеличение мирового рынка планшетов в количественном выражении во втором квартале: на 9,9% год к году и на 45,5% квартал к кварталу. Исследователи особо отмечают подавляющую популярность моделей с экранными диагоналями 10 дюймов и более, — на них с апреля по июнь текущего года пришлось 80% всех поставок.

Важный для канала момент: Digitimes Research, отталкиваясь от инсайдерских сведений о полученных ODM-производителями заказах, предрекает сохранение позитивной динамики мирового планшетного рынка и в третьем квартале.

Безусловно, пришедшийся на весну пик противокоронавирусных мер стал главным фактором роста потребительского внимания к мирно сходившим, казалось бы, со сцены «таблеткам». В период самоизоляции с переходом на дистанционную учёбу и работу не все сумели позволить себе приобрести ноутбук. Кто-то по причине резкого сокращения доходов, а кто-то просто потому, что уже к концу марта спрос на мировом рынке ноутбуков превысил предложение. Планшет с диагональю дисплея 10 дюймов и более в такой ситуации становился адекватной заменой мобильному ПК. Особенно в условиях вынужденной самоизоляции целыми семьями, когда за доступ к (как правило, единственному) компьютеру в доме неизбежно разгорались споры. В результате покупка планшета детям или не занятым удалённой работой домочадцам высвобождала домашний ПК для тех, кому тот оказывался решительно необходимым в качестве средства производства.

Дополнительным стимулом к росту поставок планшетов с апреля по июнь стало, как отмечают аналитики, стремление ритейлеров высвободить складские объёмы под гаджеты нового урожая, пик спроса на которые традиционно ожидается в предрождественский сезон. Во втором же и третьем кварталах многие потребители с ограниченными финансовыми возможностями продолжают рассматривать планшеты как замену (хотя бы временную) более производительным и универсальным, но дорогостоящим ноутбукам. Вот почему ритейлеры по всему миру предлагали и продолжают предлагать весной-летом 2020-го чрезвычайно щедрые скидки на «таблетки», до кризиса высоким спросом отнюдь не пользовавшиеся.

Вся первая пятёрка брендовых поставщиков планшетов нарастила численные объёмы отгрузок во II кв., но при этом относительная доля устройств Apple сократилась, по данным Canalys, c 40,0% годом ранее до 38,0%. Соответственно, Samsung, Huawei, Amazon и Lenovo занимают теперь несколько более прочные позиции, чем во II кв. 2019-го. Исследователи из Strategy Analytics подтверждают, что рост поставок «таблеток» Apple действительно отстаёт от темпов, заданных планшетами четырёх прочих лидирующих брендов. Вместе с тем, эти аналитики (которые, напомним, причисляют к планшетам ещё и мобильные Windows- и Chrome-компьютеры неноутбучных форматов) зафиксировали особенно резкое, на 16%, сокращение доли категории «Прочие».

Эксперты особо указывают на перемены в пользовательском восприятии планшетов, которым за прошлое десятилетие так и не удалось приблизить провозглашённую когда-то Стивом Джобсом «эру пост-ПК». Сегодняшние процессоры ARM и иных отличных от x86 архитектур уверенно справляются с задачами ноутбучного класса, — что лишний раз подтверждается намерением Apple впредь оснащать макбуки собственными ARM-чипами, завершив длительное партнёрство с Intel. «Таблетки» наших дней годятся уже не только для потребления контента, как в 2014-м, в зените своей славы, но и для полноценной продуктивной работы.

С учётом возможного возвращения режима самоизоляции и по-прежнему ограниченных финансовых возможностей основной массы потребителей на планете вполне вероятно, что рынок планшетов вырвется из нисходящей спирали медлительного увядания — и обеспечит ритейлерам новые возможности развития бизнеса. Один только сегмент аксессуаров для продолжительной работы за планшетами, от Bluetooth-клавиатур и мышек до чехлов и кронштейнов, представляется чрезвычайно маржинальным.

Источник: Максим Белоус, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости