На фоне блестящего для Apple в целом четвёртого календарного квартала 2020 г. невыразительно смотрятся достижения одной-единственной подкатегории гаджетов: iPhone 12 mini. Согласно данным, которые приводит исследовательская компания Counterpoint Research, к середине января текущего года на миниатюрные («миниатюрные» только по нынешним временам; с дисплейными диагоналями менее 6 дюймов) версии iPhone приходилось не более 5% всех продаж смартфонов Apple на территории США.

Совсем, кажется, недавно крупноэкранные смартфоны в российском сегменте Интернета многие снисходительно называли «лопатами», критикуя за неудобство управления ими одной рукой, за избыточный риск повреждения (большой телефон проще случайно выронить, механическая прочность тонкого аппарата снижается с увеличением его длины и ширины) и т. п. Однако и у нас, как свидетельствует недавно опубликованная аналитика Tele2, стали в последнее время заметно чаще приобретать смартфоны с более чем шестидюймовыми диагоналями. За 2020 г. доля устройств с диагональю от 6 дюймов в абонентской базе только этого оператора увеличилась на 19 процентных пунктов — до 36%.

Во всём мире ситуация ещё более показательная. Аналитики J.P. Morgan оценивают долю смартфонов с диагоналями до 6 дюймов в глобальном объёме продаж — именно продаж, не отгрузок в канал — не более чем в 10%. Агентство Consumer Intelligence Research Partners, подтверждая по собственным источникам выводы Counterpoint Research, предполагает, что новенькие iPhone 12 mini «скорее всего, разочаровали Apple», поскольку уже за октябрь-ноябрь 2020 г. доля реализованных по всему миру этой разновидности «яблочных» смартфонов не превосходила 6% от общего объёма продаж. Даже iPhone SE — тоже не самая удачная модель, прямо скажем, — продавались за этот период лучше.

Эксперты из Flurry Analytics ещё в конце ноября прошлого года безапелляционно назвали iPhone 12 mini «самым неудачным смартфоном в модельном ряду Apple за последние три года». Тогда, два с лишним месяца назад, это заявление представлялось довольно-таки опрометчивым: глобальный кризис подорвал покупательную способность населения всей планеты, и на этом фоне вряд ли стоило сомневаться в росте интереса потребителей к более дешёвым устройствам. Поскольку на дисплей приходится около четверти себестоимости современного смартфона, от размеров этого компонента напрямую зависит розничная цена готового гаджета.

И всё же мировой рынок с очевидностью голосует сегодня трудовым долларом, рублём и евро именно за крупноэкранные смартфоны. Аналитики даже такого уважаемого ИТ-издания, как ArsTechnica, вынуждены были признать ошибочность своей предварительной оценки iPhone 12 mini как потенциально наиболее предпочтительной для широких масс новинки Apple в модельном ряду 2020 г.

Причину того, что покупатели выбирают более дорогостоящие смартфоны с большими дисплеями, эксперты находят в возросшей за период пандемии роли мобильных гаджетов как главного (а часто и единственного) окошка в цифровой мир. Да, с компактным устройством действительно удобнее управляться одной рукой. Но если держать перед глазами светящийся экран смартфона приходится по несколько часов в день, лучше уж, чтобы он был покрупнее: снизить нагрузку на зрение для всё более заметной доли потребителей становится делом первостепенной важности. Даже если за повышенный зрительный комфорт придётся расплачиваться и дополнительной суммой денег, и необходимостью управляться с гаджетом обеими руками.

Косвенным подтверждением этому тезису служит серьёзное переформатирование рынка планшетов в минувшем году, на которое указывает Strategy Analytics. Именно в 2020-м доля 10-дюймовых и ещё более крупных «таблеток» превысила половину в общем объёме их поставок, выйдя на уровень 56%, — впервые за всю историю этого сегмента ИТ-рынка. Крупноэкранные смарфтоны без сомнения каннибализируют продажи 7- и даже 9-дюймовых планшетов, поскольку как правило предлагают более широкую палитру функциональности, а также лучшее качество динамиков, микрофона и камеры при сопоставимых размерах дисплея.

Обходятся при этом смартфоны дороже, да, — но и относится к их покупке потребитель по-иному. Планшет — устройство, промежуточное по функциональности между смартфоном и ноутбуком. Приобретают его часто не по насущной необходимости, спонтанно, — а в кризис частота внезапных немотивированных покупок резко снижается. Зато на по-настоящему нужное и полезное устройство — тот же самый крупноэкранный смартфон — можно и поднакопить, и целевой кредит взять, чётко осознавая все его преимущества в реалиях локдауна и переноса огромной доли повседневной активности (рабочей, развлекательной, коммуникативной) в онлайн.

В этой связи особенно амбициозным видится намерение компании Asus развивать в 2021 г. своё смартфонное направление за счёт не только очередного геймерского гаджета ROG Phone5, анонс которого ожидается уже в марте-апреле, но и новой компактной модели ZenFone Mini. Детальные её характеристики пока не известны, однако источники из DOM-индустрии говорят о близком к 5,5 дюймам по диагонали дисплее (недавний Asus ZenFone 7, напомним, был весьма внушительной 6,67-дюймовой моделью) и современной системе-на-кристалле Qualcomm Snapdragon 800-й серии.

Навряд ли компактной тайваньской новинке удастся переломить актуальную тенденцию смартфонного рынка к превалированию крупноэкранных моделей. Однако спрос на небольшие гаджеты, безусловно, сохранится хотя бы на нишевом уровне. А успешно действовать в ограниченных по объёму нишах — сегодня, пожалуй, единственный способ эффективно соперничать с доминирующими на рынке игроками, не ввязываясь в изнуряющие ценовые войны и сохраняя такую ценную в наши дни потребительскую лояльность.

Источник: Максим Белоус, crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости