Игровое направление было и остается драйвером всего ИТ-рынка и критически важным направлением для цифрового ритейла. Геймерские компьютеры — довольно дорогие системы, причем подверженные устареванию быстрее других типов ПК, да еще и допускающие продажу большого количества довольно дорогих опций (про это мы еще поговорим в одном из следующих материалов). Что произошло в сегменте игровых ноутбуков, какие важные изменения состоялись и к чему готовиться каналу?

Ноутбуки и Ampere

Особенность момента — представление для мобильных систем графики Nvidia на новой платформе Ampere, которая заменяет предыдущую линейку на архитектуре Turing (вендор продолжает называть платформы в честь великих ученых). Платформа Ampere уже прекрасно зарекомендовала себя на «десктопах», как отметил Каустуб Сангхани, вице-президент и директор GeForce OEM в Nvidia. После выхода графических карт на новой архитектуре для стационарных систем — это произошло в середине прошлого мая — появление аналогичных решений для мобильных систем было предсказуемо, а сроки выхода новинок заранее известны игрокам канала.

Одновременно с объявлением мобильной версии Ampere ключевые вендоры представили более 70 ноутбуков с новыми GPU. По заявлению компании, цены на новинки начинаются от 99 999 руб. Новые ноутбуки, которые представили Acer, Alienware, Asus, Dell, Gigabyte, HP, Lenovo, MSI и Razer, остаются тонкими и относительно легкими мобильными устройствами, а не превращаются в неповоротливые устройства класса DTR. Новинки поддерживают технологии Max-Q третьего поколения, часть из которых управляются AI, и другие новые оптимизации (см. врезку), что позволяет повысить производительность ноутбуков в реальных задачах. Правда, маркировки Max-Q в отношении дизайна GPU больше не будет, что приводит к проблеме, способной запутать пользователей и вызвать недовольство.

Max-Q теперь становится зонтиком для обозначения технологий, которые позволяют повысить производительность и эффективность ноутбуков. Среди технологий Max-Q — Dynamic Boost 2.0, Resizable Bar и DLSS для повышения производительности, а также Whisper Mode 2.0 для обеспечения оптимального баланса между уровнем шума системы и ее производительностью.

Скандал? Нет, новые правила

Nvidia теперь помечает мобильные видеокарты «GPU для ноутбуков», прекратив их разделение на Max-Q и на Max-Р (GPU с регулярным энергопотреблением и частотами), а перепоручив ставить соответствующие метки вендорам ноутбуков. Унификация маркировки способна создать проблемы. Напомним, что карты с маркировкой Max-Q были оптимизированы «по энергоэффективности», то есть обладали пониженным энергопотреблением при уменьшенной производительности, а в Max-Р — наоборот, сбалансированы для достижения наивысшей производительности. Разница в производительности у видеокарты при разной балансировке может превышать 30%! Очевидно, что заданная балансировка способна существенно повлиять на выбор ноутбука, а ошибка при выборе приведет к тому, что система будет выдавать совсем не те параметры, на которые рассчитывал пользователь.

Заметим, что ситуация не новая, решение для нее также известно.

«Частоты GPU в рамках одного наименования, например GeForce RTX 3060, могут отличаться, как и предыдущих поколениях», — говорит Ирина Шеховцова, руководитель коммуникаций российского офиса Nvidia, но подчеркивает, что именно производитель ноутбука определяет финальные характеристики GPU для конкретной конфигурации устройства. Однако покупателю может быть не совсем понятно, какой именно вариант видеокарты установлен в той или иной модели и, соответственно, на какую производительность в итоге можно рассчитывать.

«Все характеристики (частоты, энергопотребление, поддержку технологий Max-Q) пользователь может уточнить в панели управления драйверов Nvidia, — напоминает г-жа Шеховцова. — Производители ноутбуков также будут размещать эту информацию у себя на сайтах. Кроме того, мы работаем с розничными магазинами, чтобы эта информация появилась на сайтах компаний и в демозонах магазинов».

Как видно, явного скандала не случилось, но ответственным за коммуникацию с потребителем специалистов — от маркетологов и рекламистов ритейлеров до технических консультантов в торговом зале — нужно помнить о ситуации. Это позволит избежать многочисленных мелких сканальчиков, которые могут произойти из-за непонимания покупателями особенностей текущей ситуации.

Вопросы с новой маркировкой — не единственная напасть, способная создать проблемы. Вполне вероятен дефицит ноутбуков с видеокартами новой архитектуры. Выход решений на платформе Ampere в сочетании с резким взлетом курса биткойна сделал актуальным майнинг, причем даже не на специализированных «фермах», а на пуле из ноутбуков! Активизировавшиеся майнеры массово скупают ноутбуки, имеющие «на борту» GeForce RTX 30xx и оперативно создают из них «фермы». При имеющихся ценах на ноутбуки и курсе криптовалюты ноутбук в таких фермах способен окупиться дней за двести, а при дальнейшем росте курса время на «отбивание вложений» может стать и меньше. Такая ситуация вполне может привести к дефициту ноутбуков.

Игры: сохранение трендов и изменение восприятия

Рост геймерского сегмента продолжается. «Мировая индустрия гейминга оценивается почти 160 млрд долл., — говорит Алексей Воронков, вице-президент и генеральный директор HP Inc. в регионе Восточная Европа. — Во всем мире насчитывается более 2,7 млрд игроков, из которых 46% — женщины».

«Игровая индустрия показывает уверенный рост, отчасти на это повлияла и массовая самоизоляция», — подчеркивает Владислав Тушканов, старший исследователь данных в «Лаборатории Касперского». Аналогичные тренды отмечают и другие игроки рынка.

«Мы видим, что люди, которые ранее никогда не играли, присоединяются к геймингу», — говорит Айдин Гоксель, менеджер по маркетингу HyperX International по Восточной Европе.

«Игры — гораздо больше, чем просто времяпрепровождение в одиночестве. Это новый способ общения для людей, возможность соревноваться и развивать свои навыки. Это образ жизни», — говорит г-н Воронков.

Процесс роста аудитории, судя по всему, будет продолжаться и после того, как пандемия отступит и карантинные ограничения будут смягчены, а потом и вовсе отменены.

«ПК остается основной платформой для игровой аудитории в России», — отмечает г-н Гоксель, отмечая, что из играющих россиян большинство — 58,3% — используют для процесса ПК, со ссылкой на данные Newzoo.

Значительное количество геймеров — 42% — рассматривают игры как средство для взаимодействия с друзьями и укрепление дружеских отношений, по данным опроса, проведенного по заказу «Лаборатория Касперского». Коммуникационная функция гейминга пока не вошла в тройку ответов-лидеров — на первом месте оказалось желание избавиться от стресса и нервозности (55%), далее идут желания испытать волнение и азарт (46%), а также удовольствие от достижения поставленных целей (43%) — но вплотную приблизилась к «Тор three». Интересно, что школьников не опрашивали — в исследовании принимали участие россияне в возрасте от 18 до 35 лет — что косвенно указывает на понимание «Лабораторией» целевой аудитории рассматриваемого нами рынка.

Для игр и для креатива

Важно, что новые видеокарты на платформе Ampere способны увеличивать эффективную скорость работы систем при решении творческих задач. Например, по заявлению Nvidia, новые графические ускорители на ноутбуках могут увеличить скорость рендеринга вдвое по сравнению с системами, располагающими GPU предыдущего поколения, видеоредакторы на них могут работать с 8K материалами (в RAW!), ускорить операции на базе AI, которые все чаще используются в приложениях для творчества.

Наличие у некоторых моделей ноутбуков сертификации RTX Studio подтверждает, что данное устройство наилучшим образом подходит для создания визуального контента, по мнению разработчиков GPU. Nvidia называет решения Studio «платформой», которая объединяет продвинутые решения с мощными CPU, объемом памяти не менее 16 Гб и видеоускорителями GeForce RTX и Quadro RTX. Платформа Studio позволяет повысить производительность и надежность работы профессионального софта и ускорить рабочий процесс. Ноутбуки «для креативщиков» получают специализированные наборы средств разработки и драйверы с одноименным названием Studio, способные отслеживать обновления более 200 неигровых приложений и с ними обеспечивать стабильность рабочего процесса.

Что это значит для ритейла

Для всего направления ПК-гейминга это прекрасный ответ конкурентам в ходе «внутривидовой борьбы» в игровом сегменте. Мы помним, что сегмент консолей получил мощный импульс для развития с выходом новой Sony PlayStation, также быстро растет направление мобильных игр. В результате эти сегменты оттягивают на себя внимание и другие ресурсы пользователей — прежде всего, денежные. Вывод новой платформы видеоускорителей Nvidia — событие хотя и регулярное, но нечастое, а потому всегда важное для всего сегмента ПК и для ритейла, в имеющихся условиях — особо важное.

Появление ряда новых моделей, имеющих «на борту» Ampere, дает шансы участникам канала резко нарастить продажи в течение ближайших кварталов, чем и надо воспользоваться. В следующем материале рассмотрим модели на GeForce RTX 30xx, представленные ключевыми вендорами, которые для ритейлеров и будут инструментами для наращивания продаж в этом сезона.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости