Разнообразные события, сопровождающие выход мобильных видеокарт Nvidia RTX 30xx на платформе Ampere, заслуживают отдельного рассмотрения. Обновления архитектуры происходят регулярно, казалось бы, замена Turing на Ampere — событие предсказуемое, почти штатное. Все должно было быть привычно: ключевые вендоры анонсируют линейки моделей одновременно с объявлением Nvidia новой графики, в течение какого-то времени новинки добираются до рынка и за пару-тройку кварталов постепенно вытесняют решения на предыдущей архитектуре. Но в этот раз этот естественный ход событий сопровождает многое из того, что раньше не происходило, во всяком случае, в таких масштабах.

К архитектуре Ampere претензий нет

Вендоры высоко оценили Ampere — как версию для стационарных систем, которая появилась в прошлом мае, так и мобильную версию, анонсированную в ходе январской CES. Новая архитектура, лежащая в основе RTX 30хх, является продуктом эволюционного развития, говорит Константин Яковлев, технический директор российского представительства Gigabyte Technology, отмечая также: «Нельзя не заметить и прорывные моменты, которые позволили существенно нарастить количество ядер CUDA, тензорных ядер, определить вектор взаимодействия видео-ОЗУ и системных компонентов, а также ряд уже известных технологий, в названии которых небезосновательно появились пояснения Gen2 или даже Gen3».

Для пользователей и для канала выход Ampere — больше, чем появление новых карт с увеличенной производительностью. Графика на новой платформе — основа для дальнейшего развития игрового и прикладного софта, способного поднять на новый уровень всю индустрию развлечений, способствовать креативным искусствам и других направлений.

«Сегодня „мяч на стороне“ разработчиков прикладного ПО, которые стремятся активно внедрять новые возможности видеоускорителей в свои продукты, — отмечает г-н Яковлев. — В этом контексте особенно перспективным представляется направление AI».

Стоит помнить, что видеокарты кроме обеспечения высокой производительности на графических приложениях способны резко увеличить скорость работы с рядом других задач, в частности, для использующих «искусственный интеллект».

Ожидаемые действия вендоров и необычная позиция НР

В продуктовых линейках изменения огромны: новые модели ноутбуков с начала года показали практически все ключевые вендоры: Acer, Asus, Dell/Alienware, Gigabyte, Lenovo, MSI и Razer. Спектр новинок интересен своей широтой: там есть продукты разных ценовых диапазонов, с разными подходами к форм-факторам, некоторые даже достаточно революционны.

Однако HP пока не представила моделей с новыми видеоускорителями. Разумеется, решения НР с графикой на Ampere будут, о чем заявляли как Nvidia, так и вендор ПК.

«В HP гейминг занимает в категории ПК особое место, — отметил Алексей Воронков, вице-президент и генеральный директор HP Inc. в регионе Восточная Европа. — Мы разрабатываем мощные устройства и удобные аксессуары, чтобы позволять игрокам совершенствовать свои достижения и получать удовольствие от игры».

Но здесь и сейчас НР не стала участвовать в «гонке новинок», что привносит определенную интригу. Когда на рынке появятся новинки с новой графикой — а выйти они могут как в геймерской серии Omen, так и в серии Pavilion, домашних системах общего предназначения — они не затеряются среди анонсов конкурентов и, вполне возможно, будут встречены рынком более благожелательно. Кроме того, продукции НР не коснется внезапная напасть — дефицит комплектующих.

Внезапный дефицит

Ноутбуки с новыми видеокартами становятся дефицитным товаром. Сегодня можно только предполагать, насколько острым окажется дефицит, и как долго он продлится. Его определяют две причины, помимо высокой востребованности у целевых аудиторий геймеров и креативщиков.

Во-первых, внезапно новинки оказались популярными как среди ЦА, так и среди майнеров, чего не ожидал никто. Курс биткойна обновляет рекордные показатели за всю историю криптовалюты, что снова сделало майнинг «горячей темой», а оборудование для него — остро востребованным товаром. Напомним, что особенностью биткойна является ограниченное количество «монет», что в условиях майнинга означает возрастающие объемы вычислений для получения каждого следующего «битка». Майнинговые фермы, оставшиеся со времен предыдущей «криптолихорадки» уже неактуальны в экономическом плане: их мощности для добычи оставшихся биткойнов слишком малы, а энергопотребление по современным меркам — крайне велико. Майнеры начинают использовать ноутбуки, которые в данном случае оказываются актуальными из-за сочетания высокой производительности и низкого энергопотребления! Даже относительно небольшие «фермы» из ноутбуков с графикой на Ampere стали экономически оправданны, более того, способными окупиться за 6-7 месяцев даже если курс биткойна не будет взлетать такими темпами.

Во-вторых, ситуация с «двойной популярностью» создает проблемы для индустрии, причем более серьезные, чем обычно. Когда спрос на новые решения начинает резко — и внезапно! — превышать предложение, производству надо пропорционально нарастить обороты. А сейчас это сделать крайне проблематично: производство микропроцессорной «начинки» начато относительно недавно и поэтому, скорее всего, все еще требует технологической доводки. Г-н Яковлев задается вопросом: «Насколько быстро фабрики по производству базовых кристаллов смогут довести процент выхода годных изделий до нужных кондиций и при этом насытить рынок необходимым количеством кристаллов?» Но ответ пока неизвестен.

Возникший дефицит графических карт Nvidia — а проблема захватывает как ноутбуки, так и десктопные решения — дает хороший шанс AMD на увеличение продаж Radeon’ов. Но сможет ли воспользоваться этим шансом AMD — пока сложно сказать. Разумеется, Nvidia никак не заинтересована в таком развитии событий и, похоже, уже предпринимает ответные шаги — они тоже необычные — но рассмотрение этих вопросов несколько шире рассматриваемой сейчас тематики.

Новинки и их особенности

Новых моделей ноутбуков, имеющих «на борту» видеокарты RTX 30xx, представлены десятки. Какие общие приятные особенности есть у этих товарных линеек?

  • Цены на ноутбуки с новыми картами, по заявлению Nvidia, начинаются от 99 тыс. руб., что позволяет новинками сразу проникать в массовые сегменты. Спектр моделей с новой графикой способствует быстрому созреванию сегмента, облегчая пользователям выбор и покупку системы, наиболее полно соответствующей личными предпочтениям как по техническим, так и по экономическим параметрам.
  • Новые видеокарты прекрасно сочетаются с процессорами как от Intel, так и от AMD, решения обоих вендоров широко представлены на рынке. Разговоры о «заговоре» Nvidia с Intel с целью оказания давления на AMD/ATI, как видно, на практике подтверждения не нашли. На процессорах AMD показали как массовые модели (например, Acer Aspire), так и системы для хардкорных геймеров (например, Acer Nitro).
  • Ряд новинок представлен в широком спектре модификаций, вариативность относится как к центральному процессору и памяти, так и к дисплеям. Например, модель Blade 15 от Razer доступна с тремя вариантами разрешения дисплея — FullHD, QuartoHD и UltraHD, получившими частоты обновления 360, 240 и 60 Гц, соответственно.

Nvidia не является монополистом: как бы ни были хороши решения на архитектуре Ampere, они не захватывают рынок полностью, для них есть альтернативы. Среди новинок этого года есть решения, использующие графику ATI. Например, Dell представлял на CES ноутбуки, построенные на связке Intel/Nvidia, но показал и модель G5 15 SE, построенный на AMD Ryzen с видео на Radeon. Как видно, Интересно, что этот товар также с высокой вариативностью в рамках одной модели: доступен с дисплеями, частоты обновления у которых могут быть от 60 до 144 Гц, также есть различные варианты дисковой подсистемы, включая «комбо» из SSD и HDD.

Анонсирована геймерская модель, которую будут поставлять с предустановленной Linux! Решение на AMD Ryzen 7 5800H с GeForce RTX 3070 анонсировала европейская компания Slimbook, которая объявила, что новинка будет доступна как с предустановленной Windows 10, так и с Ubuntu. Пока сложно сказать, что и как оптимизировали в Ubuntu и ее приложениях для раскрытия потенциала Ampere — ведь, по заявлению производителя, поставки этого ноутбука начнутся только в мае.

Чего не было на анонсе? Ни слова про VR!

Интересно, что в ходе анонсов ни вендор, ни производители ноутбуков не сделали выразительных акцентов на актуальности новых видеокарт для VR-задач, хотя возросшая производительность графических подсистем в данном случае открывает ряд новых возможностей.

Между тем, рынок VR-решений и смежных с ним систем продолжает развитие, как отметила Екатерина Филатова, президент Ассоциации дополненной и виртуальной реальности, открывая профильный Forum AVRA Day-2021. Эту же мысль развил Сергей Носов, президент Teslasuit, отметив, что общий объем глобального рынка соответствующих решений вырастет с 19 млрд долл в прошлом году до 72 млрд уже в 2024. Сегмент становится все более развитым с ростом количества реализованных проектов и экспертизы фирм-разработчиков, кроме того, VR, как и многие другие направления современного ИТ, получила импульс от пандемии.

Однако в перечне вертикальных рынков, которые наиболее активно внедряют AR/VR, ведущие позиции занимают маркетинг с рекламой, промышленность с корпоративным обучением, образование с медициной да туризм с музеями, как отметила г-жа Филатова, а только после них идут игры с развлечениями. Разумеется, при таком раскладе VR пока не может активно влиять на продажи игрового «железа», поэтому в контексте выхода мобильного Ampere про него и не вспоминали. Соответствующие акценты появятся, но не скоро — о них начнут говорить в недалеком будущем, спустя еще одно-два поколения графических карт.

Что это значит для ритейла

Выход нового поколения видеокарт и одновременный фейерверк новейших моделей ноутбуков, использующих GPU на архитектуре Ampere, для ритейла, конечно же, праздник. Событие стимулирует спрос на новые и по большей части дорогие игровые модели, может, даже более сильный, чем в период новогодних распродаж и в сезон «Back to school». Для удовлетворения спроса вендоры представили широчайший спектр интереснейших моделей. Все как нельзя лучше для канала! Но есть и проблемы. «Повышенный спрос накладывается на дефицит ключевых компонентов», — обрисовал ситуацию Дмитрий Кравченко, генеральный директор Acer в России.

Нарастающий дефицит, заметим, для канала не является чем-то принципиально новым. Кейсы успешной работы с товарными группами в условиях внезапно наступившего дефицита существуют, остается их вспомнить и применить в новых условиях. Правда, в данном случае дефицит может оказаться настолько значительным, что свершится переход количественных изменений в качественные, и понадобится создавать новые кейсы. Но пока возможность такого развития событий все же выглядит маловероятной.

Ряд моделей с видеокартами «прошлого сезона» могут начать устаревать быстрее обычного, что отразится на спросе и может потребовать изменения ценовой политики. Однако выход новых платформ Nvidia — событие периодическое, так что игроки канала прекрасно знают, как поступать в таких случаях. Сейчас нужно лишь помнить, что динамика возрастает, поэтому привычные события могут происходить в непривычном темпе, что требует мониторинга ситуации и быстрой реакции на рыночные изменения.

Как видно, проблемы не новые, но из-за их масштаба реакция рынка может быть странной. Например, в условиях разнонаправленных трендов у покупателей может начаться формирование отложенного спроса. Хотя в современном мире спрос может и не стать отложенным, не успев сформироваться, оказаться удовлетворенным решениями конкурентов из той же ниши (AMD/ATI), конкурентами косвенными (приставки) и даже принципиально новыми игровыми технологиями («облачный» гейминг). Рынок сегодня очень пластичен, поэтому продолжение бума, вызванного выходом мобильного Ampere, может оказаться непредсказуемым.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости