Рост популярности подписок — один из крупнейших трендов последних десяти лет. Формат прогнозируемых ежемесячных платежей вместо единовременных крупных затрат привлекателен как для конечного пользователя, так и производителя. Сегодня прослушивание музыки, просмотр фильмов и сериалов, заказ еды и других FMCG-товаров уже невозможно представить без подписки. Резкий бум интереса к такой модели наблюдается в самых разных сферах, включая ИТ. Так, по прогнозам Gartner, в связи с пандемией и снижением прибыли многие предприятия будут вынуждены пересмотреть планы по развертыванию ИТ-проектов. Это неизбежно приведет к тому, что руководители ИТ-подразделений будут активнее пользоваться облачными сервисами и ИТ-решениями по подписке.

Если говорить о России, можно отметить, что в последние годы адептов работы по схеме «ИТ по подписке» или «ИТ как услуга» становится все больше. Во-первых, заказчиков привлекают гибкие и легко масштабируемые решения на фоне динамично меняющихся условий рынка. Во-вторых — экономическая выгода такого подхода при построении ИТ-инфраструктуры. Ведь главное удобство заключается именно в возможности ежемесячно платить только за использованные мощности, избегая крупных единовременных капитальных расходов.

При этом о такой модели потребления сохраняется множество мифов. Часто можно услышать, что она не подходит для российского рынка, несет в себе риски для дистрибьюторов и партнеров, не отвечает требованиям безопасности, и в целом непонятно, что происходит с оборудованием после завершения подписки. Попробуем разобраться.

Что представляет собой «ИТ по подписке»?

«ИТ по подписке» — это услуга по предоставлению вычислительных ресурсов или ресурсов систем хранения, оплачиваемая компанией по мере использования. В нее могут быть включены: оборудование, программное обеспечение, доставка и страховка, сервисы по установке, услуги технологического консалтинга, а также техническая поддержка оборудования с согласованным уровнем SLA (Service Level Agreement).

Технологические мощности предоставляются на оборудовании, которое устанавливается в ЦОДе предприятия или в арендуемых стойках. Ежемесячный платеж заранее согласован и предсказуем, но при этом имеется возможность выбора — вендор и заказчик совместно оценивают предполагаемые объёмы услуг на определенный промежуток времени с учетом планируемого роста ИТ в среднесрочной перспективе, а затем предприятие оплачивает только фактически использованные мощности. При этом действует динамическая тарифная сетка: чем больше услуг потребляет заказчик, тем меньше стоит единица задействованного оборудования. Более того, по истечении 3-5 лет компания может рассчитывать на апгрейд системы: техническое обновление на последнее поколение серверов, процессоров и т. д.

Модель «ИТ по подписке» не совсем корректно приравнивать к аутсорсингу, так как она не претендует на замену или отказ от штатных ИТ-сотрудников. Более того, технические специалисты заказчика являются важным звеном согласования набора оборудования и услуг на всех этапах проработки и согласования договора. Вендор координирует лишь техническую составляющую, включая совместный с заказчиком мониторинг работы оборудования, ремонт и отслеживание инцидентов, в то время как планирование и распределение мощностей ведется специалистами предприятия.

Миф 1. В России «ИТ по подписке» плохо продается

Основной миф, который чаще всего встречается, — что российские компании больше полагаются на CAPEX, то есть на традиционные закупки оборудования в собственность, поэтому модель «ИТ как услуга» не найдет применения в нашей стране. Для начала давайте посмотрим на данные рынка. К примеру, по оценкам iKS-Consulting, за последние 4 года сервисы PaaS («ИТ-платформа как услуга») показывали двукратный рост в России. Аналитики прогнозируют, что к 2024 году объем этого рынка достигнет почти 11 млрд рублей.

Во-вторых, отдельные российские заказчики очень ценят работу по подписке за простоту и скорость процедуры дозакупки вычислительных мощностей. Учитывая текущую волатильность рынка, изменение спроса происходит достаточно стремительно. И если бизнесу необходимо оперативно увеличить мощности, ему не нужно проводить масштабные и длительные закупочные процедуры, которые в среднем занимают от 4 до 12 месяцев. При действующей подписке заказчик делает дополнительную заявку на оборудование и, если запрошенные мощности покрываются согласованным буфером, дозакупка происходит за один день.

Миф 2. У вендора появляется доступ к конфиденциальным данным заказчика

Конечно, предприятия опасаются того, что у вендора будет доступ к их закрытым корпоративным ресурсам. На практике оборудование, предназначенное для конкретного заказчика, находится на его территории и обрабатывает задачи и данные исключительно этой компании. Вендор не имеет полного доступа к оборудованию и ПО, который есть у администраторов предприятия. Мониторинг работает на скриптах, текст которых виден заказчику, а вендору обычно отправляются только .xml-файлы с результатами дневного потребления.

Если речь идет о закрытых площадках, то существует немного модифицированный способ передачи таких сведений в формате ежедневного брифинга. Файл мониторинга, передающийся за безопасный контур организации, включает в себя только информацию о состоянии сервера (включен/выключен), объём размеченного, выделенного и свободного пространства на СХД. Здесь данные сначала отправляются заказчику, он их проверяет и только потом передает вендору. Информацию можно отсылать в виде незашифрованных текстовых файлов или в зашифрованном виде — на усмотрение предприятия. Все эти меры позволяют продавать услуги «ИТ по подписке» заказчикам с самыми жесткими требованиями со стороны внутренних служб безопасности.

Миф 3. Ведется некорректный подсчет мощностей и сомнительное ценообразование

Правильная оценка задействованных мощностей является одним из самых важных элементов подписки. Поэтому контроль ресурсов происходит в понятных единицах и в максимально открытом и прозрачном формате. Обычно отчетность ведется на отдельном портале по аналитике потребления, где можно посмотреть информацию об использовании оборудования с конфигурацией под конкретного заказчика.

Контроль оборудования происходит в различных единицах. К примеру, по задействованным серверам, графическим процессорам или портам на коммутаторах, использованному объему системы хранения данных или выделенному объему памяти для систем виртуализации. Если заказчик выбирает SAP HANA, возможно поставить оборудование и в конце периода брать оплату только за задействованный объем данных SAP HANA. Также можно производить измерения и последующую оплату по данным контейнеров или виртуальных машин. При необходимости в точках доступа (например, в торговой сети), можно платить по мере роста торговых точек.

Для бизнеса такая прозрачная отчетность исключительно интересна, так как показывает точное количество потребляемых услуг, актуальных в определенный момент, и их влияние на бизнес-процессы компании. Ведь на практике часто возникает ситуация, когда заказчик планирует запас мощностей на 3-4 года вперед, при этом на определённых этапах проекта могут возникнуть пиковые нагрузки, на других — периоды спада, когда требуется в два раза меньше ресурсов. Так, в среднем предприятия устанавливают на 59% больше необходимого объема мощностей для вычислений и на 48% больше для хранения. В рамках модели «ИТ по подписке» сразу есть ответы на ключевые вопросы: что купили, что используем и какие прогнозируются затраты в следующем отчетном периоде.

Миф 4. По подписке доступен лишь ограниченный набор решений

Возможно, это было правдой 5-10 лет назад. Сегодня по подписке можно получить практически любой набор систем и ПО. Стандартное предложение обычно включает в себя автоматическое обновление оборудования раз в несколько лет, чтобы обеспечить заказчика современной технологической платформой. Более того, для подписки сейчас спроектированы типовые архитектуры для разных применений, с тем чтобы предложить готовые программно-аппаратные конфигурации и услуги с моделью оплаты, привязанной к конечному бизнес-результату. Решения зачастую включают требуемое ПО, включая такие сервисы, как EDB Postgres, Hortonworks, Cloudera, CommVault), а также услуги по проектированию, внедрению для быстрой интеграции в ИТ-окружение, удаленному управлению и администрированию.

Миф 5. Партнеры лишаются доходов, так как вендор напрямую взаимодействует с заказчиком

Вендоры никоим образом не конкурируют с партнерами в рамках «ИТ по подписке». Наоборот, продвижение таких решений еще больше укрепляет партнерские отношения. На практике вендор достаточно плотно взаимодействует как с партнером, так и с заказчиком в рамках подобных проектов. Зачастую партнер предоставляет дополнительные услуги поверх той технологической платформы, которая поставляется вендором по подписке. В таких случаях заказчик получает наиболее выгодное решение, которое сочетает в себе самую современную и надежную технологическую базу и максимально полный набор услуг от вендора и партнера. В этом смысле нет никакой конкуренции вендор vs. партнер, наоборот, максимальная синергия.

В завершение хотелось бы отметить, что модель «ИТ по подписке» имеет огромный потенциал. Сегодня скорость развития и роста — один из ключевых факторов конкурентоспособности любой компании. И бизнесу важна возможность гибкого масштабирования мощностей и своевременного обновления оборудования. Благодаря подписке заказчик получает лучшее из двух «миров» публичного и частного облаков: у него есть своё облако и оборудование стоит на его территории — на той площадке, которой он владеет или которую арендует. При этом само оборудование не нужно ни покупать, ни обслуживать — идеальный вариант!

Источник: Анатолий Дедов, Руководитель продаж департамента системной интеграции и технической поддержки, HPE Россия

Версия для печати (без изображений)   Все новости