Наряду с промышленным Интернетом вещей (умный город, роботизированный офис, автономные производства и т. п.) умный дом рассматривается экспертами и практиками ИТ-рынка как одно из наиболее перспективных направлений. Однако некоторые тенденции, уже успевшие себя проявить на этом новоявленном сегменте ИТ-рынка, заставляют осмотрительных ритейлеров и интеграторов умерять безудержный энтузиазм в отношении умного дома.

Гаджеты и тренды

Недавний отчёт IDC о рынке устройств умного дома в регионе EMEA свидетельствует о сокращении его во II кв. текущего года на 7,2% по сравнению с тем же периодом 2019-го — предрекая, впрочем, ему рост начиная со второй половины 2020 г. В 2024-м, утверждают эксперты, рынок умных стационарных гаджетов в регионе ЕМЕА превысит 200 млн единиц, продемонстрировав на этом интервале среднегодовой темп роста в 16,19%. Мировой прогноз IDC по отгрузкам умных устройств ещё более впечатляет: по итогам нынешнего года должен наблюдаться прирост в 4,1% относительно уровня 2019-го, до 854 млн единиц, а к 2024-му этот сегмент увеличится до 1,4 млрд единиц в глобальном масштабе с CAGR около 14%.

Вроде бы всё хорошо, — однако вопрос в том, что именно относить к устройствам умного дома. Вот бытовой смарт-ТВ — умный гаджет или нет? Учитывая вычислительную мощь его процессорной платформы, постоянную связь с облачными сервисами, возможность распознавать речевые команды и прочее — безусловно, умный. Вот и выходит, что сдержанная динамика рынка умных домашних устройств в первой половине 2020-го в немалой мере объясняется сокращением поставок умных телевизоров — обусловленным в свою очередь, как свидетельствуют аналитики IDC, «недавней нехваткой панелей дисплеев на мировом рынке и сопутствующими проблемами в цепочке поставок».

Возьмём теперь умные колонки (как чисто акустические, так и интегрированные с экранами в так называемые умные дисплеи), — они ведь тоже часть сегмента умного дома, верно? Canalys прогнозирует, что если в 2021 г. мировые поставки этих гаджетов выйдут на отметку 163 млн единиц (+21% относительно прогнозного уровня 2020-го), то в 2024-м составят уже 640 млн единиц. Что составляет почти половину от ожидаемого IDC объёма отгрузок устройств умного дома в целом. Ноябрьская оценка поставок смарт-ТВ в 2024 г., сделанная Technavio, — немногим более 293 млн единиц.

С этой оценкой неплохо согласуется прогноз IDC для устройств умного дома по категориям. В 2024 г., считают аналитики, на умные колонки будет приходиться чуть более 14% всех поставок таких устройств по количеству, на развлекательные видеогаджеты (прежде всего, смарт-ТВ) — 31%, ещё 21% на домашние системы видеонаблюдения и безопасности, и лишь около трети всех отгрузок — на прочие категории, такие как умные розетки, умные лампы, умные холодильники и пр.

Таблица. Мировые поставки устройств умного дома по категориям в 2020 и 2024 г., прогноз (источник: IDC, сентябрь 2020)

Категория

Отгрузки в 2020 г., млн шт.

Доля рынка в 2020 г., %

Отгрузки в 2024 г., млн шт.

Доля рынка в 2024 г., %

CAGR на интервале 2020-24 гг.

Развлекательные видеогаджеты

353,9

41,4

451,2

31,3

+6,3

Домашние системы видеонаблюдения и безопасности

166,3

19,5

303,5

21,1

+16,2

Умные колонки

133,7

15,6

203,9

14,1

+11,1

Прочее

200,2

23,4

483,1

33,5

+24,6

Всего

854,1

100,0

1441,7

100,0

+14,0

Два прогноза

Обратите внимание: наивысший прирост в сегменте умного дома на ближайшие пять лет аналитики IDC видят как раз в категории «Прочие»: т. е. всё, что не смарт-ТВ, не умные колонки и не домашнее видеонаблюдение. Но с этой категорией, если вглядеться пристальнее, всё далеко не так просто. Достаточно взглянуть на два ноябрьских прогноза Technavio, отражающих прямо противоположные тенденции в рассматриваемом сегменте.

Прогноз первый: глобальный рынок умного дома в целом (Smart Home Market) на интервале до 2024 г. (см. рис. 1). Эксперты считают, что по итогам нынешнего года этот сегмент вырастет почти на 15% относительно уровня 2019-го (в деньгах), и как минимум до 2024-го продолжит рост с CAGR на уровне 17%, прибавив на этом интервале почти 66 млрд долл. США. Воздействие пандемии на сегмент в целом Technavio рассматривает как смешанное: частично вниз — за счёт нарушения цепочек поставок в начале года и сокращения покупательной способности масс; частично вверх — из-за роста спроса на высокотехнологичные продукты, спровоцированного планетарных масштабов самоизоляцией. В лучшем случае сегмент умного дома в целом должен вернуться к докризисной динамике в III кв. будущего года; в худшем — в I кв. 2022-го. Здесь всё более или менее соответствует радужным перспективам, обрисованным IDC.

А теперь — второй прогноз: те же самые аналитики Technavio обращают внимание на один лишь подсегмент рынка умного дома, а именно — на умную бытовую технику (Smart Home Appliances Market; см. рис. 2). Здесь по итогам 2020-м ожидается даже более существенный рост год к году, — более чем на 25%. Но затем, на всём прогнозном интервале до 2024-го, этот сегмент, как уверяют эксперты, продемонстрирует сокращение (в деньгах) с CAGR на уровне —16%. Инкрементально за ближайшие пять лет рынок умной бытовой техники, тем не менее, увеличится почти на 32 млрд долл., — и на него придётся практически половина всего прироста сегмента умного дома в целом (66 млрд; см. предыдущий абзац).

Что же получается? Если верить IDC, категория «Прочее» в сегменте умного дома, к которой относятся и умные бытовые приборы (кофеварки, холодильники, зубные щётки и т. п.), в количественном выражении будет расти до 2024 г. со среднегодовым темпом около 25% и составит примерно треть от всего объёма поставок устройств в этом сегменте. Если же верить Technavio, на интервале до того же 2024-го продажи бытовых умных приборов в денежном выражении будут сокращаться со средним темпом 16% год к году, обеспечивая тем не менее едва ли не половину долларового оборота всего сегмента умного дома. Нет ли здесь противоречия?

Штуки в плюс, деньги в минус

Противоречия не окажется, если внимательнее вглядеться в поясняющие надписи на слайдах, предоставленных Technavio. Рост сегмента умного дома обусловлен, как отмечается там, в целом нейтральным воздействием коронакризиса на сектор информационных технологий. И действительно, умные ТВ люди продолжают исправно покупать (хотя бы потому, что «глупых» с приличного качества экранами уже днём с огнём не сыщешь); умные колонки завоёвывают всё более широкое признание за счёт удобства голосовых коммуникаций с непрерывно эволюционирующими облачными цифровыми помощниками, да и домашние системы видеонаблюдения и безопасности с выходом в облако квартал за кварталом укрепляют свои позиции на рынке. Словом, всё в сегменте умного дома, что напрямую имеет отношение к ИТ и существенно зависит от качества имплементации высоких технологий, зарекомендовывает себя в глазах массового потребителя с самой лучшей стороны.

Умные же бытовые устройства, appliances (см. комментарий в верхней части рис. 2) аналитики вполне справедливо относят к consumer discretionary: товарам неповседневного спроса, в которых не существует объективной потребности и которые приобретаются от скуки, из любопытства либо по минутному порыву людьми, располагающими избытком свободных средств. Это не совсем luxury, поскольку чаще всего такие продукты не снабжаются шильдиками известных брендов: скорее, следует говорить о технически сложных товарах с избыточной функциональностью. Очевидно, эта категория сильнее всего пострадала от коронакризиса и вызванного им спада покупательной способности. Действительно, холодильнику, кофеварке, потолочному светильнику нет жизненной необходимости становиться умными прямо сейчас.

Акцент на «прямо сейчас» имеет значение: всякому ИТ-овощу — своё время. Коммуникаторы с большими сенсорными экранами, управляемые весьма развитыми операционками с возможностью ручной доустановки ПО пользователем (Windows CE, SymbianOS, BlackBerry OS) существовали задолго до выхода на рынок первого iPhone. Но лишь с появлением онлайнового магазина App Store, наполненного множеством легко загружаемых приложений гарантированного самой Apple качества, смартфоны стали объективно и повседневно необходимым ИТ-товаром для сотен миллионов, а позже и миллиардов потребителей по всему миру. Почему бы не предположить, что в будущем и умные кормушки для домашних питомцев, умные термостаты, умные микроволновки не вырвутся из предательских тенёт категории consumer discretionary?

Умный дом — не моя крепость

Увы, могут и не вырваться. Люди будут более или менее охотно приобретать недорогие умные бытовые устройства (отсюда рост в штуках), приобщаясь тем самым к умному дому, но в итоге не проявят к ним большого интереса — и крупные покупки в этом подсегменте сведут к минимуму (так объясняется одновременный спад в деньгах). Как представляется сегодня экспертам, ответственны за это сразу два важнейших фактора. Причём чем больше потребителей сталкиваются с ними в своей практике знакомства с умным домом (и чем активнее делятся своим негативным опытом в соцсетях), тем скептичнее в целом оказывается настроен рынок в отношении умной бытовой техники, без которой вполне возможно обойтись.

Фактор первый: покупка услуги, а не устройства. Умный бытовой прибор делает умным интегрированность в некую экосистему; поддержка со стороны производителя и/или провайдера облачной услуги. Когда и если такая поддержка прекращается — банально из-за банкротства вендора, например, или из-за потери им интереса к данному проекту, — пиши пропало. Известна история с американской умной камерой наблюдения для дома Lighthouse, которая благодаря постоянной связи с облаком вендора получала возможность распознавать лица посетителей и сигнализировала владельцу, если в доме вдруг появлялся некто незнакомый. ИИ камеры — точнее, облачной системы — был настолько хорош, что различал по мордам даже домашних питомцев.

Однако больших прибылей 300-долларовый в рознице продукт своим создателям не принёс. Через несколько лет после запуска проект Lighthouse был прекращён — и хотя определённые компенсации владельцы камер получили, того сервиса, ради которого эти гаджеты приобретались, больше не существует. Да, сегодня в продаже есть аналогичные продукты, — но даст ли однажды обжёгшийся на Lighthouse покупатель шанс другому вендору, пытающемуся заманить его теми же самыми обещаниями? Кто-то, безусловно, даст, но вряд ли их будет столько же (не говоря уже о большем количестве), чем в первый раз. Опять-таки, не забываем про соцсети, — вести о подобных провалах разлетаются моментально.

Фактор второй: условия, на которых приобретена услуга, не высечены в камне. И снова пример с американского рынка устройств для умного дома: хаб для контроля и управления множеством умных устройств Wink Labs. Гаджет архиполезный, способный обеспечить владельцу простой и удобный доступ к разнородным подключённым (необязательно даже умным) устройствам в доме. Неудивительно, что к середине нынешнего года число пользователей Wink Labs превысило 4 млн: купил, принёс, подключил — всё работает!

Но вот в мае 2020-го (не иначе как под тлетворным воздействием пандемии) руководство компании приняло решение взимать с пользователей абонентскую плату — 5 долл. в месяц. В ответ владельцы умного хаба разразились в Сети яростными протестами, принялись массово отказываться от продукта; против Wink Labs даже был подан коллективный иск. Дело, конечно же, не в размере абонентской платы, которая выглядит вполне щадящей на фоне стоимости других сервисов, — например, базовая подписка на Netflix в США обходится в 9 долл./мес. Дело во внезапности и резкости, с которыми было переиначено пользовательское соглашение (даже если возможность его пересмотра заранее была оговорена в условиях обслуживания, — наверняка ведь была).

Чем менее экзотичными будут становиться элементы умного дома на нашем рынке, тем большую весомость для потребителей станут приобретать два этих негативных фактора. Ритейлу и особенно интеграторам, практикующим реализацию для частных заказчиков систем умного дома «под ключ», следует также иметь эти факторы в виду — и с особым тщанием подбирать вендоров, стараясь достоверно спрогнозировать на несколько лет вперёд устойчивость выбранной ими бизнес-модели и их как компании в целом. В противном случае пессимистичный прогноз по сокращению (выраженных в долларах) продаж умных бытовых устройств имеет все шансы воплотиться в реальность. И вряд ли стоит сомневаться, что на российском рынке этот провал окажется ещё более зияющим, чем в целом по миру.

Источник: Максим Белоус, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости