В начале весны 2020 г., в связи с объявлением самоизоляции, на рынке образовался дефицит оборудования и резко вырос спрос на ПО. Да и после того, как режим самоизоляции был отменен, недостаток товара продолжал ощущаться. И не только потому, что до и во время режима «скупили» всё.

И в данном случае «ВСЁ» — не фигура речи: устройства, необходимые для организации удаленных рабочих мест, были сметены не только с полок магазинов и со складов корпоративных поставщиков. Все тротуары нашего района были исписаны краской «куплю ноутбук в любом состоянии». Да и, как утверждают посетители ломбардов, эти заведения также смогли распродать всю технику.

О том, что в конце марта на рынке возник взрывной спрос на определенные группы товара, говорит и статистика цен от Яндекс.Маркета.

И такая ситуация была не только в России. По утверждению американского CRN, поставщики решений, которым в панике названивают клиенты, нуждающиеся в десятках, сотнях дополнительных ноутбуков для обеспечения работы своего ставшего вдруг надомным персонала, опустились до того, что закупали компьютеры в супермаркетах. Речь идет о приобретении техники для корпоративных заказчиков в сетях мегаритейлеров вроде Costco, Best Buy или Target. Отделы закупок американских VAR’ов работали в усиленном режиме, выискивая по всей стране недораспроданное ИТ-оборудование повышенной востребованности. При этом неплохой, хотя и не гарантированный улов приносил последовательный объезд небольших магазинчиков в пригородах и малых городках, у которых может даже нет сайта-витрины, зато в их закромах до недавнего момента пылились обширные запасы ИТ-товаров.

Коронавирус спровоцировал не только повышение спроса на ИТ-товары, но и остановку заводов, выпускающих эти самые товары. Да и выстраиваемые годами логистические цепочки поставок были практически мгновенно разрушены. Даже крупные вендоры, лидеры рынка, признали, что все это привело к ситуации, когда они «...испытывают нехватку оборудования для закрытия спроса на их продукцию, который был спровоцирован локдауном».

Представители системных интеграторов и корпоративных поставщиков в кулуарах сетовали, что летом в России дефицит ноутбуков, мониторов, моноблоков и даже ПК в форм-факторе «Тауэр» был таким, что у них возникли очень серьезные проблемы с «игрой» отдельных конкурсов. На внутреннем рынке не было необходимого количества устройств с заявленными характеристиками и по «вкусной» цене. Да и обращение напрямую к производителям не помогало решить проблему. Все заказы, которые выполняли заводы на тот момент, уже были раскуплены «на корню». Т. е. снижать цены под крупные поставки никто не собирался. Плюс еще «сломанная» логистика рушила все сроки привоза техники в Россию, заявленные в конкурсной документации.

Все, конечно, постепенно восстановилось (или, точнее, восстанавливается), но, как пишет в своей колонке Роберт Фалетра, председатель правления The Channel Company (издателя CRN/США), пандемия нанесла и наносит реальный ущерб экономике — и она не воспрянет в тот день, когда мы начнем вакцинацию населения.

А тут еще осенью вновь всерьез заговорили о вероятности второй волны ухода на удаленку. Что же ожидает ИТ-рынок и к чему готовиться его игрокам в этих условиях? Мы решили спросить дистрибьюторов, как сейчас обстоят дела с наличием техники и спросом на ПО, и задали им несколько вопросов:

  1. Какая продукция в связи со сложившейся ситуацией стала пользоваться наибольшим спросом у ваших партнеров?
  2. С чем вы это связываете? С очередным витком работы на удаленке или с какими-то другими факторами? Все ли клиенты, которым нужно было модернизировать ИТ-инфраструктуру или «докупить» недостающие устройства для создания удаленных рабочих мест, успели это сделать? С чьей стороны спрос на технику вырос больше — корпоративных или частных клиентов?
  3. Восстановились ли нарушенные весной цепочки поставок, или вам пришлось выстраивать новые логистические пути, а может быть, даже менять производителей? Как вы решаете сейчас вопросы повышенного спроса на технику?
  4. По вашему мнению, дефицит какой продукции сохранится или образуется в ближайшее время?

Axoft, Владислав Фефелов, директор департамента продуктовой экспертизы:

1-4. У нас нет такого явления как дефицит, поскольку отгрузка ПО происходит в электронном виде. Если судить по результатам нашей компании, наибольший спрос сейчас наблюдается в сегменте систем информационной безопасности, что связано с усилением требований безопасности при удаленном подключении сотрудников к внутренним корпоративным ресурсам. Отдельно можно отметить высокий интерес к операционным системам и офисным пакетам отечественного производства, обусловленный требованиями импортозамещения в госорганах и госкомпаниях.

DIGIS (ГК), Сергей Власов, коммерческий директор:

1. Вот бы знать, какая продукция в связи со сложившейся ситуацией стала пользоваться наибольшим спросом у партнеров. Сам бы этим занялся :)!

В принципе, вы сами на вопрос ответили уже: хорошо (лучше, чем обычно) покупали все, что было связано с обеспечением/улучшением удаленной работы и организацией (по примеру старого анекдота про желания и возможности) комфортного процесса жизнедеятельности на удаленке. Что же касается проблем, которые возникали на рынке, то, в основном, сложности были (и есть) у несистемных игроков, которые ринулись в конкурсы срубить легких, как часто кажется, денег (все же видят эти серьезные бюджеты на конкурсы). Ринулись, не имея при этом достаточных компетенций, явно недооценили риски, связанные с пандемией, или решили, что все, в случае чего, можно будет списать на пандемию. И прежде всего я имею в виду риски, связанные, как обычно, с выбором вендоров или поставщиков и наличием отстроенной логистикой. У нас, к примеру, особых сложностей не возникло.

2. Все ли клиенты успели модернизировать ИТ-инфраструктуру или «докупить» недостающие устройства? Думаю, тут вполне справедливо правило Парето: 20% клиентов, которые приносят 80% выручки, уже все успели :).

А вот с чьей стороны спрос на технику вырос больше, могу сказать только за себя: так как мы, в основном, продаем решения для корпоративных клиентов, не связанные напрямую с оснащением рабочих мест сотрудников, то просто не знаю. Но, например, спрос на хайфай-технику и на оборудование для домашнего кинотеатра — а их покупают те же люди, которые переходят на удаленную работу — вырос минимум вдвое. Возможно, как раз за счет тех, кому рабочие места оборудовал работодатель, и у них остались денежки, чтобы побаловать себя в минуты редкого досуга :).

3. Восстановились. В моменте мы не видим повышенного спроса на нашу технику.

4. Телевизоры, ноутбуки и все, что связано, как и сказал ранее, с обеспечением/улучшением удаленной работы и организацией комфортного процесса жизнедеятельности на удаленке.

diHouse (входит в ГК ЛАНИТ), Андрей Тарасов, исполнительный директор:

1. Наибольшим спросом, конечно же, пользуются мобильные ПК, и в первую очередь — ноутбуки. Именно с их помощью можно создавать полноценные удаленные рабочие места, что не теряет своей актуальности до сих пор. Также повышенным спросом пользуются смартфоны, планшеты и устройства для мобильного интернета.

Собирать крупные партии для участия в тендерах стало трудно примерно с мая-июня 2020 года, а сейчас это уже практически невозможно. Свободного товара в больших объемах в стране нет. Вся надежда на вновь размещаемые заказы у производителей, хотя и тут есть трудности: мы наблюдаем очень серьезный дефицит комплектующих у наших вендоров.

2. Факторов несколько. Некоторые организации не успели обеспечить себя парком персональных компьютеров в 1-2 кварталах, некоторые — только в середине года осознали, что удаленка это нормально, и уже после карантина решили закупать технику для организации удаленной работы. В розничной торговле мы также видим высокий спрос: люди стали приобретать ноутбуки, чтобы оборудовать рабочее место самостоятельно — ведь не всегда это делает работодатель. Кроме того, некоторым пришлось покупать технику и детям для учебы. Возможно, на электронику тратили средства, отложенные, например, на отпуск, в который многие не поехали в этом году.

3. Цепочки поставок нарушены у самих производителей и еще не восстановились в полном объеме. Прокатившаяся по миру волна карантинов очень негативно отразилась на поставках огромного количества комплектующих и материалов для производства электроники, а запасы у крупнейших вендоров истощились. Невозможно сделать ноутбук, если у тебя есть процессоры, платы, матрицы, но нет, скажем, пластика для корпуса.

Менять поставщиков в данном случае бесполезно и даже невозможно. Во-первых, потребители не готовы переходить от именитых брендов на «ноунейм», а во-вторых, если уж дефицит комплектующих существует у крупнейших производителей, то у тех, кто поменьше, он и подавно есть. Поэтому остается пользоваться максимально оперативным и своевременным размещением заказов у всех вендоров, с которыми работаем. Это дает возможность вовремя «встать в очередь» среди заказчиков со всего мира.

4. По нашим данным, до конца года дефицит никуда не денется. Ожидаем, что в страну приедет от 50-60% размещенных на 4 квартал заказов. Что касается следующего года, то, по оптимистичным прогнозам, дефицит может закончиться к концу 1 квартала 2021 года, по пессимистичным — в конце лета 2021 года.

«Марвел-Дистрибуция», Эдуард Ивановский, директор департамента проектных продаж:

1. С начала весны и до сих пор не падает запредельно высокий спрос на ноутбуки. Сейчас к очень востребованным позициям можно отнести и ПК, и мониторы, и сопутствующие устройства для организации рабочего места. И если ноутбуки часто в дефиците у самих вендоров, и все, что они успевают произвести, скупается буквально «с колес» и практически не попадает на склад, то в сегменте мониторов есть недостаток предложения лишь по некоторым брендам. Это зачастую связано с тем, что у производителя закончились квоты для нашей страны. Рынок информационной безопасности рос и до этого, однако в этом году и софтверная, и аппаратная составляющие этого направления получили дополнительные возможности для роста. Еще одна тенденция — это понимание, что цифровизуемся мы всерьез и надолго, поэтому все, что требуется для создания ЦОД, тоже активно закупается: инженерные решения, серверы, СХД, ИБП и т. д. Это направление будет очень заметно расти в ближайший год.

2. Во-первых, на протяжении весны и в начале лета и корпоративный, и государственный сектор вкладывались в развитие своей ИТ-инфраструктуры. В середине лета эта тенденция пошла на спад, все-таки сказались ожидания, что пандемия — это временный фактор, и рано или поздно ситуация вернется в прежнее русло. Сейчас, когда на фоне разговоров о второй волне пришло понимание серьезности и долговременности сложившегося положения, автоматизация различных бизнес-процессов снова стала актуальной. Все, кто по разным причинам не довел уровень цифровизации организации до желаемого показателя, стремятся успеть как можно больше в рамках имеющихся ресурсов.

Во-вторых, в онлайн пришлось перейти большинству обычных людей — это и обучение, и работа, и доставка еды или продуктов, и многое другое. Потребление и обеспечение жизнедеятельности требует все большей цифровизации, что в свою очередь увеличивает необходимость в информационных технологиях. Таким образом, складывается саморазвивающаяся система, которая основательно загрузит работой ИТ-сферу.

3. Возможно, какие-то компании и имели сложности с поставками, однако в нашем случае речь шла лишь о незначительном увеличении сроков или изменении маршрутов. Сейчас логистическая проблема остается непростой, но мы полагаемся на опыт наших логистов. Недавно ФТС России перевело «Марвел-Дистрибуцию» (ООО «Марвел КТ») в группу участников ВЭД низкого уровня риска, что дало нам ряд существенных преимуществ: возможность фактического таможенного оформления день в день, сокращение сроков поставки, низкие риски повреждения импортируемого товара из-за отсутствия необходимости в тщательном досмотре и т. д.

4. Сохранится очень высокий спрос на ноутбуки и практически на все прочие виды ИТ-оборудования — от мониторов и ВКС-решений до серверов и СХД. Однако тотального дефицита скорее всего быть не должно. По крайней мере, мы предпринимаем все усилия, чтобы на наших складах партнеры могли найти все, что им нужно.

MERLION, Михаил Степанюк, директор департамента ПО:

1-4. Мы рассматриваем исключительно сегмент ПО VAD — для корпоративных клиентов.

Вопрос же в большей степени относится к рынку «железа». Рынок софта не всегда напрямую коррелирует с ним. Как минимум, на рынке софта нет понятия «дефицит».

Проекты на корпоративном рынке ПО не рождаются быстро, цикл длится минимум 2-3 месяца, в среднем — полгода, иногда год и более. Речь идет о проектах примерно на 100 пользователей и более.

Весной мы наблюдали повышенный спрос на ПО, и отчасти он был вызван пандемией, но это было в большей степени связано с ситуацией неопределенности на рынке и желанием ускорить завершение закупочных процедур. Сейчас мы наблюдаем два противоположных тренда:

  • Расширение инфраструктуры с учетом выросшей нагрузки. В рабочем режиме.
  • «Схлопывание» бюджетов на волне неопределённости и роста курса рубля.

Субъективно второй тренд имеет перевес над первым.

У многих компаний инфраструктурные решения позволяли в большей степени выдерживать выросшую нагрузку с точки зрения удаленных пользователей. Например, с точки зрения технологии, можно запустить удаленного пользователя вообще без инфраструктурных затрат. Это неправильно, ненадежно, но возможно. У некоторых компаний решения так или иначе уже были внедрены, но работали только внутри сети интранет, и в связи с пандемией им потребовалось лишь модифицировать политику безопасности и обеспечить сотрудников конечными устройствами.

Если говорить о росте спроса на ПО, то в отношении продуктов безопасности, средств обеспечения удаленной работы спрос, безусловно, вырос. Например, контроль доступа (IDM), запись сессий (PAM), так как удаленный доступ стал активно развиваться.

При этом должен заметить, что именно в этом сегменте очень высокая конкуренция — как со стороны отечественного ПО, так и зарубежных аналогов, и ценовые войны здесь не редкость.

В целом же упомянутые сегменты, безусловно, объемные, но не настолько, чтобы управлять динамикой всего рынка ПО.

Сказать, что с весны у нас наблюдается существенный рост продаж, мы не можем. Все, что сделано и будет сделано в текущем году, это по большей части результат многолетних изысканий.

NETLAB, Дмитрий Цветков, начальник отдела поставок:

1-2. С началом карантина бесспорным лидером по росту и объему продаж являлись ноутбуки. Повышенным спросом также пользовались товары, которые требовались для организации удаленных рабочих мест: сетевое оборудование, отдельные линейки печатной техники, мониторы, устройства для аудио- и видео-конференцсвязи. В связи с повышенным спросом на эти группы производители не могли обеспечить наличие необходимого количества товара, вследствие чего мы наблюдали постоянный дефицит. Свою лепту в недостаток продукции на рынке внесли перебои с логистикой и падение курса рубля.

При нехватке товара в состоянии повышенного спроса производители неохотно дают скидки под проекты. Эту классическую ситуацию мы наблюдали и в период карантина, скидки предоставлялись символические или не давались совсем. Большим бонусом являлась уже возможность товарного обеспечения под проект.

Спрос на организацию рабочих мест был одинаково высок как со стороны корпоративных, так и частных клиентов.

Крупные компании сами обеспечивали сотрудников средствами для удаленной работы, в то время как мелкие и средние компании в большей степени переложили решение этих вопросов на сотрудников. Кроме того, частным лицам помимо организации рабочих мест пришлось заниматься организацией удаленных рабочих мест для обучения детей в школах и институтах.

3-4. В настоящий момент сохраняется повышенный спрос на некоторые товарные группы и по ним наблюдается дефицит. Это так же ноутбуки, печатная техника, процессоры, материнские платы. Прежде всего это связано с объемами производства отдельных вендоров. Непосредственно с логистикой товаров рынок проблем не испытывает.

Для решения этих вопросов все игроки на рынке стараются сделать повышенный товарный запас из доступного дефицитного оборудования.

OCS Distribution, Александр Родионов, директор департамента компонентов:

1. До сих пор повышенным спросом пользуются готовые ноутбуки и ПК, игровые аксессуары, камеры и гарнитуры, системы ВКС. Также очень востребованы компоненты для сборки и апгрейда ПК и серверов. В общем все, как и в начале года, когда бизнес уходил на удаленку.

2. Удалённая работа значительно увеличила нагрузку на датацентры, которые активно наращивают мощности. Мы видим рост более чем на 40%. И этот процесс продолжается.

Покупка клиентских устройств и сопутствующей периферии для домашней работы и учёбы идёт по всем фронтам, как в корпоративе, так и в ретейле.

Причём частные пользователи стали более избирательны. Мы видим смещение фокуса в сторону более качественных устройств и особенно аксессуаров.

3. Цепочки поставок восстановились полностью, но время и стоимость оставляют желать лучшего. Авиапоставки страдают от нехватки пассажирских рейсов, транзиты по железной дороге едут дольше, чем обычно. Но мы решаем все вопросы в рабочем порядке.

4. Как минимум до первого квартала 2021 года сохранится дефицит ноутбуков, игровых аксессуаров, некоторых процессоров и видеокарт

RRC Россия, Светлана Туманова, директор по маркетингу:

1-4. Мы не заметили дефицита товара. А вот рост продаж в 3 квартале составил 20% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года.

Активно готовились к 4 кварталу, как всегда бурному, запасли и заказали для наших партнеров все что возможно и что невозможно. Привезли, упаковали полные склады, к сезону готовы.

Надеемся на успешный для нас и партнеров 4 квартал.

Партнерская сеть в 3 квартале выросла на 15%. Возможно, к нам пришли те, кто ощутил дефицит товара, работая с другими поставщиками.

Отмечу, что речь в нашем случае идет исключительно о корпоративной составляющей рынка.

Все тендеры, за оборудованием и ПО для которых партнеры приходили к нам, обеспечили в полной мере.

Ждем партнеров.

К зиме и к их потребностям готовы.

«Элко Рус», Елена Бицаева, директор по продажам и развитию бизнеса «Проектная дистрибуция», Андрей Ганин, продакт-менеджер, категория «Ноутбуки»:

1. А. Г.: Спрос сильно превышает предложение, весь склад расписан, транзиты до нового года тоже расписаны.

Наибольшим спросом стали пользоваться ноутбуки, что логично в связи с переходом на удаленную работу. Ажиотажный спрос на «тысячные» тендеры был зафиксирован в конце первого и начале второго квартала, и это было больше похоже не на конкурсы, а на быструю прямую закупку под конкретные сегодняшние нужды. Если рассматривать более масштабные проекты, то, на наш взгляд, они менее пострадали, поскольку производство и закупки компонентов под них были более спрогнозированы в долгосрочной перспективе.

2. Е. Б.: Дефицит на процессоры наблюдается на протяжении последних 2 лет. Сложившаяся эпидемиологическая обстановка в мире создала дополнительный дефицит на другие электронные компоненты, такие как блоки питания, конденсаторы и прочие, используемые в производстве электроники и офисной техники. На это наложилась необходимость создания удаленных рабочих мест для офисных сотрудников, уход в on-line значительного количества тренеров, репетиторов, консультантов и т. д. В результате первое полугодие показало рост цен и спроса на ПК, ноутбуки и сетевые устройства пользовательского уровня как со стороны бизнеса, так и со стороны розничного потребителя.

Небольшой рост наблюдался в сегменте расходных материалов для печатной техники. Естественно наблюдался рост продаж ПО.

Не секрет, что офисные сети и каналы связи никогда не рассчитывают на 100% удаленный доступ. Как правило, это 30-40%. Ситуация начала года вынудила большинство компаний пересмотреть свои стандарты требований к каналам связи, сетям и в целом к ИТ инфраструктуре. То же самое сделали и телеком-провайдеры. Особенно актуальной стала защита компьютерных сетей. Сетевое и серверное оборудование — это следующие сегменты, которые пошли в рост, пусть с небольшой задержкой, но, я думаю, на более длительной и устойчивой основе.

Толчок к ускоренному росту получили нишевые устройства, такие как тепловизоры, видеокамеры и сопутствующее этому ПО.

3. Е. Б.: Нет, нарушенные цепочки полностью не восстановились. Увеличились сроки производства и поставки оборудования, выросли цены на логистику и на само оборудование. Но это всего лишь трендовые изменения — реакция на ситуацию и не более.

Однако, поиск новых направлений и поставщиков — это постоянный процесс для ELKO как компании, которая постоянно развивается. Поэтому не могу сказать, что именно текущий год и обстановка как-то отдельным образом стимулировали поиск новых бизнес-партнеров.

4. Е. Б.: На длительность и устойчивость дефицита будет влиять международная логистика, работа заводов по производству компонентов для сборки ИТ-оборудования. Так, в области ПК и ноутбуков, я думаю, дефицит продлится до весны 2021. В области сетевого оборудования, в силу шквального роста спроса в данном сегменте, я прогнозирую напряженную обстановку весь следующий год, а возможно и дольше.

А. Г.: Ноутбуки, мониторы, телевизоры, игровые приставки — все, что может помочь комфортно работать днем и приятно проводить вечера в самоизоляции.

Источник: Светлана Белова, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости