Микропроцессоры востребованы сегодня едва ли не в каждой отрасли, от добычи полезных ископаемых и логистики до медицины и сельского хозяйства. До самого последнего времени глобальные поставщики одинаково успешно удовлетворяли спрос и на чипы для традиционного ИТ-рынка (центральные и графические процессоры, память, всевозможные сетевые контроллеры и т. п.), и на специализированные микросхемы для применения в иных индустриях. Однако теперь аналитики бьют тревогу: в нынешнем году потребность одной только автомобильной отрасли в чипах существенно превзойдёт возможности чипмейкеров — что не сможет не отразиться на поставках компьютеров, гаджетов и умных вещей.

Позитивная динамика продаж смартфонов, ПК и прочих традиционных ИТ-продуктов в минувшем году ознаменовала кардинальное отличие коронакризиса от предшествовавших ему глобальных экономических потрясений. Казалось бы, перспективы ИТ-отрасли на ближайшие годы светлы и ясны: умная потребительская электроника продолжит оставаться востребованной, облачные услуги будут становиться всё более развитыми и многоплановыми (что, в свою очередь, обеспечит дальнейший рост продаж серверов, СХД и коммуникационного оборудования), распространение сетей и популяризация сервисов 5G подстегнёт продажи соответствующих смартфонов и операторской аппаратуры... Однако не тут-то было: едва мировая экономика за пределами классического ИТ-рынка начала демонстрировать первые признаки оживления, как сразу же выяснилось: чипов на планете производится недостаточно для удовлетворения спроса на них во всех индустриях одновременно.

По данным Semiconductor Industry Association, в 2020 г. глобальные продажи полупроводников достигли объёма 439 млрд долл. США, что на 6,5% больше уровня 2019-го. При этом на американские компании (Intel, Qualcomm, Nvidia и т. д.) пришлось около половины всех этих продаж — и лишь 12% фактического объёма выпуска полупроводниковых микросхем. Ситуация вполне объяснимая: подавляющее большинство чипмейкеров сегодня относятся к разряду fabless, не владеющих собственными фабриками. Такие компании разрабатывают инженерный дизайн микроконтроллеров, после чего размещают заказы на них у располагающих производственными мощностями контрактных партнёров: по большей части, южнокорейских (в первую очередь, конечно, Samsung Electronics) и тайваньских (TSMC — крупнейший в мире изготовитель микросхем — и его менее масштабные коллеги).

Всё было бы ничего, если бы не разразившаяся в прошлом году пандемия. Потребление ископаемых энергоносителей в мире драматически снизилось — сыграли свою роль и приостановка производств, и перекрытие границ из-за локдаунов. Продажи не-ИТ товаров длительного пользования, в особенности автомобилей, рухнули. Соответственно, те заказчики со сторонних рынков, которые прежде закупали микросхемы в заметных объёмах — а это прежде всего разработчики современных напичканных электроникой автомобилей, — не разместили у своих партнёров-чипмейкеров очередные заказы на эту самую электронику.

Проблема заключается в том, что специализированные микроконтроллеры и прочее ИТ-оборудование для автомобилей обходится заказчикам довольно дорого, что делает нерентабельным накопление крупных запасов. Плюс к тому, эволюция модельных рядов в автоотрасли сродни смартфонной («Сколько-сколько твоей машине лет? Три? Как ты вообще ездишь на этом старье?!»), и заполнять склады сегодняшними чипами, рассчитывая использовать их в завтрашних авто, большого смысла не имеет. В результате под самый конец 2020-го, когда автоиндустрия Юго-Восточной Азии, США и Западной Европы начала демонстрировать первые признаки восстановления, производители самобеглых колясок вдруг оказались перед лицом острого дефицита специализированных микросхем.

Консалтинговая фирма AlixPartners, которую цитирует агентство Bloomberg, оценивает потери автопроизводителей по всему миру из-за нехватки чипов в 14 млрд долл. только за первый квартал текущего года, а всего по его итогам недополученная по этой причине выручка может достичь 61 млрд. Производственные цепочки в автоиндустрии накануне кризиса были оптимизированы со всем возможным тщанием, в результате чего складские запасы компонентов для автомобилей на заводах сократились до считанных недель, а кое-где и дней непрерывного производства. Когда же границы оказались перекрыты, а фабрики смежников закрылись на карантин, производство это закономерно встало.

И возобновить его теперь, как выясняется, — большая проблема. Настолько большая, что свежесформированная администрация Байдена уже в конце января организовала переговоры с участием американской автоиндустрии и тайваньских чипмейкеров — с тем, чтобы надавить на TSMC и прочих изготовителей микроконтроллеров и заставить их отвести немалую часть своих производственных мощностей под срочный выпуск необходимых автомобилестроителям чипов. А иначе, как это теперь принято, — живительный ввод санкций.

Тем временем официальный представитель Micron заявил, что нехватка не только микропроцессоров, но и чипов оперативной памяти (DRAM) будет остро ощущаться на протяжении по меньшей мере нескольких грядущих лет — что приведёт, разумеется, к росту цен на них. Эксперты Digitimes оценили рост цен на память DDR3 (используемой сегодня в основном как раз для оснащения не новых ПК и серверов, а встраиваемой и индустриальной электроники) только по итогам нынешнего года в 40-50% относительно уровня конца 2020-го.

Основная масса тайваньских чипмейкеров, уже столкнувшаяся с превышением спроса над своими производственными возможностями, намерена отдавать приоритет долгосрочным контрактам и заказам от постоянных клиентов. Для ИТ-рынка (вендоры которого, собственно, и есть те самые постоянные клиенты тайваньских изготовителей микросхем) это означает, что по крайней мере объёмы необходимых ему чипов в обозримой перспективе не сократятся.

Однако наращивать их вслед за увеличением спроса станет, несомненно, проблематично — на фоне того, что вслед за автопроизводителями на мощности чипмейкеров начнут всё активнее претендовать поставщики сельскохозяйственного, промышленного и иного оборудования, не говоря уже о бурно растущем сегменте Интернета вещей, в том числе индустриального. Цены на микросхемы при таком спросе, ясное дело, вниз не пойдут — что будет способствовать росту выручки в канале в целом, но наверняка ограничит количественные объёмы продаж. Вне всякого сомнения, скучным 2021-й год для ИТ-рынка не станет!

Источник: Максим Белоус, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости