Аналитики биржи фриланса FL.ru, совместно с IT-холдингом TalentTech и исследователями НИУ ВШЭ определили профиль предпринимателей, которые пользуются услугами фрилансеров. Большинство — частные лица или ИП, часть из которых сами работают на фрилансе (32%), при этом 23% указали, что привлечение фрилансеров — неотъемлемый элемент бизнес-модели. 24% заказчиков предпочитают узнавать статус задачи по телефону, чтобы лучше контролировать процесс. Главным мотивом сотрудничества заказчики назвали возможность привлекать на короткое время высококвалифицированных специалистов (66%).

Главные клиенты фрилансеров — частные лица или индивидуальные предприниматели, на их долю приходится почти половина всего рынка — 45%. Доля небольших компаний с числом сотрудников до 50 человек составляет 39%, средних и крупных организаций — 16%.

Андрей Шевчук, к.э.н., старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ: «Исследование показало, что внештатные работники очень важны именно для малых предприятий и микробизнеса. Они не только способствуют сокращению издержек, но и обеспечивают гибкость в конкурентной среде, решают важные задачи, выходящие за рамки имеющихся у фирм компетенций. В этом отношении биржи удаленной работы предоставляют важную инфраструктуру для развития малого предпринимательства в России, обеспечивая оперативный доступ к разнообразным навыкам в сфере информационно-коммуникационных технологий, креативных профессий, маркетинга, консалтинга и других бизнес-услуг».

Сферы, в которых особенно востребованы фрилансеры:

  • 13% — разработка программного обеспечения; реклама, маркетинг и PR;
  • 12% — разработка и продвижение веб-сайтов;
  • 11% — торговля;
  • 10% — промышленность (легкая, тяжелая, нефтегазовая, энергетика, пищевая и т.д.);
  • 6% — дизайн, строительство, образование;
  • 5% — аудит и консалтинг;
  • Только 2% приходится на науку и здравоохранение.

Помимо графики и дизайна (58%), часто фрилансеры привлекаются для выполнения работ в области разработки и продвижения веб-сайтов (46%), программирования (38%), написания текстов и переводов (32%), консалтинговых, юридических услуг и услуг в сфере финансов (24%).

«Пандемия заставила бизнес по-другому посмотреть на привлечение фрилансеров к своим задачам, уже не пугает удаленная работа, небольшие и мобильные команды могут стать преимуществом. Новый вызов для фриланс-площадок — оперативное формирование таких команд: важно обеспечить полноценный сервис не только для малого бизнеса, но и для крупных игроков, которых интересует весь цикл работы с фрилансерами от подбора команды до вопросов, связанных с документооборотом и выплатой вознаграждения», — рассказал Анатолий Орлов, исполнительный директор фриланс-биржи FL.ru.

23% заказчиков указали, что привлечение фрилансеров является для них неотъемлемым элементом бизнес-модели, 19% респондентов отметили, что аутсорсинг играет важную роль в деятельности организации. Однако 48% заказчиков воспринимают фрилансеров как вспомогательный элемент в работе компании.

Главные мотивы сотрудничества:

  • Возможность привлекать на короткое время высококвалифицированных специалистов — 66%;
  • Быстрота поиска нужного специалиста — 50%;
  • Невысокая стоимость услуг фрилансеров — 49%;
  • Экономия на помещении, площадях, оборудовании рабочих мест — 36%;
  • Экономия на «содержании» сотрудников (отпускные, больничные, «соцпакет») — 32%;
  • Возможность гибко реагировать на сезонные колебания и изменение спроса — 27%;
  • Возможность привлекать на короткое время менее квалифицированных работников для выполнения стандартизированных задач — 18%;
  • Сокращение налоговых выплат — 18%.

Интересно, что треть опрошенных заказчиков сами являются фрилансерами. Ещё 29% имеют опыт работы в качестве фрилансеров. Только 39% никогда не работали в качестве фрилансеров. Это говорит о том, что собственный опыт в качестве фрилансера способствует пониманию преимуществ использования внештатных работников.

Во время отбора подходящего фрилансера заказчики пользуются методом соотношения «цена / качество». Отметим, что большинство не придает значения месту жительства фрилансера и его уровню образования.

Чем фрилансер «цепляет» заказчика:

  • Положительным опытом сотрудничества — 47%;
  • Рейтингом на биржах удаленного труда — 46%;
  • Отзывом на биржах удаленного труда — 42%;
  • Готовностью всегда быть на связи — 40%;
  • Опытом работы по специальности — 31%;
  • Наличием у фрилансера личного интереса к теме работы — 31%;
  • Готовностью выполнить срочный заказ — 28%;
  • Рекомендациями людей, которых заказчик знает лично — 17%;
  • Уровнем и профилем образования — 9%;
  • Готовностью работать без оформления официального договора — 8%;
  • Наличием платного аккаунта на бирже удаленной работы — 8%;

Только 6% заказчиков интересуются местом жительства фрилансера. Особенность удаленной работы способствует привлечению заказчиком русскоязычных фрилансеров, которые живут в разных регионах мира. Большинство компаний (81%) работает с фрилансерами, проживающими в России. Меньшая часть (48%) находят сотрудников в странах СНГ, в том числе на Украине — 42% — и в Беларуси — 15%. С фрилансерами из других стран бывшего СССР сотрудничают 16% компаний.

Стоит отметить, что заказчики довольно быстро находят фрилансеров: 36% требуется 2-3 дня, 20% — до одной недели, 18% нужен один день, а 13% хватает менее одного дня.

Чтобы иметь контроль над ходом выполнения работ, заказчики:

  • Ведут переписку в мессенджерах и через электронную почту (90%);
  • Получают от фрилансеров ежедневный / еженедельный отчет о проделанной работе (32%);
  • Звонят по мобильному телефону и узнают статус работы (24%);
  • Используют специальные мобильные приложения или другие решения ИИ (12%).

Методология

«Исследование заказчиков услуг фрилансеров 2020» — социологическое исследование, которое ИТ-холдинг TalentTech организовал и провел совместно c Национальным исследовательским университетом «Высшая Школа Экономики» и крупнейшей российской биржей фриланса для поиска удаленной работы FL.ru. Исследование проводилось с января по июль 2020 года, в нем приняли участие 225 человек, которые пользовались услугами фрилансеров и взаимодействовали с ними как представители организаций или индивидуальные потребители (частные лица) в течение последнего года.

Научная методология и анализ результатов представлены к.с.н. Денисом Стребковым и к.э.н. Андреем Шевчуком (Лаборатория экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ) при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Данный отчет содержит основные статистические выводы исследования в виде диаграмм и графиков с краткими комментариями.

Источник: Пресс-служба компании TalentTech

Версия для печати (без изображений)   Все новости