Рыночная ситуация позволяет сделать акцент на топовые решения в сегменте ПК, чем по понятным причинам хотят воспользоваться вендоры. Компании предлагают решения, ориентированные на пользователей с повышенными требованиями к вычислительной мощности ноутбуков и использующие компьютеры для креативных задач. Термин «креативный класс» мы используем тут несколько в нетрадиционной форме, заметно отличающейся от идей Ричарда Флориды, поэтому в рамках этой статьи обозначение данной группы пользователей ноутбуков будем брать в кавычки.

Кто они такие?

Профессиональные дизайнеры, художники, иллюстраторы, фотографы, видеографы, архитекторы, мультипликаторы и представители других творческих профессий, связанных с визуальными искусствами — это, разумеется, выразительные представители «креативного класса», но не единственные. В современных условиях к «креативному классу» относятся, например, продвинутые геймеры — креатив может быть разным, а игры из развлечения для многих являются средствами самовыражения и даже заработка, например, на стримах, на оформлении персонажей и т. д. Также в системах повышенной производительности заинтересованы многочисленные просьюмеры — продвинутые любители с требованиями, характерными для профессионалов — становится все больше людей, которые «для души» занимаются фотографией, видео, рисованием или, предположим, 3D-моделированием.

Аудитория, как видно, достаточно большая. Для задач «креативного класса» подойдут рабочие станции, которые можно сбалансировать под графические задачи. Однако, workstation достаточно дорогие, для многих непростые в настройке, а по возможностям избыточные. До недавнего времени данная маркетинговая ниша пустовала, но ситуация изменилась, чему способствовала пандемия (см. врезку).

Новинки в сегменте

Acer в интересующем нас сегменте представляет оборудование под маркой ConceptD, которое отличается стильным дизайном — оно же создано для дизайнеров! — янтарной подсветкой, точностью цветопередачи и высокой производительностью. Летом был представлен ConceptD 3 Ezel — инновационный ноутбук-трансформер (на фото снизу справа), ориентированный на рисующих и/или работающих с графикой с помощью цифрового пера. Оригинальный шарнир позволяет фиксировать экран в шести позициях, например, в планшетном режиме или под углом. Комплектное цифровое перо Active Stylus, обладающее 4096 уровнями чувствительности, помещено непосредственно в корпусе ноутбука. Хотя осенние новинки непосредственно в профильной линейке у Acer пока отсутствуют, но зато есть в соседних — например, игровых Nitro 5, которые могут быть построены на платформах Intel и AMD, по выбору, но графика у них только на Nvidia.

Asus представил мощнейшее обновление в линейке ZenBook. Новинки построены на Intel Core одиннадцатого поколения и используют графику на Intel Iris X. Однако представители вендора подчеркивают, что возможности такой графики будут достаточны для работы, игр и креативных задач, которые ранее были недостижимы для систем класса «тонкие и легкие». В линейке представлен трансформер ZenBook Flip S, ZenBook S с 3,3K-экраном, ZenBook 14 (на фото снизу слева), интересный дополнительным дисплеем ScreenPad, ZenBook Pro 15 с 4К-дисплеем на OLED-матрице. Одновременно с этой серией был показан бизнес-ноутбук ExpertBook B9, интересный не только тем, что это самый легкий в мире ноутбук в этом классе с матрицей в 14«, но и защищенный по MIL-STD810.

Также вендор развивает экосистему внутри бренда Republic of Gamers (ROG). Разумеется, уже представлены фирменные видеокарты ROG Strix GeForce RTX 30 с переработанной системой охлаждения и модифицированной системой питания, но про это мы поговорим отдельно — развитие пространства решений на основе микроархитектуры Ampere заслуживает отдельного рассмотрения, равно как и их применение для творческих задач разной направленности. Одновременно с видеокартами были представлены другие элементы, правда, из всех вариантов креативных пользователей более всего ориентированные на геймеров: клавиатура Strix Scope RX, беспроводная мышь Keris Wireless, гарнитура Delta S, коврик Scabbard II, роутер Rapture GT-AXE11000 и даже вентилятор Strix XF 120.

В условиях локаута большое количество пользователей осознало, насколько им нужен мощный ноутбук для работы, творчества и развлечений, говорит Наталья Галян, генеральный директор Intel в России. Это определило высокие продажи ноутбуков во втором квартале на российском рынке, это продолжало действовать в третьем квартале, хотя со временем действие данного фактора несколько ослабевает, но, тем не менее, все еще сохраняется.

HP показала десктоп — компьютеры для «креативного класса» могут быть не только ноутбуками! —Omen 30L (на фото сверху справа) обладают новым уровнем графической производительности благодаря графическим картам Nvidia GeForce RTX 30×0. Напомним, что процессоры второго поколения оснащены новыми ядрами RT, тензорными ядрами и потоковыми мультипроцессорами для создания максимально реалистичной графики с поддержкой трассировки лучей и — что крайне важно для «креативщиков» всех типов — доступа к новейшим функциям искусственного интеллекта.

Компания HP также развивает экосистему Omen, в которой представлена линейка беспроводных аксессуаров, использующих технологией Warp Wireless: гарнитура Frequency, мышь Vector и клавиатура Spacer TKL. Желание оптимизировать «рабочее пространство» у геймеров было давно, но, как отмечает Джуди Джонсон, директор подразделения игровых решений и киберспорта в HP, переход на полностью беспроводные аксессуары был проблематичен из-за малого времени автономной работы и риска задержек, однако сейчас эти ограничения позади. Технологии Warp Wireless использует радиоканалы с частотами 2,4 ГГц, позволяя геймерам получать иммерсивный пользовательский опыт нового уровня.

Dell провел осенний анонс систем для креативного класса, которые присутствуют как в бизнес-ноутбуках Latitude, так и в игровой серии Alienware. Но интересующие нас решения также представлены в тонких и легких XPS. Представленные летом новинки — XPS 13, 15 и 17 — отличаются безрамочными дисплеями и поддержкой топовых процессоров Intel. Кроме того, две старшие модели, несмотря на тонкость и легкость, получили дискретную графику: XPS 15 на GeForce GTX 1650 Ti, XPS 15 — GeForce 1650 Ti или GeForce RTX 2060. При этом, что особо подчеркнул Денис Минов, менеджер по клиентским продуктам Dell Technologies в России, толщина XPS 15 составляет около 1,78 см, а XPS 15 — 2,03 см.

Huawei тоже активно играет в этом же поле, представив обновленные MateBook D15 и MateBook D14 способные обрабатывать тяжелые вычислительные задачи. Новинки получили процессоры AMD Ryzen 5 4500U, интегрированную AMD Radeon Graphics. Предусмотрена упрощенная активация режима высокой производительности, для которой нужно нажать [Fn]+[P], что является «фишкой» моделей Huawei. Устройства интересны переработанной системой охлаждения Shark Fin 2.0 с более частым расположением лопастей, спрятанными в клавиатуру pop-up-камерами для видеоконференций и поддержкой технологии Share, упрощающей обмен файлами между устройствами разных платформ. Скоростная зарядка, тонкие рамки, встроенный в клавишу включения сканер отпечатков пальцев и прочие новомодные решения, характерные для рассматриваемого нами класса устройств, у китайских ноутбуков, разумеется, тоже присутствуют.

Обновлен также MateBook X, топовое решение в линейке. Он построен на платформе Intel, в нем реализованы практически те же решения Huawei для расширения пользовательского опыта, что описаны выше, но он также получил улучшенную аудиосистему, 3К-дисплей с диагональю 13«, экстремально малый вес (менее 1 кг), тач-скрин в некоторых модификациях и корпуса гламурных расцветок: «мерцающий серебристый», «насыщенный зеленый», «звездного неба» и «розовой сакуры», в то время как остальные модели нашего обзора используют более традиционные цвета.

Lenovo выпустила на российский рынок серию устройств в новой линейке под саб-брендом Creator, в которую объединены мощные ноутбуки, ориентированные на создателей визуального контента. Интересно, что ноутбуки под новым брендом присутствуют в уже существующих сериях ноутбуков вендора!

В настоящий момент серия включает в себя три новых ноутбука: Yoga Creator 7 (на фото сверху слева), IdeaPad Creator 5 и Legion Creator 7. Легко видеть, что модели Creator позиционированы вендором на модных ультрамобильных пользователей (Yoga), просьюмеров (IdeaPad) и, наконец, для активно сочетающих работу с геймингом (Legion). Все новинки построены на платформе Intel, процессоры у них Core i7 десятого поколения, а видео — на GeForce. Дисплеи новинок получили полный охват цветового пространства Adobe RGB, что актуально для задач с графикой. Визуально все ноутбуки линейки Creator выделены дизайнерским решением: они доступны в эксклюзивном цвете Moss Green и имеют белую подсветку клавиатуры и корпуса.

Маркетинговая инновация с ноутбуками серии Creator — во многом революционная, заметим! — показывает, что интересующие нас ноутбуки для креативного класса представлены в разных сегментах: от «тонких и легких» до геймерских систем.

Рассмотренные нами системы находятся между коммерческими компьютерами, ориентированные на офисные задачи и предложением для продвинутых геймеров/киберспортсменов, которые тоже имеют свою специфику. При этом на рынке остаются рабочие станции, которые представляют отдельный класс устройств, тоже ориентированный на представителей креативных профессий, а также на инженеров и на исследователей. Заметим, что workstation являются решениями более специализированными, заметно дороже и менее распространены, чем рассматриваемые нами системы.

Что это значит для канала

Все просто и логично: каналу ловить момент, использовать волну повышенного интереса к серьезным компьютерам, которая поднялась из-за локаута во втором квартале и чувствуется даже сейчас. Вендоры предоставляют новинки, соответствующие моменту, а игрокам канала остается только продвигать новые решения. Что будет дальше, сказать сложно.

Возможно, волна интереса естественным образом пойдет на спад, и тогда продажи интересующего нас оборудования начнут уменьшаться — ведь бум второго-третьего кварталов «выбрал» отложенный спрос на тактическое будущее. В анализе ситуации к «отложенному спросу» нужно относиться осторожно, к чему призывает Алексей Баров, генеральный директор ИТ-компании «Платформа ОФД», напоминая, что он представляют собой лишь перераспределение спроса. Для понимания долговременных изменений, определяемых трендами рынка, нужен более глубокий анализ.

Возможно, нас ждет вторая волна коронавируса и, соответственно, новые локауты. Это снова привлечет внимание массового пользователя к ноутбукам, и снова будет пик продаж. В данном варианте пик будет не такой значительный, как во втором квартале, — часть потенциального спроса уже «перераспределена» на весну и на начало лета — но все же заметный.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости