Данные Canalys свидетельствуют о резком, на целых 17%, росте отгрузок персональных компьютеров (в широком смысле) по итогам минувшего года. Структура этого сегмента ИТ-рынка за время пандемии заметно изменилась: десктопы теперь востребованы в гораздо меньших объёмах, чем до нынешнего кризиса, поставки ноутбуков увеличились почти до уровня 2012 г. (в том числе и за счёт хромбуков), а планшеты оказались востребованы каналом не хуже чем в 2016-м.

Праздничный квартал

Последние три месяца 2020 г. стали для рынка ПК третьим подряд кварталом с положительной динамикой: +35% (тридцать пять, это не опечатка) год к году. Всего за IV кв. 2020-го в мире было отгружено 143,7 млн классических настольных компьютеров, ноутбуков и планшетов. По итогам же целого года объём этого рынка составил 458,2 млн единиц, что на 17% больше уровня 2019-го — и лучший результат аж с 2015 г. (см. рис. 1).

Из этого количества 160,6 млн единиц приходится на планшеты и 30,6 млн единиц — на хромбуки. В четвёртом квартале прирост поставок планшетов в канал достиг 54%, а хромбуков — 287% в годовом исчислении. Учитывая серьёзнейший потенциал роста последних — в России, например, хромбуки сегодня практически вовсе не представлены, — можно ожидать в дальнейшем ещё более выразительной динамики поставок в данном сегменте.

Больше хороших планшетов

Динамика квартальных поставок планшетов в минувшем году разительным образом отличается от привычной (см. рис. 2). Вместо выраженных периодических колебаний с пиком на каждом четвёртом квартале и провалом в середине года на протяжении всего 2020-го (за исключением первых трёх его месяцев, разумеется) в этом сегменте рынка ПК наблюдался поступательный рост.

Особенно отличилась в финальном квартале прошлого года Apple: поставки её планшетов в канал выросли за счёт крайне удачных новых моделей на целых 40% в годовом исчислении, до 19,2 млн единиц, — это лучший результат для iPad с IV кв. 2014-го. Почти вдвое отставшая от лидера Samsung (9,9 млн планшетов за квартал) тоже, тем не менее, продемонстрировала 41%-ный рост отгрузок.

Третье место в глобальном зачёте по «таблеткам» заняла скудно представленная в России Amazon с 6,5 млн устройств. Но самую высокую квартальную динамику показала Lenovo: отгруженные ею в IV кв 2020 г. 5,6 млн планшетов — это на 125% больше, чем за тот же период 2019-го. Huawei по понятным причинам резко, на 24%, снизила поставки в последние три месяца, — и всё-таки сумела не только удержать за собой третье место в сегменте планшетов по итогам всего ушедшего года, но и нарастить объёмы отгрузок на целых 8%. Увы, удастся ли ей продолжать хоть какие-то поставки мобильных терминалов в нынешнем году, сказать пока трудно.

Аналитики Canalys видят в планшетах наиболее простое и удобное средство доступа к тем поистине безграничным вычислительным возможностям, что открывают перед частными пользователями и корпоративными заказчиками разнообразные облачные сервисы. Разброс цен и функциональных возможностей у «таблеток» заметно выше, чем у мобильных ПК с неотсоединяемыми аппаратными клавиатурами (с процессорами x86 или ARM, значения в данном случае не имеет), что делает планшеты привлекательным выбором для более широкой аудитории. Кроме того, недорогой планшет — идеальный гаджет «на всякий случай».

В ситуации неопределённости с режимом удалённой работы и учёбы многие потенциальные покупатели ноутбуков так и не решились в прошлом году приобрести полноценный мобильный ПК: а ну как через месяц-другой придётся возвращаться к привычному ритму жизни, — и что тогда, недешёвая покупка будет пылиться без дела? «Таблетка» же семейный бюджет серьёзно не обременяет, так что может быть куплена даже в качестве резервного устройства доступа к облачным сервисам — если вдруг что-то пойдёт не так с основным домашним ПК.

Не случайно на CES 2021 Microsoft, Dell, Lenovo и другие вендоры представили столько новых планшетов с пристяжными клавиатурами. Спрос на эти простые, гибкие в применении и эффективные устройства и в нынешнем году ожидается немалый, так что производителей классических ПК ожидает в сегменте «таблеток» напряжённая конкурентная борьба с его нынешними лидерами — Apple и Samsung.

Хромбуки — это серьёзно

График квартальных отгрузок хромбуков в канал на протяжении последних нескольких лет во многом был схож с таковым для поставок планшетов, — разве что пиковые объёмы в каждом годовом цикле приходились не на четвёртый, а на второй квартал (см. рис. 3). Причина вполне очевидна: основной потребитель хромбуков в США и Западной Европе, на основных рынках их присутствия, — сфера образования, а там закупки оборудования на новый учебный год приходятся в основном на конец предыдущего. С полным переводом системы образования на удалёнку потребовалось резко приблизить уровень оснащённости учащихся персональными компьютерами насколько возможно к 100%, — и хромбуки, выигрывающие в цене у ноутбуков из-за отсутствия ёмкого накопителя и недешёвой операционной системы, оказались для этого самым подходящим решением.

В данном сегменте глобального рынка ПК драматические реалии 2020-го также проявились в непрерывном поступательном росте поставок, который наблюдался (пусть и на минимальную величину) даже в первом квартале. Результаты, показанные вендорами хромбуков IV кв. минувшего года в относительных величинах, поражают воображение: HP — рост на 235%, Dell — на 317%, Samsung — на 630%, Lenovo — и вовсе на 1766%... По итогам всего года динамика выходит несколько более скромной, но всё равно воодушевляющей. Да, в абсолютном выражении за год в мире было отгружено менее 31 млн хромбуков, — менее 7% от всего объёма поставок ПК. Однако это в два с лишним раза больше, чем в 2019-м.

Вполне вероятно, что со временем и российский рынок оценит удобство и простоту обращения с этими толстыми клиентами для доступа к облачным услугам, предоставляемым Google. Хотя, с учётом актуальных тенденций в области обеспечения информационного суверенитета, нельзя исключать использования у нас того же самого «железа» — но с привязкой к аналогичным локальным сервисам, когда и если те будут предложены российскими компаниями в достаточном объёме. Тогда логично будет уже говорить не о хромбуках, а о каких-нибудь «яндексбуках» или даже «мэйлрубуках».

Таблица 1. Глобальные поставки ПК (с учётом планшетов) за весь 2020 г.

Вендор

Поставки в 2020 г., млн единиц

Доля рынка в 2020 г., %

Поставки в 2019 г., млн единиц

Доля рынка в 2019 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

Lenovo

87,0

19

73,3

19

+19

Apple

81,4

18

66,4

17

+23

67,8

15

63,2

16

+7

Dell

50,5

11

46,7

12

+8

Samsung

34,5

8

23,3

6

+48

Прочие

137,1

30

119,9

31

+14

Итого

458,2

100

392,9

100

+17

Источник: Canalys

Таблица 2. Глобальные поставки планшетов за весь 2020 г.

Вендор

Поставки в 2020 г., млн единиц

Доля рынка в 2020 г., %

Поставки в 2019 г., млн единиц

Доля рынка в 2019 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

Apple

58,8

37

47,3

38

+24

Samsung

31,0

19

22,1

18

+40

Huawei

16,3

10

15,0

12

+8

Amazon

15,9

10

13,9

11

+14

Lenovo

14,2

9

8,4

7

+70

Прочие

24,5

15

18,6

15

+32

Итого

160,6

100

125,3

100

+28

Источник: Canalys

Таблица 3. Глобальные поставки хромбуков за весь 2020 г.

Вендор

Поставки в 2020 г., млн единиц

Доля рынка в 2020 г., %

Поставки в 2019 г., млн единиц

Доля рынка в 2019 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

HP

9,4

31

5,1

35

+83

Lenovo

6,8

22

1,7

12

+287

Dell

4,6

15

2,9

21

+58

Acer

4,3

14

3,0

20

+43

Samsung

1,9

6

0,4

3

+400

Прочие

3,7

12

1,5

10

+146

Итого

30,7

100

125,3

100

+109

Источник: Canalys

Источник: Максим Белоус, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости