Заявление Facebook о готовности вскоре развернуть (пока в тестовом режиме) собственную геймерскую облачную платформу прозвучало несколько неожиданно для рынка. Тем более, что ориентирована эта платформа будет не на компьютерные, а на смартфонные игры, — которые и так не проблема запустить практически с любого смартфона, за исключением разве что наиболее слабеньких и дешёвых. И всё же намерения крупнейшей в мире соцсети взволновали целый ряд биржевых (не ИТ!) экспертов — в особенности тех, кто следит за акциями Apple. Попробуем разобраться, в чём тут дело и как новый сервис Facebook скажется на ИТ-канале.

Мягкое против тёплого

Главный плюс облачной игровой платформы — её общедоступность. Не надо обладать сверхмощным геймерским ПК, не надо приобретать сами игры (до 60 долл. за каждую, если речь идёт о наиболее выдающихся ПК-блокбастерах). Достаточно подключиться к облаку хоть с хромбука, хоть с планшета — и самая требовательная к ресурсам игра безо всяких задержек пойдёт на предоставленной провайдером виртуальной машине заведомо достаточной производительности. Если качество широкополосной связи с этим самым провайдером идеальное, конечно. Пока оно не всегда и далеко не везде обеспечивает заявленные параметры отображения игрового мира и требуемый уровень отзывчивости органов управления на стороне геймера, но по мере распространения сетей 5G с их внушительной пропускной способностью и ничтожными задержками сигнала (особенно в варианте «гигабит по воздуху») всё будет постепенно налаживаться.

Облачный гейминг наряду со множеством прочих ИТ-направлений уже получил мощный импульс от разразившегося в этом году коронакризиса. Согласно оценке Technavio, до 2024 г. этот сегмент будет расти с CAGR на уровне 29%. Если по состоянию на 2018 г. объём его в глобальном масштабе Research and Markets оценивало в 0,99 млрд долл. США, то в апреле текущего года это же агентство спрогнозировало его увеличение к 2027-му до 3,90 млрд. Исследователи Mordor Intelligence в начале 2020-го давали схожие оценку и прогноз: 1,15 млрд долл. в 2019-м и 2,70 млрд в 2025-м. Сентябрьское предсказание NewZoo ещё оптимистичнее: 4,8 млрд долл. выручки в сегменте облачного гейминга уже в 2023 г.

Облачные игровые платформы, позволяющие превращать локальный компьютер пользователя в терминал для доступа к мощной виртуальной машине на удалённом сервере, давно уже не новость. Они имеются у Google, Microsoft, Nvidia; в перспективе ими могут обзаводиться даже отдельные Интернет-провайдеры и сотовые операторы. Развитие этого рынка в перспективе способно негативно сказаться на продажах геймерских ПК и компонентов для них — однако, по солидарному мнению экспертов, влияние это не будет катастрофическим. Приверженцы требовательных к «железу» компьютерных игр — люди основательные, увлечённые; для них сам процесс сборки подходящей для требовательных игр машины, её разгона и тонкой настройки едва ли не интереснее собственно игры. Скорее, облачный гейминг расширит аудиторию ориентированных на ПК игр за счёт массы более казуальных игроков.

Соцсеть и яблоки

Facebook же, однако, заявил о намерении развивать собственную облачную платформу, рассчитанную на запуск именно мобильных игр. Что может показаться на первый взгляд странным: да, нередко такие игры весьма требовательны к «железу», однако подавляющее их большинство рассчитано как раз на средний по своим возможностям смартфон. Цены на мобильные игры по сравнению с предназначенными для ПК невелики, и потому разработчикам выгодно не задирать чрезмерно системные требования. Делать свой продукт как можно более доступным для самой широкой аудитории — чтобы не сокращать собственными же руками его потенциальную потребительскую базу.

Однако Facebook прекрасно изучил собственную корневую аудиторию: нетерпеливую, импульсивную, с чрезвычайно слабой способностью к концентрации внимания. Один из важнейших каналов поступления выручки для самой крупной в мире соцсети — реклама. Побуждать пользователя переходить по рекламной ссылке смартфонной игры — значит заставлять его эту самую игру скачивать и устанавливать, что может занять от нескольких десятков секунд до пары минут и даже более. Недопустимо много для подавляющего большинства завсегдатаев Facebook!

Здесь-то и пригодится облачная платформа: после нажатия на баннер, который мимолётно привлёк внимание пользователя, игра запустится сразу же, без необходимости что бы то ни было скачивать и устанавливать. Сервис будет доступен в веб-версии Facebook для ПК и в приложении под Android, — тогда как входящие в соцсеть с iOS окажутся его лишены. Связано это с жёсткой политикой Apple в плане оценки приложений, претендующих на представленность в App Store. В частности, «яблочные» запрещают запуск многих приложений из одного, выступающего в роли хаба, — каждое из них должно проходить сертификацию и получать допуск в магазин по отдельности.

В итоге Facebook даже не намеревается сертифицировать в App Store свою облачную платформу. Принципиальное нежелание препираться с купертинской компанией вполне объяснимо, учитывая недавние скандалы с приложениями Spotify, Tinder и Fortnite для iOS. Приложения для облачных игровых платформ Google и Microsoft, к слову сказать, получали допуск в App Store достаточно долго, и в итоге — по условиям окончательной сертификации — вынуждены сперва перенаправлять пользователя на страничку выбранной им игры в App Store. И лишь после этого предоставлять ему доступ к виртуальной машине в облаке, на которой привлёкшая внимание владельца смартфона игра будет наконец-то запущена.

Apple тоже можно понять: для неё сбор мзды с продаж приложений в своём мобильном магазине — один из главных источников дохода. Но Facebook твёрдо стоит на том, что лишняя остановка пользователя на пути к мимолётно приглянувшейся ему игре драматически сокращает реальную конверсию; лишает смысла саму идею облачного мобильного гейминга. Звучит резонно, — но вместе с тем и довольно угрожающе для производителей небюджетных мобильных устройств, начиная всё с той же Apple.. Ведь если все примутся играть в самые новые и ресурсоёмкие смартфонные игры с простеньких аппаратов, — зачем тогда нужны флагманы? Делать селфи «шестидесятимегапиксельными камерами с объективами из семи стеклянных линз, включая асферические элементы»? Всё равно прихорошённый (с косметическим фильтром Beautify) программным образом снимок выглядит в ленте Instagram ничуть не хуже.

Дорогой телефон, который по способности к запуску «тяжёлых» приложений равноценен дешёвому, оправдывает свою цену лишь как маркер статусности своего владельца, — а в условиях тотальной самоизоляции и сокращения социальных контактов это слабенький стимул для массовых продаж. Беспрепятственный доступ к самым новым и требовательным играм с любых смартфонов, включая устаревшие и откровенно бюджетные, способен ощутимо подорвать позиции производителей, концентрирующихся на выпуске почти исключительно дорогих (в крайнем случае, из верхней страты среднего ценового диапазона) моделей.

При этом ожидаемо вырастет спрос на недорогие устройства, включая китайские под малоизвестными брендами. Не зря в Поднебесной уже доступны 5G-смартфоны розничной ценой около 200 долл. Для российского рынка в нынешних экономических условиях перспектива в целом позитивная: вместо того, чтобы копить и тем более брать кредит на дорогой аппарат, немало покупателей предпочтут прямо здесь и сейчас приобрести гаджет попроще, но с неограниченными возможностями для игр. Остаётся лишь дождаться хотя бы начальных стадий проникновения сетей 5G в города-миллионники, — без связи пятого поколения мобильный облачный гейминг (и прочие ресурсоёмкие приложения как услуга на смартфоне) в принципе нереализуем.

Источник: Максим Белоус, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости