Отечественные разработчики ПО вывели на рынок множество решений. В «Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» зарегистрировано свыше 7 тыс. продуктов различного назначения. Охватить в одном обзоре все многообразие софта и все аспекты, связанные с его продвижением — задача невыполнимая, поэтому сегодня обсудим лишь некоторые вопросы, касающиеся рынка операционных систем и офисных приложений.

В настоящее время в Реестре числится порядка 60 ОС и более 240 офисных приложений, среди которых текстовые и графические редакторы, программы для работы с видео- и аудиофайлами, инструменты для подготовки презентаций, групповой работы, проведения видеоконференций, управления проектами и пр. По-настоящему популярных продуктов, которые на слуху у ИТ-специалистов и пользователей, не так много. К ним можно отнести ОС Astra Linux, Alt Linux, ROSA Linux, Red OS, «Эльбрус», AlterOS, GosLinux, Debian, Ubuntu, офисные пакеты МойОфис, Р7 Офис, Циркон-Офис, AlterOffice, Лотос.

Почти все российские ОС пытаются конкурировать с MS Windows. Помимо этого, идет сравнение со свободно распространяемым или условно свободно распространяемым ПО, прежде всего, с операционными системами UNIX и их производными (Linux, Red Hat Linux и др.). Разработчики классических офисных пакетов позиционируют свои продукты как замену MS Office и онлайн-сервисов Google.

Впрочем, далеко не все специалисты считают, что можно говорить о прямой конкуренции нашего и зарубежного ПО. Корректнее называть российские разработки аналогами западных решений, поскольку полного совпадения по функциональным возможностям нет. Серьезное внимание на ОС и офисные приложения отечественного производства обратили в 2014 г., когда санкции со стороны США и Евросоюза существенно повысили риски, связанные с применением иностранных программных продуктов в государственных организациях и бизнесе. После чего, в сжатые сроки на законодательном уровне были выработаны и утверждены ограничения на использование зарубежного софта.

Специфика рынка: небольшой, молодой, малоизвестный

Многолетнее доминирование зарубежных вендоров и повсеместное использование их программных продуктов осложняет вывод российского ПО на рынок. Как отметил Григорий Сизоненко, генеральный директор ГК ИВК, до сих пор очень сильна инерция пользователей, привыкших покупать импортный софт. Другим серьезным фактором, по мнению Алексея Смирнова, генерального директора компании «Базальт СПО», члена правления АРПП «Отечественный софт», является то, что пользователи мало знают о российских решениях.

«Программные продукты наших разработчиков в 90% случаев покупают госзаказчики и госкорпорации. Развитие рынка отечественного ПО обусловлено, в первую очередь, государственной программой импортозамещения, — считает Андрей Сунгуров, директор по маркетингу и региональному развитию компании MONT. — С одной стороны, это дало определенный толчок рынку, возможность нашим разработчикам быстро нарастить продажи, а значит, заработать деньги и вложить их в дальнейшее развитие продуктов. С другой стороны, российские продукты местами „сырые“, и их необходимо дорабатывать. Например, есть проблемы с совместимостью со сторонним ПО и оборудованием».

Кроме того, в России, по словам Сунгурова, высокие требования к защите информации и отечественной сертификации. Поэтому многие заказчики обязаны покупать ПО, сертифицированное ФСТЭК (государственные органы, оборонная промышленность, объекты критической информационной инфраструктуры и прочие, кому сие предписывается законом). Как следствие — рост стоимости продуктов для конечного пользователя. Также надо сказать, что для отечественных ОС пока не создано достаточно много бизнес-приложений. Офисные программы не имеют такой глубокой интеграции с остальной инфраструктурой, к которой привыкли пользователи.

Михаил Степанюк, директор департамента ПО компании Merlion, отмечает, что важная особенность данного сегмента рынка — его молодость. Он растет и пока еще находится в стадии формирования. В консьюмерском сегменте российскому ПО предстоит переломить ситуацию и завоевать спрос со стороны пользователей, которые пока не спешат переходить на отечественные решения. При этом Степанюк подчеркивает, что темпы развития отечественных программных продуктов в части наращивания функционала очень высоки.

Дмитрий Никитов, директор департамента дистрибуции ПО компании «Марвел-Дистрибуция», говорит, что российским разработчикам приходится конкурировать с Microsoft, чья продукция де-факто считается стандартом. У американцев несравнимо больший бюджет и возможности, они имеет колоссальный опыт в создании ПО — гораздо больший, чем у отечественных программистов, которые изначально находились в роли аутсайдеров.

«В числе важных особенностей отечественного рынка ПО — быстрая трансформация продуктов под задачи и потребности, в первую очередь, государства, которое является основным потребителем российских решений, — заметил Алексей Какунин, директор по продажам компании Axoft в России. — Как следствие, появляются разные подходы к созданию ПО. Один из них заключается в написании исходного кода „с нуля“ силами отечественных специалистов. Другой путь предполагает создание отечественного ПО на основе доработки заимствованных исходных кодов. Российские софтверные компании, специализирующиеся на разработке ОС, по большей части используют второй сценарий. В создании офисных пакетов встречается как первый, так и второй подход».

«Если говорить про офисные пакеты, то тут все сложнее, — говорит Артем Кондратьев, менеджер по развитию бизнеса, департамент инфраструктурного ПО, OCS Distribution. — По умолчанию, во многих ОС уже встроены пакеты LibreOffice, и производители операционных систем осуществляют некоторую поддержку офисных приложений. Но если функционала таких пакетов недостаточно, либо требуется полноценная поддержка, то у заказчика может появиться задача приобретения отдельного офисного пакета от независимого вендора. Этот сегмент, в отличие от сегмента операционных систем, весьма узок, и навскидку можно назвать всего 3 универсальных офисных пакета».

С этой оценкой согласна Анна Липина, руководитель направления импортозамещения офисного ПО компании ЛАНИТ. По ее словам, данный сегмент российского рынка не очень велик, сейчас на нем представлено несколько решений. Самые популярные — Р7-офис, «МойОфис» и AlterOffice. Они имеют различный функционал и пути развития. Некоторые из этих пакетов написаны с нуля, другие ведут историю от давно известных пакетов для ОС на базе Linux.

В пресс-службе облачной платформы «МойОфис» добавили, что в мире не так много стран, где могут создать ОС, системные компоненты и тем более прикладное офисное ПО. Отечественный софт идет, в первую очередь, в сегмент государственных заказчиков, где есть законодательная база для использования именно отечественных продуктов (повышенные требования к безопасности, правила использования криптографических средств и прямые ограничения на закупку иностранного ПО).

Александр Летунов, начальник отдела пресейла, руководитель аналитической группы Департамента внедрения и сопровождения ГК Astra Linux, считает, что специфических особенностей у рынка российского ПО нет. Есть лишь привычки пользователей к внешнему оформлению. Поэтому нужно вовремя и качественно обучать сотрудников использованию решений, отличных от тех программных продуктов, с которыми они имели дело, как с точки зрения взаимодействия, так и с точки зрения администрирования. Например, работа с ОС Astra Linux требует настроек, отличных от Windows, но они не критичны, необходимы лишь внимательное изучение инструкций и ответственный подход к внедрению нового продукта в инфраструктуру. При выполнении этих несложных условий проблем не возникнет, и никакие специфические особенности не будут ярко выраженными и заметными.

Трудности перехода

Что же мешает заказчикам быстрее переходить на российское ПО? Объективные предпосылки для миграции, по мнению Михаила Степанюка, сложились. Но нужно время, чтобы зрелость отечественных продуктов ни у кого не вызывала сомнений. Время на то, чтобы здравый экономический смысл победил прихоти и привычки, чтобы информационная безопасность стала реальным критерием при выборе продуктов.

«Наши продукты покрывают не все направления. Есть много иностранного софта, аналогов которому еще не существует», — заметил Андрей Сунгуров.

Основная проблема, как считает Анна Липина, — это многолетний опыт использования программ от Microsoft и нежелание пользователей переучиваться работать с другим ПО. Также более активный переход на российский софт тормозит отсутствие историй успеха по внедрению отечественных решений.

Артем Кондратьев видит несколько причин: нежелание заказчиков уходить от привычной связки Windows + MS Office и обучаться работе в новых средах и инструментах, опасения недостаточно качественного оказания техподдержки, вопросы совместимости c оборудованием и инфраструктурой, необходимость переносить в Linux-среду пул приложений, которые работают только под Windows (например, различные САПР, самописные системы, элементы экосистемы Microsoft и т.п.). Не все эти моменты сейчас настолько же актуальны, как 3-4 года назад, но вполне могут замедлить процесс перехода.

«Самый серьезный тормозящий фактор — молодость отечественного софта, — сказал Дмитрий Никитов. — Он появился относительно недавно, мало известен на рынке, некоторые продукты имеют ограниченную функциональность. Как можно сравнивать зарубежное ПО с историей почти в сорок лет с отечественными наработками, большинству из которых не исполнилось и пятнадцати лет? Российские пользователи зачастую не видят смысла переходить на отечественный офис, который не всегда работает как надо, в то время, как они давно и успешно используют MS Office. К тому же существует проблема совместимости, когда форматы документов не поддерживаются новым ПО».

Об этом говорит и Алексей Какунин. Согласно прошлогоднему опросу Axoft и Astra Linux на тему импортозамещения в ИТ, 84% респондентов основной причиной, тормозящей этот процесс в стране, называли проблемы интеграции в текущую инфраструктуру. Производители учатся «мирить» между собой различные приложения, качество отечественных продуктов так или иначе ежегодно улучшается. А профессионально подготовленная миграция должна снижать связанные с переходом на отечественное ПО риски, отрицательно влияющие на привычные рабочие процессы у заказчика.

«Сложности возникают при миграции данных из одних систем в другие. Есть вопросы, связанные с обучением персонала: многие привыкли к известным мировым аналогам, — комментирует Владимир Бобров, руководитель проектов департамента ИТ-аутсорсинга ГК „КОРУС Консалтинг“. — Техническое сопровождение отечественных систем для крупных организаций не доставляет дополнительных хлопот, так как уже есть специалисты по Linux, которые поддерживают другие системы, а вот для малого бизнеса иметь в штате такого инженера — дорогостоящая инициатива».

По мнению Анны Липиной, функциональные возможности отечественных офисных пакетов ушли далеко вперед по сравнению с 2015 г., но надо понимать, что нельзя за пару-тройку лет написать полный аналог последней версии MS Word: «Наше тестирование показывает, что функционал российских офисных приложений покрывает потребности корпоративных пользователей примерно на 80%, и на 99% при домашнем использовании».

В пресс-службе «МойОфис» отметили, что осложняет ситуацию и финансовая составляющая, вплоть до того, что проверяющие органы могут признать расходы по переходу на отечественный софт нецелевыми. Поэтому необходима тщательная проработка концепции перехода на российское ПО. Кроме того, есть немало людей, которые считают, что использование отечественного ПО — не необходимость, а модное поветрие, которое через некоторое время пройдет.

«Я бы разделил проблемы перехода на отечественное ПО на две категории: организационную и технологическую, — говорит Григорий Сизоненко. — Технологические трудности связаны с обеспечением совместимости прикладного софта с российскими ОС. Переход на отечественную программно-аппаратную платформу подразумевает замену целых программных блоков, которые используются для реализации различных сквозных бизнес-процессов. Часть программ, входящих в эти стеки, написана под ОС Windows. Это и российское, и импортное ПО. Не для всех импортных программ сегодня существуют российские аналоги, поэтому возникают сложности с их интеграцией в новую ИТ-инфраструктуру. Эту проблему помогают решить разработчики российских ОС, включая в дистрибутивы решения, обеспечивающие работу импортного ПО под управлением российских ОС.

Другая проблема лежит в организационной плоскости. Нам периодически приходится сталкиваться с тем, что люди, принимающие решения, убеждены: российское ПО заведомо хуже импортного. Без аргументов, просто „по определению“. Поэтому ряд организаций в конкурсные требования на закупку софта включает описание функциональности импортных программных продуктов и выдвигает условие точного соответствия программного продукта этим требованиям. Происходит подмена понятий: вместо поиска российского ПО, способного поддержать реализацию тех или иных деловых процессов, организация прицельно приобретает привычный импортный программный продукт. Я убежден, что Счетная палата и ФАС должны настойчивее задавать вопросы руководителям, которые таким образом, по сути, саботируют решения президента и правительства по обеспечению технологической независимости в сфере ИТ».

По словам Александра Летунова, сегодня сложно получить точные данные о переходе компаний на отечественные программные решения, поскольку этот процесс активный и быстро меняющийся. Кроме того, нет методики комплексной оценки доли российского ПО в госкомпаниях или в госорганах. В некоторых нишах, например, в ИБ или бухгалтерского ПО, процент российских продуктов значителен. В других преобладает зарубежный софт.

«По нашим оценкам, доля российских ОС (на базе свободного ПО) в закупках госкомпаний в последние полгода уже превышает 50%. Но, с другой стороны, эта цифра мизерна по сравнению со всем парком установленных и работающих ОС. Текущий компьютерный парк госкомпаний и компаний с госучастием, а это десятки миллионов ПК, до сих пор работает на базе продуктов Microsoft (порядка 80-90% от общего числа). В соответствие с нашими прогнозами, в течение 2-3 лет доля российских ОС в госкомпаниях превысит 50%», — сообщил Александр Летунов.

Алексей Какунин добавил, что в государственном секторе превалирует необходимость выполнить требования законодательства и снизить зависимость от иностранного ПО. На этом фоне, в коммерческом секторе риски использования импортных продуктов оцениваются гораздо ниже, чем в государственном, но и здесь есть примеры, когда отечественные разработчики вполне успешно конкурируют с иностранными, особенно это заметно в сегменте информационной безопасности. По статистике, до 2018 г. прирост продаж решений зарубежных вендоров в Axoft превышал темпы прироста отечественных, но в 2018 г. картина изменилась, отечественные вендоры стали расти быстрее. Например, в 2019 г. российские ИБ-решения в портфеле Axoft приросли на 25%, а прирост оборотов зарубежных ИБ-решений составил 9%.

Без помощи вендоров и канала будет нелегко

Игроки канала заинтересованы в продвижении российского ПО. Как уже отмечалось, этот рынок только-только начинает по-настоящему развиваться, и сулит большие обороты и хорошую маржу.

«Потенциал рынка импортозамещения высок, в том числе, в сегменте ОС и офисных приложений. Государство активно поддерживает и стимулирует данное направление, — отмечает Алексей Какунин. — Многие дистрибьюторы и партнеры второго уровня уже выбрали его как приоритетное и постоянно наращивают экспертизу и компетенции. Партнерский канал самостоятельно или при поддержке дистрибьютора готов оказывать квалифицированную помощь при переходе на отечественные решения и предлагает заказчикам такие сервисы, как проведение аудита программного и аппаратного обеспечения, разработку рекомендаций по поэтапному плану перехода, подбор оптимального набора ПО и оборудования, миграцию с минимизацией рисков нарушения привычных процессов предприятия».

По словам Дмитрия Никитова, дистрибьютору неважно, какое ПО продвигать — российское или иностранное. Если компания может заработать, для нее это интересно. Владимир Бобров согласен, что дистрибьюторы заинтересованы в любых продажах ПО, но отмечает, что сравнить условия с зарубежными аналогами сложно. Александр Летунов считает, что спрос на отечественные решения сейчас высок, заказчики ожидают оперативных поставок по привлекательным ценам.

«Активное участие дистрибьюторов в конкурсах по закупкам отечественного софта говорит само за себя. К тому же, фактором, подогревающим интерес канала, является то, что государство стимулирует переход на отечественное ПО. Значит, спрос и объемы поставок будут расти», — прокомментировал Михаил Степанюк.

«Данный сегмент высокомаржинален и пока не перенасыщен производителями», — добавил Алексей Смирнов.

«OCS видит здесь устойчивый тренд в среднесрочной перспективе, расширяет портфель отечественного ПО и технологических компетенций. Причем, главной задачей мы считаем формирование полноценной платформы решений импортозамещения как на программном, так и аппаратном уровне, с сопутствующей глубокой экспертизой, — заявил Артем Кондратьев. — Для партнеров характерна похожая ситуация, с некоторой разницей в подходах. Одни только оценивают ситуацию, что не мешает им приобретать экспертизу и выполнять проекты с отечественными вендорами. Другие, порой не обладая хорошим техническим ресурсом, уже активно участвуют в продвижении, продаже и внедрениях отечественного ПО с помощью ресурсов дистрибьютора и производителя».

Похожей точки зрения придерживается и Андрей Сунгуров: «Обязательно нужно под свои решения выстраивать экосистему. Вендоры, как в свое время это делала Microsoft, должны стимулировать разработку приложений под свои платформу. Со стороны заказчиков помощь и поддержка в процессе перехода очень востребованы. Не все знают рынок российского ПО, не у всех есть компетентные специалисты для самостоятельного внедрения. С этим должны помочь разработчики и игроки канала».

В пресс-службе «МойОфис» сообщили, что ставку на канал сделали при выходе на рынок еще в 2015 г. Решение полностью себя оправдало. Партнеры не только обеспечивают сбыт продуктов по всей стране, но и готовы осуществлять внедрение «под ключ» — от аудита инфраструктуры заказчика и планирования перехода до обучения сотрудников и работ по интеграции ПО. Это очень востребованные услуги, так как не у каждого заказчика есть специалисты, готовые взять на себя весь процесс перехода.

«Канал уже адаптировался и научился продавать российское ПО. Но если предпродажная подготовка как-то поставлена и работает, то с внедрениями все гораздо сложнее, — говорит Андрей Сунгуров. — MONT как дистрибьютор готов помогать партнерам, в том числе с внедрениями. На наш взгляд, уже существует критическая масса покупателей, чтобы уделять внимание отечественным решениям и вкладываться в них».

Как сообщил Алексей Какунин, сейчас партнеры самостоятельно или вместе с дистрибьютором готовы помогать заказчикам организовать качественную миграцию на отечественное ПО с минимальными рисками. Они проводят комплексное обследование и аудит, выявляют совместимость между собой программных продуктов, готовят инфраструктуру к установке ОС и офисных систем, реализуют тестовую эксплуатацию рабочих мест в реальных условиях применения, консультируют инженеров, проводят вводный инструктаж и подготовку к промышленной эксплуатации. В случае отсутствия необходимых компетенций у партнера, он всегда может обратиться за помощью к дистрибьютору.

Дмитрий Никитов отмечает, что при работе с российским ПО всем игрокам канала сбыта приходится инвестировать средства, прежде всего, в кадры, но не все готовы этого делать на старте работы с новыми вендорами или направлениями. Поэтому на данный момент сложилась ситуация, когда российский производитель сам осуществляет всю поддержку. В редких случаях, когда продукт интересен и уже востребован (производитель вложился в продвижение, продукт имеет хорошую историю и положительные отзывы), участники цепочки сбыта начинают брать на себя первую линию поддержки, и иногда даже вторую, оставляя производителю исключительно функцию третьей линии — создание патчей и изменение кода.

В предвкушении роста

Эксперты единодушны в оценке перспектив рынка российских ОС и офисных пакетов. Все предрекают уверенный рост. Так, по словам Дмитрия Никитова, в последнее время наблюдается лавинообразный спрос на отечественные продукты, который продолжает расти примерно на 30% в год. В основном это касается компаний с госучастием. Согласно плану Правительства РФ, по итогам 2020 г. доля отечественного софта в стоимости закупок составит не менее 70% для госорганов и не менее 50% для госкорпораций и компаний с госучастием, а к 2024 г. эти цифры должны вырасти до 90% и 70% соответственно.

«Несколько лет назад Россия взяла курс на импортозамещение, и уже понятно, что это всерьез и надолго: все больше государственных и коммерческих предприятий начинают использовать российский софт. Рост рынка отечественного ПО гарантирован в течение ближайших лет», — заявил Алексей Какунин.

По мнению Владимира Боброва, перспективы данного сегмента, учитывая общий рост цен и динамку курсов валют, очень неплохие. Кроме того, подходят сроки выполнения планов по импортозамещению, и те компании, кто откладывал это «на потом», будут стремиться достичь обозначенных руководителями целей.

Михаил Степанюк уверен, что произойдет кратное увеличение рынка отечественных ОС и офисных приложений. «В случае сохранения и увеличения темпов разработки и усовершенствования программных продуктов, перспективы обнадеживающие, — говорит Александр Летунов. — Это безусловный вызов для наших разработчиков, и они его приняли. В России есть и технологии, и компетенции для создания полноценного и качественного рынка ПО, не уступающего зарубежным аналогам».

Но революционных скачков ждать все же не стоит. Будет идти поступательное, эволюционное развитие.

Источник: Константин Геращенко, CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости