Как сообщает Canalys, поставки персональных компьютеров в мире за III кв. текущего года вышли на уровень 79,2 млн единиц, что на 12,7% больше, чем за тот же период 2019-го. Это не просто выдающееся достижение, но наивысший прирост год к году, продемонстрированный данным сегментом ИКТ-рынка за минувшее десятилетие. Главные виновники торжества на этом празднестве жизни, конечно же, ноутбуки: их с июля по сентябрь 2020-го было отгружено 64,0 млн единиц, — почти столько же, сколько и в рекордном по поставкам мобильных ПК четвёртом квартале 2011-го (64,6 млн).

Прирост поставок ноутбуков год к году за III кв. 2020 г. ещё выше, чем для компьютерного рынка в целом, — +28,3%. Собственно, именно мобильные компьютеры всех категорий, от замены настольных ПК до высокопроизводительных игровых и рабочих станций, и обеспечили общий рост рынка х86-систем в третьем квартале. Для подсегмента же настольных компьютеров аналитики Canalys зафиксировали, напротив, снижение отгрузок — на 26,0% по сравнению с III кв. 2019 г.

Два лидирующих поставщика персональных компьютеров на мировом рынке по оценке Calalys, Lenovo и HP Inc., идут практически вровень: на них в третьем квартале пришлось 24,3 и 23,6% отгрузок соответственно. С заметным отрывом (15,1% поставок) за ними следует Dell, а замыкают пятёрку лидеров Apple и Acer (8,1 и 7,1% соответственно). Особенный интерес вызывает солидный прирост категории прочих поставщиков ПК: она за отчётный период выросла год к году более чем на четверть, заняв 21,8% рынка. Практически все флагманы, за исключением Dell, продемонстрировали заметный прирост объёмов поставок год к году.

Это отражает особенности структуры спроса в третьем квартале коронавирусного 2020-го: корпоративные заказчики (которые обычно ориентируются на лидирующих поставщиков) позаботились приобрести своим сотрудникам ноутбуки под наиболее известными марками ещё в первой половине года. В третьем же квартале активизировались частные покупатели, которые уже присматривали ПК (в основном также мобильные) исходя из имеющихся скудных бюджетов — и потому уделяли гораздо больше внимания не столь раскрученным брендам.

Таблица. Мировые поставки персональных компьютеров в III кв. 2020 г. по вендорам (источник: Canalys)

Вендор

Поставки за III кв. 2020 г., млн единиц

Доля рынка в III кв. 2020 г., %

Поставки за III кв. 2019 г., млн единиц

Доля рынка в III кв. 2019 г., %

Динамика объёмов поставок год к году, %

Lenovo

19,720

24,3

17,295

24,6

+11,4

HP Inc.

18,660

23,6

16,670

23,7

+11,9

Dell

11,989

15,1

12,046

17,1

-0,5

Apple

6,372

8,1

5,628

8,0

+13,2

Acer

5,638

7,1

4,902

7,0

+15,0

Прочие

17,277

21,8

13,739

19,6

+25,8

Всего

79,202

100,0

70,280

100,0

+12,7

Аналитики указывают, что в нынешней ситуации крайней неопределённости с дальнейшим развитием коронакризиса всему рынку — и поставщикам ПК, и их канальным партнёрам — следует сконцентрировать внимание на наиболее востребованном форм-факторе: ноутбуках. Всё чаще и корпоративные, и частные покупатели предпочитают именно мобильные ПК, поскольку для решения повседневных задач (веб-сёрфинг, работа с документами, воспроизведение видео, несложные игры, по больней части браузерные) те ничем не уступают сопоставимой по цене связке «настольный компьютер + монитор». С рабочими станциями для игр и решения профессиональных задач всё несколько сложнее, но и столь мощные компьютеры в мобильном форм-факторе сегодня доступны при вполне адекватном соотношении надёжности, цены и производительности.

Более того, по-хорошему любой дестктоп необходимо снабжать источником бесперебойного питания: чем больше работников будет переводиться на удалёнку, чем выше нагрузка на бытовые электросети, тем выше вероятность нестабильной подачи электроэнергии в жилые дома и даже продолжительных по времени перебоев с ней. ИБП начального уровня пусть и не слишком дороги, но несколько тысяч рублей к общей сумме покупки всё же прибавляют, тогда как у ноутбука аккумулятор встроенный, — ему бесперебойник не нужен. Если же небольшой экран мобильного компьютера со временем перестанет быть комфортным, всегда можно приобрести для него внешние монитор, клавиатуру, мышь — и в режиме «замена настольного ПК» вообще не видеть разницы между ним и десктопом средней руки.

Эксперты Canalys отмечают, что во II кв. вендоры х86-систем видели основным приоритетом для себя работу с крупными заказчиками, корпоративными и бюджетными, по всему миру. В период с апреля по июнь всё ещё ощущалась нехватка определённых категорий компьютерных компонентов, и потому выгоднее было концентрироваться на выпуске наиболее высокомаржинальных разновидностей ПК. В третьем же квартале ситуация изменилась: корпоративный рынок оказался практически насыщен ПК, в особенности мобильными, поставки компонентов стабилизировались на фоне практически полной победы над коронавирусом в КНР, — и у вендоров появилась возможность увеличить поставки в среднюю и нижнюю ценовые страты рынка.

Речь здесь идёт не только о частных покупателях: образовательные организации по всему миру располагают не самыми обширными бюджетами. В преддверии нового учебного года, учитывая высокую вероятность локдауна во множестве регионов, интенсифицировались закупки компьютерной техники школами и вузами — с расчётом на возможное предоставление их учащимся во временное пользование на очередной период самоизоляции, если таковой будет объявлен. По той же причине оживление испытывает смежный с рынком ПК сегмент средств для совместной работы на расстоянии: веб-камер, головных гарнитур, акустических систем, прочих компьютерных аксессуаров.

Источник: Максим Белоус, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости