Массовый возврат с «удаленки» — как обратно в офисы, так и на гибридные форматы работы —открывает новые возможности для участников ИТ-рынка. Откуда эти возможности появились, как новые тренды связаны с ранее известными и что можно предпринять игрокам канала в новых условиях?

Незамеченный «юбилей»

Коронавирусу в стране ровно год: первый подтвержденный случай зарегистрирован 2 марта 2020. За этот год на рынке произошли серьезные изменения, наиболее важным из которых является «легализация» формата удаленной работы на всех уровнях: от низшего руководства в компаниях до принятия соответствующих законов Думой и подзаконных актов — Правительством.

Технические возможности позволяли практиковать такой формат и раньше, на практике им пользовались в основном творческие работники и некоторые особо ценные сотрудники, которым такое обычно позволяли по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам. До пандемии только 4% россиян имели опыт удаленной работы и еще 6% — гибридной, по данным ВЦИОМ.

Что мы получили за год?

С началом пандемии на «удаленку» перешли миллионы. ИТ-отделам пришлось быстро конфигурировать решения для обеспечения нового режима, пользователям — привыкать к новым форматам и к новым условиям труда. Изменения произошли значительные, мы отметим три момента, наиболее важных для канала.

Обновленный парк клиентских компьютеров, которые частью принадлежат компаниям, но переданы в пользование сотрудникам (CYOD), частью — наоборот, принадлежат сотрудникам, но их используют для решения рабочих задач (BYOD). Про бум продаж ноутбуков во втором-третьем кварталах все помнят — в основном это были решения, в первую очередь, предназначенные для решения офисными тружениками в новых условиях своих повседневных рабочих задач. Обновление парка ноутбуков, заметим, продолжается и в этом году.

Опыт виртуализации, который игроки рынка за прошедшее время накопили огромный. Причем сказанное справедливо для всех игроков рынка — ИТ-отделов компаний, интеграторов, cloud-провайдеров и т. д. Виртуализация позволяла сделать управляемым весь этот зоопарк клиентских компьютеров, обеспечить приемлемый уровень ИБ для всей корпоративной инфраструктуры, которая по большей части оказалась «зарубежной» относительно периметра корпоративного ландшафта. Заметим, что «цифровая трансформация» продолжалась, и именно виртуализация все чаще оказывалась адекватным ответом на вызовы ситуации — в данном случае речь идет не о виртуальных рабочих столах и не о виртуализации приложений, а о виртуализации серверов, систем хранения данных (СХД) и прочих базовых элементов корпоративной инфраструктуры.

Новые привычки сотрудников — как пользователей, так и ИТ-специалистов — позволяющие уверенно и работать в новых условиях. Всем пришлось получать новые навыки, например, умение вести рабочие коммуникации через мессенджеры и посредством видеоконференцсвязи, осваивание новых интерфейсов программ, знакомство с новыми правилами ИБ и т. д.

Система, построенная и, главное, отлаженная за прошедший год работы в условиях пандемии, оказалась современной, гибкой и хорошо подходящей для разных профилей работы. Ее создавали для «удаленки», но она также будет актуальна и для мобильных пользователей — когда-нибудь мобильность вернется и станет доступной для миллионов, которые могут выполнять рабочие функции с равной легкостью как у себя на балконе, так и на балконе гостиницы в Сочи, по пути на дачу в пригороде или в бунгало где-нибудь на Карибах. Важно, что для работы в офисе система тоже прекрасно подходит!

Рынку нужны в большом количестве компоненты для построения «облаков», которые являются идеальной средой для виртуализации. «Облака» как платформы обеспечивают широкую, практически бесконечную вариативность технологий, на базе которых можно строить новые бизнес-решения или адаптировать уже имеющиеся. Разворачивание новых программных продуктов с целью ознакомления, запуск «самописных» пилотных проектов для тестирования, эксперименты с «образами» инфраструктуры — для этого и для многих других технических надобностей «облако» подходит как нельзя лучше. Также рынку нужны cloud-провайдеры, cloud-интеграторы и специалисты по созданию, внедрению и развитию cloud-native-решений.

Чем хорош гибридный формат работы

Если коротко — он оказывается более жизнеспособный, как и любой другой гибрид в природе. Как оказалось, в чистом виде «удаленка», с преимуществами и недостатками которой все мы познакомились за прошедший год, далеко не всегда удобна, равно как и недавно привычное «офисное рабство». Гибридный формат, сочетающий удаленную работу с присутственными днями в офисном пространстве, позволяет обеспечить современный уровень гибкости в организации работы каждого и при этом сохранить живое общение всех, которое полностью «в виртуальность» перенести невозможно.

Совместные походы на обед, мимолетные встречи в курилках, у кулера или кофемашины представляют собой «площадки» для тысяч микро-брейштормингов, которые важны для процессов генерации новых идей. Также эти микро-встречи хороши для передачи отдельных «квантов» практического опыта, знаний о корпоративной культуре, неформализованной информации о «смежниках», поставщиках, партнерах и т. д. Совещания, «летучки» и прочие традиционные форматы полномасштабных мозговых штурмов также лучше проводить в офисе и «вживую». Кроме того, периодические посещения рабочего места, как оказалось, тонизируют и повышают внутреннюю дисциплину каждого.

Конечно, новый офис «никогда не станет прежним», он окажется больше похож на коворкинг, чем на привычное еще недавно рабочее пространство. Какой должна быть «штатная» инфраструктура для обеспечения работы в таком пространстве? Топовые решения мы рассматривали в конце прошлого года, но по понятной причине они были и остаются штучными. Как должна выглядеть базовая инфраструктура для обеспечения работы офисов в современных условиях, которая становится «must have» для миллионов квадратных метров коммерческой недвижимости?

Большинство россиян считают, что гибридная работа эффективнее полностью удаленной — таких 66%, как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на данные февральского исследования «Битрикс24». Важно, что 84% опрошенных уверены, что культура дистанционной работы, полученная в 2020 году, поможет работникам и компаниям адаптироваться к гибридному графику.

Total wireless

Сотрудники будут мобильны и в пределах офиса — даже если они сохранят привычное фиксированное рабочее место (что, кстати, вовсе не обязательно), им придется часто и много перемещаться по офису — на совещания, летучки, семинары, «на ковер» к начальству и т. д. Разумеется, при этом они будут носить с собой ноутбуки, которые и являются их основным рабочим инструментом. Про взгляд Intel на современные ноутбуки, соответствующие такому режиму работы, см. врезку ниже.

Новые ноутбуки легкие, их просто носить с собой по офису. Они обладают прекрасной автономностью и способны без проблем обеспечить более 8 часов автономной работы с офисными приложениями. Им даже подключение к электрическим розеткам в офисе не очень нужно — унифицированное подключение к зарядникам USB/Thunderbolt при необходимости решит проблему подзарядки в любом месте. Кабельное подключение компьютеров к офисной сети в этих условиях выглядит даже смешно — wireless становится естественным. Более того, актуальным становится wireless-подключение к периферии: беспроводное подключение к ЖК-панелям или проекторам позволит «расшерить» и демонстрировать презентации; подключение к «электронным доскам» — наоборот, тут же «снять» с них информацию и продолжить ее использование в электронной форме. Более того, для офисных задач оказывается актуальным беспроводное подключение даже к мониторам! Для работы с текстами и с таблицами «геймерские» миллисекундные отклики неактуальны, поэтому Wi-Fi-соединение вполне обеспечит комфортную работу с парочкой UltraHD-мониторов, которые вполне могут быть крупных диагоналей.

Врезка

Intel Evo — «знак качества» для современных ноутбуков, подтверждающий соответствие системы оптимальному, с точки зрения корпорации, набору спецификаций. Напомним, что среди требований сертификата как описание отдельных компонент (например, «must have» Wi-Fi 6 и Thunderbolt 4), так и интегральных характеристик (например, более 9 часов автономной работы, быстрая зарядка, выход из спящего режима менее чем за секунду и т. д.). Массовое появление ноутбуков с сертификатом Evo было запланировано на начало этого года, и они появились: Acer Swift 3 и 5, Asus Zenbook Flip, Dell XPS 13 (в традиционной модификации и в корпусе-трансформере), целый ряд моделей в серии НР Spectre 360 и др. Однако требования Evo искусственно ужесточены обязательностью Intel Iris X. Если абстрагироваться от этого чисто маркетингового требования, то легко видеть, что модели, соответствующие базовым пользовательским характеристикам, существовали и раньше — например, HP Elite Dragonfly и другие топовые решения.

Врезка

Wi-Fi 6 как основа для «нового wireless»

«Сеть есть офис» — так можно изменить классический тезис в современных условиях. Для новых условий актуально повышение эффективной скорости работы соединения, а также обеспечение работы большого количества подключенных устройств на территории офиса. Сегодня это рабочие компьютеры, планшеты, смартфоны, а также офисные принтеры, компоненты систем наблюдения, элементы «умного здания» и многие другие умные девайсы. Количество подключенных устройств постоянно растет: «Сегодня свой IP-адрес имеет даже авторучка», — образно описал ситуацию Антон Павленко, руководитель дирекции вычислительных комплексов, сервиса и аутсорсинга в «Инфосистемы Джет», выступая на Партнерской конференции Huawei 2021.

Очевидно, что для новых офисных сетей наилучшим образом подходят решения, работающие в стандарте Wi-Fi 6, который для соответствующих задач и проектировали. Широкое покрытие, высокая пропускная способность, малое время отклика, безопасность — эти особенности «шестого формата» отметил Сергей Аксенов, ведущий эксперт-консультант по технологии Wi-Fi в Huawei. Конечно, стоит помнить о высокой заинтересованности вендора в продвижении устройств с поддержкой Wi-Fi 6, в производстве которых компания «впереди планеты всей», но в техническом плане Huawei совершенно прав.

Новые решения радикально отличаются как на уровне отдельных компонентов, так и на уровне управления Wi-Fi-сетями. Например, переход в роутерах от всенаправленных антенн к решениям с динамически изменяемыми диаграммами направленности в реальных условиях позволяет увеличивать средние скорости передачи данных от 120 до 170 Мбит/с, как отметил г-н Аксенов. Использование AI для задач администрирования, автокалибровки и оперативного управления сетями, по словам Кирилла Серебрякова, ведущего менеджера Huawei, способно в автоматическом режиме идентифицировать до 85% технических проблем. Использование AI, имеющего доступ к Big Data, накопленной вендором, позволяет вполовину снизить стоимость обслуживания современных Wi-Fi-сетей в офисах и кампусах, сказал Виктор Смоковдин, заместитель директора московского центра Huawei OpenLab, сославшись на ряд прецедентов.

Что это значит для ритейла

Для работы в новых условиях офисам понадобится большое количество новых ноутбуков — обновление парка будет продолжено, множество Wi-Fi-роутеров с поддержкой «шестого формата», а также оборудование, сервисы и лицензии для создания «облаков» и разворачивания на их базе виртуальных корпоративных инфраструктур. При этом продолжает возрастать потребность в системах хранения данных (в том числе, и в корпоративных, так как далеко не всю хранимую информацию можно отдавать «на сторону» в силу ряда причин, как подчеркнул Дмитрий Бутмалай, директор департамента по продвижению продуктов в Rubytech), в решениях ИБ (как в виде компонент, так и в виде сервисов) и прочих инфраструктурных компонентах. Важно понимать, что через партнерскую сеть активно продают как товары, так и услуги — например, 96% сервисных контрактов Huawei в прошлом году было продано именно через партнеров, как отметила Ирина Кузнецова, менеджер по продаже сервиса Huawei. Но к горячей теме продажи сервисов — в том числе, «облаков» — через партнеров мы еще вернемся.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Версия для печати (без изображений)   Все новости